Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 9358 Человек (а) в сети
 

Шод сан лат» - это образ жизни.

Сегодня гость нашей редакции - Магомед-Гирей Сукиев. Профессиональный спортсмен, мастер боевых искусств, почетный профессор Казахской Академии спорта и туризма. Автор ингушской системы тотального боя «Шод сан лат».

Создатель ингушской системы тотального боя родился в 1960 году в селе Барсуки (Крепость), после окончания 10-й школы в Грозном, в 1979 году поступил в Харьковский авиационный институт. Затем - служба в Советской Армии в звании офицера (ВВС) и работа начальником конструкторского бюро Грозненского производственного объединения «Оргтехника» (завод «Электроприбор»). Здесь он создал один из первых на Северном Кавказе военно-патриотический клуб «Дедал». Его ученики участвовали в различных соревнованиях, сам Магомед-Гирей Сукиев обладатель черного пояса по карате, а также тхэквондо. Последние 10 лет преподает в Казахской академии спорта и туризма, доцент национального университета имени аль-Фараби – ведущего вуза Казахстана.

- «Шод сан лат» - не просто боевое искусство, не просто выверенные и четкие удары, а философия жизни. Это – четко ориентированная на ингушский менталитет стратегия и концепция развития нашего народа. Любая область жизнедеятельности человека соответствует определенным математическим законам, законам движения, которые работают вне нашего участия. И когда мы их осознаем и создаем структуру, начинаем двигаться намного быстрее к намеченной цели, меньше допускать промахов.

Кстати, один из переводов с ингушского слова «шод» - узел. То есть, если мы сейчас оставим в стороне все расшифровки «Шод сан лат», как боевого искусства, а возьмем другие грани жизни нашего общества, то «шод» - это та же категория социальная, политическая. Не зря же говорят «узел противоречий», «узловая проблема». Так вот, «Шод сан лат» надо рассматривать как математическую формулу, - сказал Магомед-Гирей Сукиев, отвечая на первый вопрос о том, что из себя представляет его детище. – Это, своего рода, образ жизни, метод воспитания подрастающего поколения, как это было, скажем, в монастыре Шаолинь. В случае же с «Шод сан лат» речь идет о том, чтобы подростки не только учились боевому искусству, но получали знания, формировали характер, учились строить взаимоотношения с окружающими их людьми, быть почтительными к старшим, давать отпор наглецу, уважать женщину. Если коротко – становились высокообразованными, воспитанными людьми, нацеленными на построение будущего нации, республики.

- Магомед-Гирей, ты создал систему, внедрил ее. Но нельзя вариться в собственном соку. Надо выезжать на соревнования, хотя бы к соседям, как ты планируешь создавать такие же организации в других субъектах?

- Работа в этом направлении уже ведется. Создается федерация «Шод сан лат» в Казахстане. Мой очень близкий друг и товарищ Харон Пугоев, который живет в Норвегии, проводит аналогичную работу там. Мои бывшие ученики, в частности, на Украине готовы создать федерацию. Это то, что касается спортивной составляющей. Но «Шод сан лат», в первую очередь, боевое искусство, по которому не проводят никаких соревнований. Давайте учтем это.

- Насколько достоверна информация, что твоя система тотального боя основана на элементах ингушского национального танца?

- Это несколько неверная трактовка, неверное представление. «Шод сан лат» - не копия и не продолжение национального танца, хотя он и подвиг меня на разработку этого искусства. Когда начал расшифровывать элементы нашего танца, через призму боевых искусств, я заметил, что они являют собой технику защиты от угрозы. Может быть, в древние времена у нас существовало боевое искусство. Оно сохранилось, облаченное в форму танца, благодаря нашим мудрым предкам, чтобы дети с малых лет закалялись. В нашем танце – мощный экстатический заряд. Этот аспект хорошо знаком мастерам боевых искусств. Но ясно, что против боксера, например, танцевальными «па» не устоишь. Наш национальный танец является мотивационной составляющей «Шод сан лат», но это – современное боевое искусство, вобравшее в себя духовную составляющую нашего народа. Это – часть культуры, как те же величественные башни в горной Ингушетии, оставленные нам предками, и меня больше волнует вопрос: «Как привить само искусство?». Не каждый народ может похвастать его наличием. Это показатель, что ингуши не перестали изобретать, придумывать, вносить что-то новое, опираясь на богатое прошлое. Я побывал во многих регионах, занимался с именитыми мастерами, брал концептуальные вещи, но не копировал их приемы, а отцеживал главное, через свои знания в области биомеханики. Таким же путем шли многие мастера современности.

- Насколько известно, ты заявил о себе еще более 20 лет назад…

- В 1990 году, если не ошибаюсь, в Москве состоялась конференция боевых искусств. Приехали мастера со всех уголков бывшего СССР. Кто пропагандировал карате, кто – тхэквондо, третьи – кикбоксинг. Я сказал, что каждому - свое, но у меня созрела идея и я озвучил концепцию смешанного варианта. Сообщил о новом виде единоборства, где удары будут наноситься ногами, как в тхэквондо, руками, как в боксе, совмещая с высокими амплитудными бросками, как в борьбе. Все старались оспаривать, что невозможно соединить такие разные модели боя. Я вышел перед всеми, попросил кого-то выступить в качестве ассистента, и показал, как это можно сделать. В зале была тишина.

Чтобы моделировать различные виды соревнований, надо выработать правила. Фокус заключается в правилах. Я предложил и правила соревнований. Тогда мастера сказали, да это можно взять на вооружение. Было предложено поддержать Сукиева и всемерно, в масштабах России вводить ингушскую систему тотального боя «Латар» - первое название «Шод сан лат». Но начались известные события на Северном Кавказе и реализацию идеи пришлось надолго отложить. Сейчас появилась возможность осуществить задуманное, и я надеюсь, что это произойдет.

Мы все заинтересованы в воспитании здорового, интеллектуально развитого подрастающего поколения. В боевых искусствах обязательно присутствует духовно-нравственное составляющее, это не дрессировка, здесь другие приоритеты, главный из которых – воспитание цельной личности.

От редакции.

Напомним, 22 января текущего года Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров встретился с основателем тотальной боевой системы «Шод сан лат» Магомед-Гиреем Сукиевым. На встрече присутствовали приехавшие в республику вместе с ингушским мастером представители трех разных видов спортивных единоборств из Казахстана.

Глава республики отметил, что каждый регион старается продвигать свой национальный вид самообороны и Ингушетия не является исключением в этом списке. «В основе любого боевого искусства лежат национально-культурные особенности, так и «Шод сан лат» должен восприниматься как часть традиционной культуры ингушского народа, а затем уже в качестве спортивного единоборства», - сказал Юнус-Бек Евкуров.

Магомед-Гирей Сукиев отметил, что данное боевое искусство за четверть века своего существования сумело зарекомендовать себя в качестве эффективной системы для подготовки сотрудников элитных спецподразделений Республики Казахстан. Теперь настала пора сделать его соревновательной дисциплиной, и этот шаг будет сделан именно в Ингушетии. «Изучение различных известных школ и направлений во время службы в правоохранительной системе подтолкнули меня к мысли о необходимости создания боевого искусства максимально отвечающего современным угрозам», - сказал он.

Юнус-Бек Евкуров заявил, что нужно культивировать ингушское единоборство, создать учебно-тренировочную базу, проводить сначала республиканские соревнования, а затем выходить и на региональный уровень, выработать на его базе оздоровительную систему. «Таких людей я ставлю в пример. Они работают не только на себя, а, в первую очередь, на имидж республики. Вижу, что вы по-хорошему заряжены этой идеей, успехов вам в вашем начинании», - подчеркнул Глава Ингушетии.

Газета Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Втр, 19/03/2013 - 20:45

Если вы не против, хотел бы и я вставить слово в столь неожиданно бурное обсуждение. Я тот человек, о котором писали выше: "приезжают разные и вешают лапшу" - автор шодсанлат, Сукиев М.-Г. Хочу во всеуслышание заявить. Я прекрасно знаю "особенности национальной кухни" ингушских сплетен, предвидел подобный реверанс со стороны "озабоченных". Изначально, во время встречи с главой правительства РИ Чилиевым М. когда речь зашла о конфиденциальном разговоре по поводу конкретных условий моего приезда в Ингушетию, когда все присутствующие встали из-за стола и пошли к выходу. Я попросил Котиева А.(министра по спорту) остаться, что бы он стал свидетелем нашего разговора с премьером, чтобы не было лишних разговоров завтра. Как в воду глядел. Я сказал дословно,- не вводите шодсанлат под крышу министерства по спорту, у них и так очень скромный бюджет, тем более что я хочу развивать боевое искусство (для безопасности граждан, здоровья нации, военно-патриотического воспитания молодежи и спец.подготовки ОМОНа и телохранителей). Давайте создадим при правительстве РИ Научно-Практический Центр для координации, развития и популяризации шодсанлат как в Ингушетии, так и за ее пределами. Такой орган НПЦ существует здесь в Алма-ате, я сотрудничаю с ним много лет. Видит Аллах, я не хотел связываться с чьим-то пайком. Но меня не поняли и решили как решили. Очевидно им виднее, я не стал оспаривать. Спросите у Ахмеда. С другой стороны, если меня приглашают на уровне Главы субъекта РФ, я что навсегда теряя в РК свои достижения, работу, высокую зарплату и т.д., должен приехать домой с 4-мя несовершеннолетними детьми и жить на вокзале, да ждать когда этот апостол-аноним посчитает моих учеников? Если бы не мое воспитание, я тебе ответил куда прозаичнее. Ну да ладно, на таких обижаться - себя не уважать. Не взыщите, если был резок. Салам алейкум, братья!

Чт, 28/02/2013 - 12:50

если бы это были наши соседи, то тренер получил бы все необходимое и даже больше. В новостях только об этом и говорили бы. А мы так... Раз в полгода бегущей строкой. Аллаhо аьту бокхалб

Чт, 28/02/2013 - 16:12

Мы все быстро забываем. А Адам Барахоев, которого Глава пригласил в республику. Дал высокую зарплату, квартиру. Кстати, на сегодняшний день только на одном первенстве республики по вольной борьбе участвовало 400 детей. Конечно это не заслуга Адама Барахоева, а заслуга тренеров которые работают за зарплату гораздо меньше. Но и все же Адам Барахоев привлек спонсоров для вольной борьбы, помогает тренерам и спортсменам. За счет спонсоров провел хороший турнир, провел сборы, и помог нашим вольникам поехать в Турцию на соревнований. Удачи тебе Адам.
На счет Сукиева, какая здесь национальная идея, какой здесь смысл ингушской философии. Пусть сперва откроет секции в республике, привлечет ребят к занятием спортом, проведет первенство, на котором будут участвовать 400 детей, вот тогда и квартиру и деньги и славу.
Мы привыкли к тому, что приезжают кому не лень и вешают лапшу, привыкли к красивым словам. А потом требуют квартиру и деньги. У нас в республике есть тренера, которые воспитали спортсменов высокого класса, которые, представляют Ингушетию на международной арене спорта, прославляют ингушский народ. И все это за мизерную зарплату.
Пример!!!: Юнуз Оздоев и Исраил Кодхоев – их воспитанники Мусса Могушков и братья Халмурзиевы. Руслан Чапанов – воспитанник Рахим Чахкиев, Ибрагим Кодзоев- человек который подготовил столько спортсменов, сколько Сукиеву и не снилось. Асхаб Белхароев, Макшарип Местоев, Руслан Чахкиев, Султан Батыров и многие другие. И некоторые из них не имеют собственного жилья. Людей надо оценивать по поступкам и заслугам, а не за лапшу на уши.
Сукиеву! Вы раньше работали тренером и у Вас были успехи в боевых единоборствах. Думаю, что и сейчас вы подготовили бы хороших бойцов для смешанных единоборств. Это Ваша стихия. Но ради бога не толкайте туфту про национальную идею в плане Шод Сан Лат или Латар.
Всем удачи.

Пнд, 25/03/2013 - 20:18

Честно признаться не ожидал от тебя такого жалкого и трусоватого поступка, потому что был лучшего мнения о тебе. Почему ты все это не сказал мне в глаза, тогда при встрече. Да я узнал тебя, потому что "яблоко от яблони недалеко падает". Твой 1-й тренер, которого ты ставишь мне в пример, после того как я дважды ему помог, трижды меня предал. Это я тебе расскажу при встрече, когда приеду. И как он на весь заводской район в Назрани сапожным матом крыл тебя за то, что ты добившись успехов за границей не башляешь ему (это говорил он мне в лицо в конце 90-х). Ну да ладно Бог вам судья. Ингуши всегда знали, что можно быть известным и знаменитым и в то же время мелким и ничтожным. Видит Аллах, я не хотел откликаться на твою "туфту", но ты позволил себе то, что позволял себе только один человек на свете (когда был жив)- мой отец: учить меня. И запомни - примеры свои оставь себе! У меня свои примеры. И когда мне приехать на то место,где я родился и что там делать - МОЕ ДЕЛО! Будь здоров блюститель материальных ценностей.

Вс, 17/03/2013 - 23:20

Это и называется - путать божий дар с яичницей. Во всех публикациях отмечается. что ШОД САН ЛАТ - это боевое искусство, и как всякое боевое искусство, вбирает в себя не только элементы спортивного поединка. Но простите за прямоту, вам с вашим узколобым интеллектом не понять, что в основе любого боевого искусства лежит именно ФИЛОСОФИЯ. Знаю, что у многих пробитых в спорте "специалистов" (особенно - безграмотных) появляется ступор когда слышат умные слова, смысл которых им не понятен. Сообщаю для тех, для кого самым мудренными словами в жизни были: "упал - отжался", слово "философия" в переводе с греческого означает: любовь к мудрости. Это не "туфта", дорогой безымянный критик, это то - без чего наша нация сегодня имеет то, что имеет, самый низкий уровень жизни и безопасности в России. И не надо хвастаться тем, что все тренера (кроме Гадаборшева) работают за нищенскую зарплату. Это позор не им, а нашим чиновникам и лично тебе, который смакует это, очевидно, и ты из числа воров-чиновников, чувствуется по твоей осведомленности в финансовой теме. Даже глава республики, при всей своей занятости, успел разобраться, что ШОДСАНЛАТ - это боевое искусство, часть культуры и гордость любого народа, у которого таковое есть; и понять чем БИ отличается от вида спорта. А Сукиев - самодостаточный человек, он не напрашивался на твой кусок, который ты жадно запихиваешь себе в рот. Во время пребывания Ю, Евкурова в Алматы он подарил ему диск с фильмом, который был снят казахской киногруппой, в которой об ингушах и их неиссякаемой способности созидать и вносить в мировую кладезь новые идеи и разработки (как у любого продвинутого народа)говорится в высоких тонах. И представьте себе, Штирлиц, совсем недавно (месяц назад) за этот ингушский вклад в мировую семью боевых искусств казахи присваивают Магомед-Гирею звание почетного профессора Казахской академии спорта и туризма, почему "почетного" (?), да потому, что он уже 3 года там не работает. Вот пример наличия у людей мозгов (а не зависти), а у общества - философии. А на счет спортсменов, которые выступают во славу Ингушетии, то хочу тебе напомнить, что автором нашего национального флага, который с честью поднимают наши ребята, тоже Сукиев (это подтвердят все бывшие бойцы 1-го состава ОМОН РИ, который он создал, они свидетели изобретения флага. который, кстати, присвоили другие, но это в ингушском духе, обокрасть своего для нас - счастье (!)). После ОМОНа он создал еще 2 сильных подразделения по охране стратегических объектов РИ. Во всех этих подразделениях были трудоустроены сотни парней (многие из числа из числа беженцев, которым без взятки такая работа вряд ли светила). А теперь скажи "критик", ты уверен, что в этих подразделениях под командой Сукиева не служили твои братья или родственники???!!! Большинство его бывших подчиненных имеют добротные дома и все материальные блага. А Магомед-Гирей стал скитальцем, но мы - ингуши ведь радуемся когда нас покидают те, кто умнее нас: "зачем нам философы.." Так что ты лукавишь, говоря, что Сукиев был только тренером. Это лишь одна из многих его ипостасей. Он многогранен: ученый, тренер-преподаватель, литератор. Так что не надо позориться перед "соседями", уж они то знают цену своим талантам. И Сукиев знает себе цену. Скажу тебе по секрету, он получает в "чужом" краю в 3 раза больше, чем ему предложили "дома", смотри не умри от зависти. И вообще, почитай что-нибудь о философии. Умнее конечно не станешь, но пены будет меньше.

Чт, 21/03/2013 - 09:23

, Хотелось бы спросить у этого "защитника" материальных ресурсов нашего народа - где он был когда квартиры в Магасе раздавали кому попало, одному за то, что танцует, другому за то, что поет, а третьему вообще за то, что женился не на ингушке (?). Валлахьи ингушей окончательно уничтожит их зависть. То, что он сам пишет это даже не "туфта", это бред сивой кобылы.

Чт, 21/03/2013 - 09:32

почему вы (смотрящие сайта) путаете порядок следования комментариев по датам и убираете откровенные комменты, с каким умыслом?

Чт, 21/03/2013 - 11:05

Техническая ошибка.ПРОСИМ простить ошибку.Баркал.

Вс, 31/03/2013 - 20:39

Если судить по данной странице, то можно сделать один печальный вывод - пословица: "бей своих чтоб чужие боялись" вовсе не русского происхождения, а ингушского. Сколько вам нужно времени чтобы весь мир 20 раз перечитал как один завистливый г1алг1а бросает камни в другого лишь за то, что тот решил подарить своему народу свое изобретение. Правильно, так и надо всем ингушским умникам - нечего высовываться из общего бараньего котла. А вам не пора, друзья, зачистить свою страницу? Хотя бы, чтоб не веселить соседей (возможно эту цель и преследовал "озабоченный").

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры