Предлагаемая вниманию читателей статья основана на многих официальных источниках, ранее опубликованных в различных печатных изданиях. Но даже при кажущемся обилии объективной информации и документов, освещающих происхождение ингушского этноса, тема все равно остается открытой, как для поиска новых данных, так и, самое главное, для серьезного и глубокого анализа истории ингушского народа и его трагедии.Ингуши являются коренными насельниками Северного Кавказа. Они включаются специалистами в кавкасионский антропологический тип, относятся к
балкано-кавказской семье большой европеоидной расы. Говорят на ингушском языке, который вместе с чеченским и бацбийским составляет нахскую(кистинскую) группу иберийско-кавказской семьи языков; прослеживаются также связи ингушского языка с языками древней хуррито-урартской группы.
В начале ХХ в. М. Туманов в работе «О древнем языке Закавказья» убедительно обосновал связи нахских языков с языком Древнего Урарту. Позже в работах академика Мара это нашло подтверждение.
Работы В.В. Иванова, И.М. Дьяконова, Ю.Д.Дешериева, Е.М. Крупнова и др. историков указывают на генетическую связь ингушейс хуррито-урартским миром – (III и II тыс. до н. э.).Этноним «ингуши», получивший
распространение в литературе с середины
XVIII в., своим происхождением обязан
русским ученым, офицерам, часто
посещавшим ингушское селение Онгушт
(Ангушт), расположенное юго-восточнее
современного г. Владикавказа (ныне с.
Тарское РСО-Алания), жителей которого
называли «ангуштовцы», «ингушевцы» с
постепенным переходом в «ингуши». Само
название ингушей – гIалгIай. По мнению
ряда исследователей, слово «гIалгIа»
означает «житель башен». Выдвигалось
мнение о связи этнонима «гIалгIай» с
именем божества в языческом пантеоне
древних ингушей и греков – «Гела»,
«Гала». Оба этнонима – «ингуши» и
«гIалгIай», вобрали в себя ряд нахских
обществ: Галгаевское, Цоринское,
Джейраховское, Фяппинское (Кистинское) и
Мецхальское, которые во второй половине
XVIII - начале XIX веков слились в единый
народ, занимающий современную
территорию Ингушетии.
По имеющимся письменным источникам и
археологическим данным, ингушские
племена с I тыс. до н. э. прочно
обосновываются в горах Центрального
Кавказа и на равнинах Предкавказья.
В ценнейшем источнике по истории и
этнографии народов Северного Кавказа,
«Географии» древнегреческого географа и
историка Страбона, отражен этноним
«гаргара» (от ингушского «герга» -
близкий, родственник, родственный),
который относят к предкам нахов.
Клапрот и Пфафф на основе
историко-географических данных о
Кавказе (Страбон, Прокопий, Плутарх)
считают, что «гаргареи» древних авторов
являются ингушами-галгаями.
Ранний период ингушской истории
(согласно страбоновским и другим
документальным источникам) связан со
знаменитой Кобанской культурой I тыс. до
н. э., которая получила свое наименование
по названию аула Кобан, расположенного в
Тагаурском ущелье Северной Осетии, где
впервые в северокавказском регионе были
выявлены, ставшие широко известными,
археологические памятники. Исследования
ученых позволяют сделать вывод, что при
определении этнического и
антропологического лица кобанцев
Центрального Кавказа исследователи
видят в них древних ингушей.
Источники, в частности, называют крупное
племя аргов, обитавшее в Центральном
Предкавказье (предгорно-плоскостные
районы Чечни, Ингушетии, Северной Осетии
и Кабардино-Балкарии). Длительное время
занимающийся историей Аланского
государства археолог из Владикавказа
В.А. Кузнецов вслед за рядом ученых
пришел к выводу, что «северокавказские
арги в этноязыковом отношении - … одно из
древних нахских племен».
В грузинских письменных источниках III в.
до н. э. ингуши упоминаются под
этническим именем «дзурдзуки» -
древнегрузинское название ингушей. Их
расселение на плоскости было временно
прервано в XIII в., в период
монголо-татарского нашествия.
В период средневековья, в X – XII веках, на
Центральном Кавказе сложилось и активно
функционировало Аланское
государственное образование, в составе
которого, доминировали древне-ингушские
племена.
Особое место в северокавказской истории
занимает общественное устройство
ингушей – совершенно особенный народ в
этом смысле. У каждого народа на Кавказе
были свои правящие сословия: у адыгов –
пши и уорки (князья и дворяне), у
карачаевцев и балкарцев – таубии и
ездени, у осетин – алдары и уздени, у
народов Дагестана – ханы и беки. У
ингушей же никогда не было ни того, ни
другого. Они имели принципиально иной
общественный строй, структурированный в
тейповую систему. Слово «тейп» пришло из
арабского языка вместе с исламом и
переводится как «род, большая семья,
группа». Ингушский «тейп» можно
определить как объединение свободных
общинников, выступающих единым
социально-политическим целым.
Основным критерием, объединяющим
ингушские тейпы, был комплекс
традиционных норм этики ингушей
«гIалгIай-эздел», включающий такие
понятия, как: «эздел» - сдержанность,
благородство, воспитанность, уважение к
окружающим; «эхъ» - стыд, совесть. Понятие
«яхъ» имеет два значения, первое -
чистота помыслов, внутренняя гармония,
нравственная составляющая личности,
второе - соревновательность в
неукоснительном следовании
нравственным нормам в поступках и
действиях. Понятие «денал» охватывает
такие качества, как сила духа, мужество,
решительность и смелость, верность
слову, надежность, достоинство; «сий» -
честь; «къонахчул» - рыцарство. Понятие
«сагал» означает человечность;
«къахетам» - сострадание; «хаьнал» -
благо, полученное честным трудом. Эти
традиционные этические нормы и правила
поддерживают самобытность и
устойчивость ингушского народа,
сохраняют глубинные основы гармоничного
развития личности и отражают наследие
мудрой философии ингушского фольклора,
носителями которого были древние
ингуши...
Ингуши всегда испытывали страх лишиться
важнейшего наследия отцов — чести,
свободы, Родины. Бросить вызов судьбе и
сохранить себя в истории народу помогло
то, что великий русский писатель Л. Н.
Толстой в «Войне и мире» называл «духом
нации». Именно этот непокорный и
непокоренный дух, прекрасные народные
обычаи, традиции помогли народу
выстоять, выжить наперекор судьбе.
О любом народе судят по его героям. Это
маяки, нравственные ориентиры, на
примерах которых воспитывается
подрастающее поколение. Наши предки
говорили: «Достойные мужчины — опора
народа» («Дика къоанахий — мехка
бIоагIий).
У ингушей издревле существовал культ
мужчины-героя. «Къонах»: «къо» (сын) +
«нах» (народ), то есть «сын народа»,
истинный мужчина — так говорят в народе
о храбром, благородном, мужественном
человеке. Существовал неписаный кодекс
ингушской чести, и нарушение хотя бы
одной из заповедей этого кодекса в
народе не прощалось.
Каждый народ имеет свою историю. Ее
нельзя искажать в угоду конъюнктурным
интересам, она не подвластна какому бы то
ни было диктату.
Это объективный и неповторимый процесс.
Нельзя историюнарода рассматривать вне
времени и пространства, вне связи с
историей окружающих его народов.
Ингушский народ, пожалуй, единственный в
России, который не имеет своей научно
обоснованной истории. Сколько раз
история ингушей в прошлом
переписывалась вслед меняющимся
партийным или конъюнктурным установкам.
Много раз в своей тяжкой истории ингуши
оказывались в столь драматических
коллизиях, что были на грани
исчезновения. Нет в мире таких испытаний,
которые бы судьба не послала нашему
народу, но каждый раз ингушский народ,
как птица Феникс, возрождался из пепла.
Сталинская диктаторская машина –
геноцид, кровавые акции репрессий,
депортация коренных народов Кавказа, и в
том числе ингушей, все это явилось
источником ряда острых
социально-политических проблем
сегодня...
23 февраля 1944 года - трагическая дата в
жизни ингушского народа. Ингуши вместе с
чеченцами, по надуманным обвинениям,
подверглись тотальному выселению в
Сибирь и республики Средней Азии. Такая
же участь постигла балкарцев,
карачаевцев, калмыков, крымских татар,
немцев Поволжья и другие народы. Этим
народам был нанесен колоссальный ущерб.
Их лишили Родины, всего имущества и
обрекли на смерть. Многие погибли в
дороге, а затем и в ссылке, а оставшиеся в
живых жили в нечеловеческих условиях,
подвергаясь унижениям и оскорблениям.
9 января 1957 г. Президиум Верховного
Совета РСФСР принял указ о
восстановлении ЧИ АССР и ингуши получили
возможность возвращения на Родину. Но не
все. Для многих, кто проживал до
выселения в Пригородном районе, трагедия
продолжается до сих пор.
Нам примерно известно, сколько погибло в
пути следования и на месте от холода,
голода, болезней и бесправного
существования. Но невозможно подсчитать,
на сколько десятилетий наш народ был
отброшен депортацией назад в
социально-экономическом,
общественно-политическом, научном,
культурном и образовательном развитии, в
процессе становления своей
государственности.
В условиях жесточайшей дискриминации,
преследований и тотального подавления
любых, даже самых безобидных, попыток
почувствовать себя равными среди равных,
наш народ все-таки выжил в местах
выселения и не растерял свои лучшие
качества, обживался и трудился, учился, и
ежедневно, ежечасно жил мечтой о
возвращении на свою малую родину. И эта
мечта, ставшая неофициальной
национальной идеей всего народа, помогла
ингушам вернуться домой. Все это
достигалось только благодаря небывалому
единству, сплоченности и взаимовыручке.
Долгие годы тема депортации целых
народов умалчивалась в отечественной
истории и партийной литературе, хотя ее
последствия и продолжали негативно
сказываться на судьбах этих этносов.
В середине ХХ века ингушский народ
вернулся из ссылки нищим, отсталым в
культурном, политическом и
экономическом развитии. Но ингуши уже
знали - для того, чтобы развиваться, им
нужна своя государственность, весь XX век
прошел для ингушей под знаменем борьбы
за свою самостоятельность. В результате
деятельности многих патриотов в апреле
1991 г. Верховным Советом РФ был принят
Закон «О реабилитации репрессированных
народов» и постановления ВС РСФСР о
необходимости территориальной
реабилитации до конца 1991 года. Но на деле
этот закон не действует до сих пор.
В 1992 г. 4 июня Парламентом Российской
Федерации был принят Закон «Об
образовании Ингушской Республики в
составе РФ».
Наши предки через все жизненные
невзгоды, тяготы, лишения, сложнейшие
коллизии, долгий и тяжкий путь изгнаний,
громадных людских жертв и неисчислимых
страданий пронесли и сохранили для нас
свое этническое «Я» в образе
национальных традиций и обычаев, в то
время как более многочисленные народы
исчезли с лица земли.
Каким вышел из испытаний, выпавших на
его долю, народ? Какой ценой досталось
каждому поколению выживание, обретение
себя? Как удалось не сломаться в этой
нелегкой борьбе с самой судьбой, не
затеряться в ее лабиринтах?
На эти вопросы ответят те, кому дорого
наследие ингушского народа, кто будет
бережно хранить уникальный этнический
стержень наследия древних нахов…
Перестройка и гласность позволили
раскрыть некоторые, прежде закрытые
архивы и снять табу на упоминание об
одной из самых позорных страниц
отечественной истории. В прессе
появилось много публикаций по
депортации, стали выходить сборники
документов. Центральной властью на волне
популизма было принято много
нормативных правовых документов по
реабилитации репрессированных народов.
Но дальше принятия документов, к
сожалению, дело не пошло. За вполне
справедливой и запоздалой декларацией
не последовало соответствующих
действий.
А между тем, многие архивные документы
до сих пор не исследованы, и они хранят
много тайн, которые раскрыли бы
подлинную историю ингушей и последствия
нашей депортации. Из большого количества
косвенных факторов видно, что причина
высылки была и в географическом
расположении этноса, и в соседстве с
другими народами Северного Кавказа, и в
слабости руководства республики того
времени, и в стремлении центра расширить
жизненное пространство для других, и в
старых обидах за позицию ингушского
народа в 20-30-е годы XX века, и во многом
другом.
В самом начале 90-х годов в ученых кругах
промелькнуло сообщение о том, что в
архивах Москвы была обнаружена карта
Северного Кавказа 1940 года, на которой
территория Чечено-Ингушетии уже была
разделена между соседними народами. Еще
не было войны, из-за которой
народы-депортанты будут огульно
обвинены в массовом предательстве, но
наказание уже было априорно придумано, а
территория разделена... Но эта карта
оказалась недоступной...
И сегодня по чьей-то указке многие
архивные документы скрыты от ученых.
Более того, засекречиваются и открытые в
начале перестройки бумаги. Многие
исследователи, работая над
«непопулярными» темами, сталкиваются с
ситуацией, когда на запрашиваемые из
Российского государственного архива
новейшей Истории документы им отвечают,
что таких первоисточников у них нет. А
некоторые ученые ссылаются на них и
цитируют. Имеет место факт, когда
исследователь столкнулся с тем, что
оказался засекреченным целый фонд в
Ростовском региональном архиве, который
всего лишь пять лет назад был открытым…
Все это уроки истории, которые интересны
тем, что ничему не учат...
Рецидивы старого сознания и поведения,
основанного на тоталитарном образе
мышления, все еще сказываются в
сегодняшней практике в отношении
депортированных народов. А преодолеть их
можно, лишь зная подлинную историю
народов.
Использованная литература
Ингушетия и ингуши. Том 1 (Сост. М.
Яндиева). Назрань-Москва, 1999.
Ингуши. Краткая история, их участие в
войнах России. (Сост. Ах.У. Мальсагов).
Пятигорск, 2005.
Возвращение к истокам. (Сост. С.А.
Хамчиев). Саратов, 2000.
Ингуши. Депортация. Возвращение.
Реабилитация. (Сост. Я.С. Патиев). Магас,
2004.
Последние комментарии
3 недели 6 дней назад
3 недели 6 дней назад
5 недель 10 часов назад
5 недель 10 часов назад
7 недель 3 дня назад
7 недель 3 дня назад
8 недель 1 день назад
9 недель 4 дня назад
18 недель 2 дня назад
18 недель 3 дня назад