Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 18 / 04 / 2024 Время Московское: 7475 Человек (а) в сети
 

Развитие науки в Ингушетии является частью поступательного развития академического кавказоведения

Всемирный день науки — 10 ноября, был признан праздничной датой международной организацией ЮНЕСКО в 2001 году. ЮНЕСКО каждый год проводит большую работу с научными и общественными коллективами, учебными заведениями, правительственными организациями. Эта дата в календаре каждой страны призвана напоминать обществу о роли и пользе науки в жизни каждого.

Развитие науки в Ингушетии является частью поступательного развития академического кавказоведения, начатого Российской академией наук. В деле накопления и сохранения знаний об истории и культуре народов, для дальнейшего научного их изучения академическое кавказоведение сыграло огромную роль.

И в то же время нужно отметить и то, что некоторая разрозненная информация о Кавказе и народах, населяющих этот регион, была. Европейцам Кавказ был давно известен. Особое значение имеют их сведения для тех периодов истории, когда на местах, точнее в разных регионах Кавказа, отсутствовала письменность. Долгое время их сочинения оставались малодоступными для специалистов-историков России. Причиной тому были давность издания, ограниченность в тиражах и незнание языков, на которых они писались.

В ХVII веке материалы о Кавказе и его народах, в том числе заметки о предках ингушей, собирал голландец Н. Витсен. На территории Ингушетии были открыты нефтяные месторождения в районе Малгобека в результате экспедиции лейб-медика Г. Шобера на р. Терек. Академическое кавказоведение связано с именем крупного учёного — историка, лингвиста и археолога Готлиба-Зигфрида Байера.

Байер был приглашён из Германии в Академию наук в 1725 году, где он занял кафедру древностей и восточных языков. Он был неутомимым исследователем. В числе его работ была статья о древних укреплениях на Кавказе, с которыми русские столкнулись во время Персидского похода Петра I (1722) — «О стене Кавказской», написанная на латинском языке. В 1726 году учёный представил работу Академическому собранию. По сути, именно этим сочинением была открыта страница академического кавказоведения в стенах Петербургской академии наук.

Позже кавказоведческие вопросы встречались в трудах М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева. Кавказоведением в России занимались не столько академики, сколько лица различных профессий, в том числе офицеры, врачи и просто путешественники. Более подробно описывал ингушей И. Г. Гербер, немец по происхождению. «Они не находятся ни под чьим владением, не платят никому подати, и понеже от такой гористой земли прибыли надеяться не можно, то никто и не старается учинить их своими подданными», — отмечает он в своих записях.

В середине XVIII века ярко зарекомендовал себя в исторической науке Вахушти Багратиони — сын Вахтанга VI. Среди научных работ, написанных им, наибольшую популярность получила работа «География Грузии», переведённая на русский язык исследователем М. Г. Джанашвили. Позже на основе этого труда провёл исследовательскую работу «История ингушей по известиям Вахушти о дзурдзуках» первый профессиональный историк из ингушей Мурад Муртузович Базоркин. В предисловии к своему труду Мурад Муртузович писал: «Материалы Вахушти, собранные из предшествующих ему данных всей грузинской истории, являющейся наиболее точной на Кавказе как обладающей древнейшей национальной письменностью, создавшей обилие хроник, летописей и т. п., представляют собой для ингушской истории большую ценность».

Изучение Кавказа стало более активным после создания Петербургской академии наук, которая направляла на Кавказ одну за другой экспедиции. Руководителями этих экспедиций были И. Г. Георги, И. А. Гюльденштедт, П. С. Паллас, Л. Штедер и др. Некоторые сведения об ингушах собирал поляк Ян Потоцкий, историк-любитель, и немец Якоб Рейнеггс, который совершил пять экспедиций по Кавказу. В 1799 году в Петербурге вышел перевод книги И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей». И. Г. Георги в числе первых из европейских исследователей употребил термин «ингуши», дал описание религиозных взглядов, общественного быта народа.

Ценным источником этнографических данных является труд И. А. Гюльденштедта «Описание кавказских стран», изданный в 1834 году в Берлине, «Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг.», изданный в 2002 году в Санкт-Петербурге. Он посетил ингушские земли, присутствовал на массовом сходе в хуторе Барт-Бос, рядом с селением Ангушт, когда старейшины ряда ингушских сёл присягнули на верность России. «Они верят в единого Бога, которого называют Дяла, и не знают идолов», писал ученый. Ингуши «живут в близко расположенных деревнях, в каждой из которых по 20 дворов. Они прилежные земледельцы и скотоводы... в деревнях имеются каменные башни». И. А. Гюльденштедтом было установлено сходство ряда языков между собой, в том числе сходство ингушского, чеченского и бацбийского.

Л. Штедер бывал в Ингушетии. Он дал подробное описание ряда материальных памятников Ингушетии. «Ингуши трудолюбивы, особенно их женщины, которые заботятся о хозяйстве и одежде, таскают по горам большие тяжести и часто 8 верст ходят за дровами для огня..., — пишет он. — При их гостеприимстве, при всеобщей их доброте, при похвальном равномерном распределении того, что дает им счастье и случай, они предстают человечными».

Якоб Рейнеггс часто совершал поездки в Ингушетию. «Ингуши считают от себя несколько селений, а именно: 200 дворов поселившихся при Шалгу (Шолхи), лежащих возле крепости Владикавказа... Владикавказ от них же название получил». Совсем неизвестны ингушам понятия «князь» и «слуга», говорил ученый. Он же оставил некоторые заметки о музыкальных инструментах и хореографии ингушей.

Петр Симон Паллас совершил экспедицию на Кавказ в 1793-1794 гг. Честнейшими и храбрейшими называет он ингушей. «Народ, который совершенно отличается от других кавказских народов по языку, облику и чертам лица; их самоназвание — ламур, означающее — жители гор; другие называют их галгаями или ингушами», — пишет Паллас.

Об ингушах, местах их поселений, семейно-бытовом укладе, общественных взаимоотношениях, вооружении и многом другом оставил ценные сведения Ю. Клапрот. Позже на Кавказе были экспедиции И. Ф. Паррота, М. Ф. Энгельгардта и др. Вопросы истории были в центре внимания П. Г. Буткова. В ХIХ веке кавказоведением стали заниматься и другие учреждения: Московский государственный университет, Русское географическое общество, Русское археологическое общество, Кавказская археологическая комиссия и др.

Таким образом, экспедиции первых исследователей позволили собрать ценные для академической науки сведения. И в то же время надо отметить, что экспедиции были сопряжены со многими трудностями. Местное население их не всегда понимало, не говоря уже о той огромной физической нагрузке, которую они переносили без транспорта. Во многом благодаря этим полевым экспедициям, мир узнал о многих сторонах доселе неизвестной истории, географии, политическом устройстве народов края, архитектурных памятников и мн. др. Тогда же были начаты первые исследования по кавказским языкам.

Со второй половины ХIХ века ряды учёных-исследователей Кавказа пополнили представители народов этого региона, в их числе Ч. Э. Ахриев, имя которого носит Ингушский НИИ. С 1926 года на Кавказе началось формирование сети научных учреждений. Как ответвление Северо-Кавказского института краеведения был создан Ингушский научно-исследовательский институт.

Директором института и музея был утвержден О. С. Ахриев — заведующий Ингушским областным отделом народного образования. Сотрудниками института являлись: Г. К. Мартиросиан — заместитель директора, Л. П. Семенов — ученый секретарь, проф. В. Ф. Раздорский, Х-Б. Ахриев, Л. Б. Беме, А. К. Вильямс. Почетными членами института были — академик Н. Я. Марр, члены-корреспонденты: проф. И. Н. Бороздин (Москва), проф. С. А. Гатуев (Ленинград), Б. К. Далгат (Махачкала), проф. А. А. Захаров (Москва), А. Н. Кириченко (Ленинград).

При институте в 1931 г. была открыта трехгодичная аспирантура с целью подготовки специалистов высокой квалификации. Первыми ее выпускниками были М. Ф. Аушев, Н. Ч. Ахриева, К. М. Куркиева, М. Х. Кодзоева.

Институт активно сотрудничал с ведущими научными центрами Советского Союза, на его базе организовывались научно-исследовательские экспедиции. Его организация рассматривалась как важнейший шаг в области выявления и разработки элементов национальной культуры.

В 1934 г., после соединения Ингушетии и Чечни, научно-исследовательские институты (Ингушский НИИ и Чеченский НИИ) были объединены и создан Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка, литературы и искусства. Фонды Ингушского научно-исследовательского института с научной библиотекой, насчитывавшей около 7000 томов, остались в г. Орджоникидзе. Ингушский НИИ был переведен в г. Грозный.

Первым директором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка, литературы и искусства был назначен Заурбек Мальсагов. После 13-летней ссылки — депортации ингушского и чеченского народов, была восстановлена Чечено-Ингушской АССР в 1957 году и 7 июня того же года был восстановлен Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка, литературы и искусства.

После образования Республики Ингушетия в целях углубленного изучения материальной и духовной культуры, истории, языка, фольклора, литературы и экономики ингушского народа, после двух реорганизаций, в 2001 году был создан Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных имени Ч. Э. Ахриева, который продолжает традиции академического кавказоведения.

Зейнап Дзарахова

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Митрофан Чт, 12/11/2020 - 11:35

Тетя Зейнап!
Гения может оценить только Гений.
Или история.
Гений современной Ингушетии был Темерлан Муталиев.
Его труды и архивы надо изучать.
Штедеры,мтедеры писали в узкую щель цензуры царской!
Тамерлан историю ингушей для создаваемой республики!
Жизнь на это отдал!
Остальные чё увидели описали по своим мозгам и уехали в свои Германии.
А тут своровали в пользу Греции историю анухнах и вайнах.
Что такой Лир?
Что такое Бустум и откуда?
Откуда черемша?))))))))

Гость1 Чт, 12/11/2020 - 10:08

Очень мало внимания уделяет глава РИ ингушским специалистам науки, а точнее никакого внимания . Обидно что соседи приписывают себе части истории ингушского народа,воруют предметы исторического наследия ингушей. А власти Ингушетии даже не могут помочь известныи историкам-писателям в выпуске их книг, не помогают им в выезде за границу в архивы,музеи и тд,чтоб они могли больше узнать об истории ингушей и передать нам в своих книгах эту информацию. Да и отблагодарить их за их труды никак у местных- жуликов чиновников не получается. Постройте в Магасе для них квартирный дом и подарите им квартиры в этом доме, у нас то и специалистов немного осталось. Думайте хоть немного о будущем нашего народа,а не о своем кармане и карьере

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры