Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 16 / 12 / 2019 Время Московское: 382 Человек (а) в сети
 

Семейный уклад. Жилищно-бытовой уклад ингушей в XIX — в начале ХХ века

Интерес вызывает жилища ингушей прошлого столетия, а если быть точнее, то жилища и уклад быта ингушей в XIX — в начале ХХ века по источникам разных исследователей. Об этом нам расскажет этнограф, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова.

Исследователи — о жилище и быте ингушей В первой четверти ХХ века часть горцев жила ещё в жилых башнях. Они были двух видов: квадратные и продолговато-прямоугольные. Более старые из них были сложены гораздо лучше и отличались тщательной отделкой и точной пригонкой камней, пишет И. П. Щеблыкин. Дверь в жилище обычно вела со второго этажа (днём для этого приставлялась лестница), был вход и с первого этажа — хозяйского помещения. «Междуэтажные перекрытия делались из толстых балок, — отмечает Л. Семёнов, — поддерживаемых искусно сложенным центральным столбом, строившимся в высоту всей башни, имевшей 2-3 яруса.

На первом этаже содержался скот, хранились запасы зерна. В нижнем этаже, в одном из углов, устраивался каменный «мешок» для хранения зерна; этот «мешок» иногда замаскировывался каменной лестницей, ведущей во второй этаж, или иначе». Л. Семёнов: «Аулы расположены на очень крутых, возвышенных местах или на дне глубоких замкнутых ущелий. Узкие тропинки, ведущие к ним, доступны лишь для всадника или пешехода, но не для арбы. Жилища сложены из камня. Башни, как более давние постройки, отличаются мощностью, прочностью и разнообразием форм… Приземистые сакли с плоской земляной кровлей, выстроенные в несколько ярусов, сооружены очень незатейливо. Они низки, невелики по размеру; свет слабо проникает в них сквозь окошки. Под жилыми помещениями имеются тесные загоны для скота. Улицы узки и круты. Некоторые аулы, расположенные на террасах скал, чрезвычайно живописны (Эрзи, Цори). Величественное, редкой красоты зрелище представляет башенный аул Вовнушки, расположенный на двух обрывистых утёсах…

Полутёмные сакли постепенно заменяются более просторными и светлыми постройками (Фуртоуг, Салги)». Н. Грабовский: «По недостатку места к просторной постройке, сакли лепятся одна на другую амфитеатром и образуют вид ступней, устроенных на горе Арж-лам (Черная гора)». Х. Эсмурзиев, житель селения Ольгети (2002) По словам долгожителя Х. Эсмурзиева из селения Ольгети, долгое время по разным поверьям стены дома ингуши не белили, а мазали белой глиной. В центре башни находился столб для опоры перекрытий и очаг. Окна были небольших размеров. Пол покрывали обожженной глиной, нередко поверх глины — деревянными досками. Вдоль стен были расположены нары. Они представляли собой земляные возвышения, огороженные досками, или же просто сбитые из досок и бревен топчаны, покрытые овечьими и козьими шкурами.

Свободное место у стен занимали разного рода сундуки. В стенах были ниши для хранения домашней и кухонной утвари. Это могли быть узкогорлые медные кувшины, неглубокие деревянные чашки и другие изделия. Ч. Ахриев: «В некоторых жилых помещениях по стенам сакли тянутся в два-три яруса полки, уставленные самой разнообразной и оригинальной по форме посудой. На первом плане обыкновенно рисуются молодцеватые фигуры кувшинов с толстыми туловищами и длинными горлышками; некоторые из них своею формою сильно напоминают карикатурные, подбоченившиеся фигуры людей; чем больше таких кувшинов и чем фигурнее, разнообразнее их формы, тем больше хозяйка тщеславится приличием своей домашней обстановки. В задних уголках, на менее видных местах, плотной массой стоят скромные закоптелые котелки, чашки, а под ними, на самом полу — кадушки с кислым молоком, сыром или кожаные мешки с кукурузой.

Рядом с кувшинами лежали широкие повязки, с помощью которых женщины носили воду. Кроме общей, семейной сакли, состоятельные ингуши имеют женские сакли и кунацкие. Женские сакли бывают самыми чистыми, в них помещаются лучшие домашние вещи: две-три перины, покрытые полосатой парусиной, столько же тюфяков, одеял, циновок и т. п. Все эти вещи скатываются в форме цилиндров и располагаются на двух-трех полках, тянущихся по стене; на самом видном месте помещаются два-три сундука туземной работы, с пестрой металлической обивкой.

В таком виде семейная сакля сильно походит на лавку с красным товаром, так как тюфяки, одеяла и т. п. вещи покрываются ситцами самых пестрых и ярких цветов. На третьем этаже располагалась гостиная комната — кунацкая, которую старались оформить красочно, используя изделия декоративно-прикладного искусства: истинги (войлочные ковры), красивую посуду, шкуры убитых животных, резные кровати, изготовленные собственноручно, столик на трёх ножках и стулья. Неизменным украшением комнаты являлось холодное оружие». А. Робакидзе. Жилища и поселения горных ингушей Исследователь под псевдонимом Вл. К-нь: «В сакле (в горном селении Гвилети) были три отделения: одно длинное, для скота; другое, несколько поменьше — для жилья людей (домашних) и третье, еще меньше — для приема гостей. Среднее отделение, где помещалась вся семья, было довольно просторное и напоминало собою русскую курную избу, с той только разницей, что пол в нем был земляной и огонь разводился посреди пола… В одном углу стоял стол, накрытый чистой холщовой скатертью с вышитыми по краям красными петушками. На стене, против стола, висело зеркало в ярко красной раме с закинутым за него полотенцем тоже с вышитыми концами. Вдоль стен стояли скамьи.

В другом, противоположном первому, углу стояла простая деревянная кровать, застланная ситцевым одеялом. На вымазанной белою глиною стене, на вбитых крючках и гвоздях висели… седло, уздечка, ременный треног, ружье-кремневка и старый потертый саквояж. Две простых табуретки и расшатанный соломенный стул дополняли обстановку. Комната освещалась двумя крошечными окошками. В противоположной входу стене был сделан камин, чисто выметенное дно которого освещалось лучом света, падавшего сквозь прямую трубу. Дома из саманных блоков (жёлтая глина с добавлением соломы) стали строить уже в ХIХ веке. Крыши турлучных домов могли быть земляными, соломенными. Использовалась в качестве покрытий и черепица». Дома на плоскости строили иначе Сказывалось влияние города. В планировке жилья учитывались особенности ингушской культуры, имелись изолированные комнаты для стариков, молодой семьи, юношей и девушек.

Комнаты имели свои предназначения. «Наьна ц1а» (букв. перевод: материнская комната), где находилась печка и готовилась пища, стала в доме как бы комнатой «очага». В ней находились бытовая утварь, посуда, стол на трёх ножках, деревянные скамейки. Имелась детская комната «берий ц1а», которая по мере взросления детей становилась девичьей комнатой или комнатой братьев. Обязательной была и остаётся в ингушских домах комната «хьаьша цIа» (гостиная). Она обычно обставляется богаче других. Как правило, все комнаты соединялись длинным коридором — «ийче», имелась веранда на длину всего дома. Наиболее состоятельные семьи могли гостиную строить отдельно во дворе.

Рядом с «хьаьша цIа» имелась коновязь. Н. Яковлев: «Дом обращен фасадом вовнутрь двора и производит приятное впечатление чистотой своих выбеленных стен и опрятностью красной черепичной крыши. Фасад украшен во всю длину узкой крытой терраской с перилами и деревянными столбами». Усадьбы и дворы стали больше по размерам. Заборы строили из камня, «з1ар» — изгороди плели из длинных деревянных веток. Помещения для домашнего скота в аулах, находящихся на плоскости, находились на заднем дворе. Задний двор состоял из огорода, небольшого дворика для домашних животных и птиц, где располагались «кхий» (хлев), «горинг» (птичник), хранились кукурузные початки в специальном устройстве — «доа» (сапетка), хранились сено и стебли кукурузы для скота. В начале ХХ века, с появлением широкого ассортимента стройматериалов стали строить повсеместно дома нового типа. Сказывалось влияние и соседних народов на домостроительную культуру ингушей.

вытеснение традиционного интерьера горского жилища можно отнести к 40-50 годам ХХ века. Террасированные пашни, общественные покосы и пастбища для выгона располагались рядом с селениями. Пастбище принадлежало селу или группе сёл, а сенокосные луга в большей части составляли семейную собственность. Семья, которая имела примерно две-три лошади, пару ишаков, две пары быков, десять-двенадцать коров, телят и 200 баранов, считалась зажиточной.

Но таковых было не так много. В основном семья имела одну лошадь, быка, пару коров и 10-12 баранов. Было немало семей, которые имели просто одну корову. Практически не было мужчины, который не умел строить, изготовлять предметы из дерева и камня. Не было женщины, не умеющей обрабатывать шерсть, изготовлять одежду, вышивать.

На окраине каждого селения были мельницы и помещения-кузницы. Кузнец (аьшк пхьар) изготавливал все виды и типы орудий труда. В народе ценили «знающих, хитрости камня» Стоит коротко сказать о том, что ингуши были издревле известны как хорошие строители башен. Мастеров по камню называли «т1оговзанче», что в буквальном переводе означает «знающий хитрости камня». Талант и умение строить каменные сооружения давали им особый статус в обществе.

Этнограф С. Мерешков пишет, что ингуши говорили: «Т1оговзанче, лореи, аьшка пхьареи — пхьена вужац», что означает, что строитель башен, лекарь и кузнец по обработке металла не попадали у ингушей даже под кровную месть. Они считались значимыми для общества людьми — мехк нах (букв. перевод: люди Отечества).

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Абббас с перископом Чт, 22/11/2018 - 12:36

Семейный уклад средневековых башен не оставлял ни мусорных ку,ни выгребных ям для археологов. Сейчас не те времена,видать.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры