Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 18 / 06 / 2018 Время Московское: 578 Человек (а) в сети
 

Происхождение ингушских фамилий (Е - К)

Е
-Евкуровы — Лорса-н. — Орцхой из Ольгети. С ними в братстве Буражевы, Муружевы, Итаровы, ВозкIа-н.
-Евлоевы — йовлой—Еулой — по преданиям выходцы из Хевсуретии, Грузии. Проживают в Верхних Ачалуках — 29, Али-Юрте — 113, Насыр-Корте — 73, Экажево — 37, Сурхохах — 36, Яндырке — 61, Назрани — 54, Кескеме — 21, Гамурзиево — Альтиево — 27, Галашках - 37, Алкунс— 4, Мужичах - 6, а также в Алхастах, Базоркине, Ахки-Юрте. От Евлоевых многочисленные патронимии-фамилии. В 1886 г. в ауле ЛелагIе жили 24, Еула -15, Ний - 33, Насыр-Корте - 113, Альт. - 31, Сурхохах - 27, Плиеве - 7, Яндырке — 6, Кескеме -7, Долакове -11 семей. В 1906 г. у Евлоевых были и такие фамильные прозвания как Ораковы, Чозиевы, Чокиевы, Гозиевы, Богоматовы, Фатхиньговы, Цокиезы и другие. По посемейным спискам в 1864 г. в ауле Евлой жили; Парчиевы — 2, Веджиевы - Веда къонгаш. Эжи Ахк Евлоев — основатель аула Ахки-Юрт.
-Екарговы — Пуввой, одна из старых птр. Мурзабековых.
-Елхароевы то же, что и Ялхароевы — аккинцы. Ерижевы - (Ярыжевы) - Морчхой от них птр. Дзортовых, из аула Морч Мецхальского общества.
-Етырговы — ТIоршхой, старая птр. Гудантовых.

Ж
-Жаниевы — Джаниевы - птр. Горокой.
-ЖIайрахой — Джераховцы: Ахриевы, Бимарзиевы, предки — Боровых, Боровы, Льяновы, Хаматхaновы, Цуровы - Чувра-н., Козыревыт - ГIузга-н., Аликовы - птр. Ахриевых, Хаблиевы - птр. Боровых.
-Жантига-н. — Джандитовы.
-ЖогIарт - хоаной – братство в которое входили: Умар-н, Тимарза-н и Султинга-н.

З
-Загиевы то же, что и Дзагиевы - птр. Гелатхойцев, живут в Малгобекском районе.
-Зармотовы (Зормотовы), см. Дзариотовы — Мужяхой — Орcтхой.
-Зараховы - ТIоршхой из Мецхальского общества. Жили и в Далакове:
-Зариевы из Экажево и Нового Реданта — Корохой, кроме того Зариевы - птр. Гелатхойцев и птр. ТIоршхой.
-Зарахматовы - Цечой-Орстхой из Алкуна, 3 семьи.
-Зейтовы то же, что и Дзейтовы, проживают в Галашках -3.
-Зангиевы — Дзангиевы — птр. Цорой, проживают в Алхастах, Насыр-Корте.
-Зауровы — см. Дзауровы.
-Заурбековы? проживают в Плиево.
-Зозоевы из аула Ляжг — Лошхой, проживающие в Сурхохах и. Назрани — птр. Манкиевых, а базоркинские — Гелисхановы — Джамбулатовы живут в Насыр-Корте.
-Зокой-н.? Выселились в прошлом в Чечню из-за кровной мести.
-Зурматовы — птр. ТIумхой.
-Зурабовы — Мошхой — Оздой, выходцы из аула MoшхIe; проживают в Кантышеве — 43, Назрани — 4. В 1886 г. в Кантышеве — 8. В XIX в. у осетин Кубатиевых была птр. носившая название Зурабовых.
-Зуриевы - Евлоевы; семья Зуриева Азамата Дресовича носит такую фамилию, считает себя Евлоевыми, живет в Экажево.
-Зязиковы (Дзязиковы) — Барханой. Проживают в Барсуках — 30, Назрани —4, а также в Сурхохах, Малгобеке, Мужичах. С Зязиковыми в братстве Ганижевы из Барсуков, от них птр. Гасаевых, по имени деда.

И, Й
-Идиговы — Коккурхой. В Назрани проживает несколько семей Коккурхоевых, именующих себя по имени деда Идига. Идиговы - птр. Орцхановых, жили в хуторе Яндиево.
-Измайловы - проживающие в Назрани, Экажево - Евлой; в Сурхохах - Хамхой; -Измайловы - птр. Таутиевых, выходцев из Осетии, живут в Альтиеве. В 1886 г. в Экажеве жили 18, а в Исмейла-Юрте — 6.
-Изнауровы? проживают в Кантышеве.
-Илезовы — птр. Тхостовых — осетин, переселивишхся в Кантышево из-за кровной мести. В 1905 г. в Кантышеве под такой фамилией жили и Хулахой.
-Ильясовы — птр. Горокой, живут в Насыр-Корте и Назрани; в станице Вознссенойская проживают две семьи Ильясовых - Келиговых.
-Имагожевы — Оздой, выходцы из аула Вовнушки; проживают в Насыр-Корте — 30, Назрани - 5.
-Имиевы — Цечой — Орстхой.
-Иналовы — проживающие в Плиево — птр. Цечой, а в Экажево — птр. Котиковых, живут в Грозном.
-Инаркиевы — птр. Богатыревых, живут в Назрани.
-Ингушевы - кабардинцы ингушского происхождения, бежавшие из-за кровной мести; проживают в Нальчике, Нарткале Урванского района КБАССР.
-Исиевы — выходцы из Шали, центороевцы из Чечни, переехали в Пседах и изменили свою фамилию на имя отца.
-Исламовы из Галашек — птр. Гайтукиевых. В Кантышеве и ст. Вознесеновской живут Исламовы — кумыки, выходцы из Дагестана. Исламовы Коккурхой проживают в Галашках - Заурбек Исламов скрывал и охранял в горах Серго Орджоникидзе в годы Гражданской войны на Северном Кавказе,
-Исмаиловы - птр. Гайтукиевых, проживают в Галашках.
-Исраиловы - в Сагопшах проживает несколько семей, выходцы из Чечни, фамилию носят по имени деда.
-Исуповы - Хулахой, в 1906 г. проживали в Барсуках.
-Итазовы — Шоанхой, в Экажеве проживает 14 семей. В 1886т. в ауле Шоан-Шуан проживали 2 семьи.
-Итаровы — Итар-н. — Орцхой — птр. Евкуровых из Ольгете, а проживающие в Плиеве — Доловы — Итаровы — птр. Пуввой.
-Истюфеев Магомет Русланович, его отец — Аушев из Экажево, фамилия дана в детдоме.
-Йовгор-н. из Сурхохов; в давние времена в Сурхохах жил кузнец по имени Егор, прозванный по-ингушски Йовгор. Здесь он женился, породнился с местным населением, а потомки его именуются Йовгор-н.

К
-Кадиевы — птр. Хамхоевых.
-Казбеков — Казбеги — от Гийибухой, выходцы из Тунги. Дед А. Казбеги носил фамилию Чопикашвили; последние и теперь носят эту фамилию, живут в Казбекском районе ГССР, в гор. Орджоникидзе и в др. местах.
-Казильговы то же, что Кодзоевы, В 1886 г. в ауле Бошт проживали 9, а в Катышеве — 2.
КIал-н. — Акиевы из Верхних Ачалуков, Актомировы (Чемхильговы), Арсамаковы, птр. Чемхильговых; Батаевых из Верхних Ачалуков, а также птр. Чемхильговы, Бахмурзиевы, Бязиевы, Гомкортиевы; Хабриевы из Барсуков и Плиева, Наурузовы — птр. Чемхильговых, Чариевы - птр. Чемхильговых, а также Эжиевы из Плиева и Джугутхановы — птр. Хабриевых.
-Канатовы - Кхортой из Экажево.
-Кансиговы (Кацыговы) - Баркинхой, их птр. Татаевы из Яндырки.
-Кантышевы — ТIумахой, в этом селе 12 семей; фамилия от ГIанташа Той - был старшиной в сел. Кантышево в 1859 г. В 1886 г. в Кантышеве проживало 2.
-Караджевы (Каражевы) — Горокой из аула Паракх. Джанаевы, Эстамировы и Караджевы - птр. Горокой. В Сурхохах проживает 15, в 1886 г. в ауле Парак — 3 семьи.
-Кариевы (Кориевы) - KIopa-н, птр. Барахой.
-Касиевы — птр. Чаплоевых — Горокой. В Кантышеве — 3.
-Касильговы - птр. Цечоевых; Касильга-н. проживали в Сагопшах и все они позже сменили свою фамилию на Цечоевых. В 20-х годах в Длинной Долине проживали Касильговы.
-Кациевы - птр. Хамхой, проживают в Экажеве, Галашках, Хамхи; в проживающие в Плиеве 9 семей – Баркинхой. В 1886 году в ауле Хамхи проживало — 6, Экажеве — 3, Кантышеве — 3.
-КIежа-н. к ним относятся: Арсамаковы птр. Тимурзиевых, Бакаевы - Султыговы, Видиговы - Тимурзиевы из Базоркино, Ямиевы, Дудурговы, Гайсановы — Погоровы, Ганжибаевы — Дудурговы, Гойговы, Долаковы — Погоровы.
-Келиговы - птр. Горокой, а также Ильясовы - Келиговы из Вознесеновки, Шибиловы из Долаково,
Келиговы—Фалхановы; Келиговы, проживающие в Назрани, — Хулахой. Келиматовы — см. Климатовы.
-Келоевы — выходцы из Акки, относят себя к цоринцам. Проживают в Назрани - 12; В 1886 г. в ауле Агутыр — 4.
-Кетирговы — Гелисхановы — птр. Оздой, часть Кетирговых
носят имя Чабиевых, проживают в Экажеве, Сурхохах, Назрани.
-Киевы — выходцы из Акки, из аула Кий, проживают в Нижних Ачалуках — 16.
-Китиевы - птр. Мужахой. В 1886 г. в Яндырке проживало 4.
-Киштовы — птр. Горокой, к ним близки Ториевы.
-Климатовы - Келиматовы - Коккурхой. Они считаются выходцами из Кабарды, переселились из-за кровной мести и побратались с Коккурхоевым.и. В Галашках проживает 21.
-Кодзоевы — Коазой, птр, Бештой из Цори. В 1886 г. в Насыр-Корте и Кантышеве - 10 семей писали свою фамилию как Козоевы.
-Кодоевы — птр. Хамхой, в Назрани проживает 16 семей.
-Козыревы — джераховцы, выходцы из Осетии. В ауле Джерах именовались Гузга н., жили в Эзми, проживают в Барсуках, Беслане.
-Колоевы - Колой, проживают в Экажеве — 5, Плиеве — 22, ГIалгIай-Юрте и других поселениях. В 1886 г. в ауле Коли проживало Кулой — Кантовых — 5.
-Коккахой - Коккурхой - птр. Цорой, они считаются основателями Средних Ачалуков, имеется разночтения этой фамилии: Коккархоевы, Коккурхоевы, Куккурхоевы. В 1886 г. в Насыр-Корте проживало — 16 семей.
-Колоевы - Колиевы, птр. Аушевых.
-Коморзоевы (Комурзиевы) - птр. Оздой - цоринцы. Проживают в Назрани — 27, Кескемс — 5; в 1886 г. в Кескеме — 4.
-Къонахольговы — птр. Хулахой; в 1886 г. в ауле Хьули проживало 7 семей.
-Кориговы — птр. Белхарой-орстхой. Проживают в Сагопшах -65, Алхастах — 6, ранее жили в БератIе, Эбирг-Юрте.
-Кориевы — Кариевы — из Щаралте — птр. Барахой, долаковские — Гелатхой, алиюртовские — Оздой, ангуштовские — Лолахой.
-Корохоевы - Карахоевы - Корахой (Кхорахой) из Мецхальского общества, выходцы из аула KxopoгIe. Проживают в Назрани — 6, Барсуках — 7.
-Кхортой из аула Кхоарт - из рода Эйсе - КхаIхк, от них ведут,свои родословные многие патронимии, проживают во многих селах.
-Косиевы (Касиевы) - птр. Барахой; проживают в Назрани и Новом Реданте.
-Къоастой - Костоевы выходцы из аула Къоаст Хамхинского общества. По некоторым версиям,
Костоевы считаются одним из вяров — птр. Хамхоевых. Есть также предание о том, что Доба Кастоев - основатель селения Нижние Ачалуки, ранее его и называли Даби-Юрт. Имеется также версия о том, что Доба был выходцем из Чечни. По свидетельству Б. Далгата, часть Костосвых переселилась в горную Осетию. В 1886 г. в ауле Кост проживало - 8, Насыр-Корте — 5, Алт. — 9, Яндырке — 7,
Кантышеве — 3.
-Котиевы - КотIе-н. - Баркинхой, с ним в братстве Точиевы, Алмазовы, Тутаевы из Барсуков. Котиевы из Мецхала — Фалхана не родственны Котиевым - Баркинхой.
-Котиковы - Гелатхой, проживают в Яндырке и Назрани,
-Кохкоевы — Къоахкой из аула Къоахк. От них многочисленные птр. в 1886 г. в ауле Къоаст проживало их 7 семей.
-Кошеловы — птр. Орцхой и Гиреевых из Кантышево.
-Кузьговы - (Кузиковы) - одна из птр. Мержой; в горах, в ауле ЦIеча, проживали ахке; в Верхних Ачалуках проживают 62 семьи.
-Кулбужевы — птр. Горбаковых, проживают в Долакове - 27, До 1886 года носили фамилию Горбаковых, а Кулбужевыми стали писаться 4—5 поколений назад; фамилия от имени прадеда.
-Кулой — КIантовы — Колоевы?
-Куриевы — KIope-н. — птр, Леймой. Проживают в Барсуках -8, Наcыр-Корте — 3, Назрани — 4, Гамурзиеве — 5 семей.
-Куркиевы базоркинские - птр. Хашагульговых, кантышевские — Гелатхой, кроме того, их птр.: Хучиевы, Газиковы; алхастинские - ТIумахой, гамурзисвские – Саговы — Евлой, ранее жили в Ахки-Юрте; в Сагопшах — 2 семьи - Гордлой из Чечни.
-Курсаевы - Оздой? Яндырокие Курсаевы считают себя птр. Оздоевых; их насчитывается 8 семей.
-Курскиевы - Лошхой из аула Ляжги, птр. Манкиевых. В Сурхохах проживают 15, Назрани - 3, живут и в Дарьяльском с/С. В 1886 г. в Ляжги проживало — 6, а в Сурхохах — 7 семей.
-Куртоевы - птр. Орстхой, проживающие в Сагопшах - птр. Белхароевых, в Алхастах — птр. Мужахой.
-Кусиевы — птр. Лошхой, из Дорийского общества. В 1886 г. в Калакове проживало — 4.
-Кучиевы — птр. Гувхой из аула Оасиге Цоринского общества.
-Куштовы - Куштиевы - Кушта к. из аула Духиргиште Мецхальского общества горной Ингушетии. С ними в братстве Воделовы из Нижних Ачалуков, в прошлом были зависимы от Дударовых. К Воделовым близки Бирихановы, проживающие в Нижних Ачалуках и Назрани.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Вс, 24/03/2013 - 15:30

Происхождение ингушских имен.
Ингуши, как и многие другие народы Северо-Восточного Кавказа, являются его аборигенами. Об этом свидетельствуют не только археологические материалы и письменные источники, но и наличие в языке собственных названий флоры и фауны, топонимики и гидронимики, ряда этнографических понятий, а также исконных ингушских имен, отражающих отношение народа к окружающей его действительности.
Менялась экономическая и культурная жизнь, менялось мировоззрение, и в соответсвии с этим менялись и имена людей.

В домусульманскую эпоху ингуши в основном использовали языческие имена, в целом ясные по значению и этимологически очевидные. В духовной культуре ингушей-язычников, как и других народов, в древности имела место вера в обязательную связь человека с субъектом живой и неживой природы, чаще всего с животным миром, иначе - тотемизм. Ингуши давали детям имена, производные от названия наиболее почитаемого родом животного - тотема.

Наибольшую по своей численности группу чисто вайнахских имен представляют собой зоонимы - имена животных, зверей, птиц, широко используемые вайнахами в качестве имен мужчин и женщин.
Например:

Борз - волк,
Г1а - лист дерева,
Майра - храбрый и т.д.

В отличии от заимствованных имен, исконно личные имена являются, как правило, достоянием данного языка и редко проникают в другие языки. Исконные имена представляют собой наиболее древний слой в ингушской антропонимике.
Многие названия животных, птиц употреблялись в ингушской антропонимике как зоосемические метафоры:

Ча (медведь) - "сильный", "здоровый",
Нал (вепрь, кабан) - "сильный", "смелый",
Цогал (лиса) - "хитрая","изворотливая",
Лаьча ( сокол) - "гордый", "смелый", "самоотверженный",
Тотакх (дрофа) - "глупая",
Лехьа (змея) - "изворотливая","противная" и т.д.

Следует отметить, что из ингушского именослова исчезли имена, производные отт названия животных, хотя ранее они употреблялись как официальные. Больше повезло в этом отношении "птичьим" именам. До наших дней сохранились некоторые имена, образованные от названия птиц:

Лаьча - сокол,
Оалхазар - птица,
Кхокхи - голубка,
Таус - павлин и т.д.

В настоящее время "животные" имена остались в качестве прозвищных.
Имена, образованные от названия животных, сохранились в основе многих ингушских фамилий, где в качестве патронима, как правило, фигурировало имя первопредка:

Барзиевы - Волковы,
Цицкиевы - Кошкины,
Героевы - Коневы,
Дахкильговы - Мышкины и т.д.

Из лексики, представляющей собой названия насекомых (имена-инсектонимы), зафиксированны такие имена:

Гизг - паук,
Чоапилг - букашка,
К1ормац - бабочка,
Зунгат - муравей,
Наца - моль,
Дзуг1а - оса,
Баскилг - кузнечик,
Сагал - блоха,
Моза - муха,
Бумбарг - жук-летун и др.

Ныне они употребляются в качестве прозвищных с выражением отдельных оценочных характеристик.
В языках различных народов мира немало имен людей образовано от названий частей тела. Так истоком русских фамилий Носов, Глазунов, Голованов, Ручкин, Ногин, Зубов, Шейнин, Языков являются соответствующие названия частей тела.
Подобные имена в ингушской антропонимике составляют значительный пласт:

Кортаж (корта) - голова,
Тута (тути) - макушка,
Мераж - нос,
Бати (бат) - лицо,
Хьажа - лоб,
Ког - нога,
Жим - почка,
Доги (дог) - сердце,
Шоа - сычуг,
Накхи ( накха) - грудь,
Гаьги (гийг) - желудок,
Чачха - хрящ,
Пхьарс - локоть,
К1омсар - клык, зуб,
Т1ора - ладонь и т.п.

Очень много имен в ингушской антропонимике произошло от названий тканей, посуды,одежды, головных уборов, обуви, различных пожитков:

Боахтар - повязка,
Гата - полотно,
Шовлакх - шелковый платок,
Бертиг - завязка,
Бокказ - хром,
Гий - тарелка,кормушка,
Т1ормиг - сумка,
Тенг - кусочек одежды,
Ферт - кошма, бурка,
Кий - шапка,
Чилла - шелк,
Икка - сапог,
Сурилг - небольшой кувшин,
Буога - чаша,
Бешка - бочка,
Т1алхаж - пожитки,
Маьчи - тапочки,
Ктар - шуба,
Тенк (теник) - кукла т.п.

С древнейших времен оружие составляло непременную принадлежность каждого ингуша. Находясь под постоянной угрозой нашествия врагов и порабощения более могущественными племенами, наши предки всегда были готовы к отражению нападения. Неистребимая любовь к оружию передавалась им чуть ли не с молом матери. Свою малочисленность они компенсировали лучшим вооружением, лихостью, неустрашимостью и готовностью к самопожертвованию.
Поэтому большой пласт ингушских имен составляют имена, образованные от названия оружия, военной атрибутики:

Тур - сабля,
Гоамтур и Ч1оамтур - кривая сабля,
Топ - ружье,
Тепча - пистолет,
Гебаг1 - копье,
1ад - лук,
1адсаькх - боевой лук,
Б1ихо - боец,
Сурхо - воин (сур - древнеингушское слово, обозначающее войско),
Довт - обоюдоострый меч,
Чхьонкар - деревянная палица,
Г1ама - шашка,
Джаммаг1 - металлическая секира,
Г1аг1о - щитоносец,
Г1ап - замок,
Берд - укрепление,
Бурухо - житель крепости,
Сурсаг - человек-воин,
Дитт - лезвие,
Мажар - кремневое ружье,
Т1ом - война и т.п.

Как и во всех языках мира, в ингушской антропонимике много имен образовано от ботанических терминов.
С древнейших пор леса и травы играли огромную роль в жизни человека. Поэтому у ингушей появилось много имен, образованных от названий деревьев, трав, цветов, фруктов, овощей, ягод и т.д. В качестве прозвищ ботанические термины употребительны менее, чем зоологические. Историческая зависимость от окружающего растительного мира выработала у ингушей уважение и преклонение перед ним. Из древесины строили жилища и делали оружие, изготавливали посуду. Многие виды трав употреблялись в пищу, из них изготавливались лекарства, трава также была кормом для скота. Некоторые виды деревьев запрещалось рубить, а тисовые, грабовые, сосновые, кизиловые рощи считались священными.
Поэтому имена, образованные от названий ботанических терминов, стоят в первой десятке ингушского именослова:

Надж - дуб,
База - тис ягодный,
Дака - верба,
Тоачо - калина,
Зиза - цветок
Камси - виноград,
Хьуни - лес,
Бага - лучина, сосна
Турс - таволга,
Хьамиск - мушмулла,
Эсти - ясень,
Бапан - одуванчик,
Болак - топинамбур,
Соси - рожь,
Хохи - лук,
Нарс - огурец и т.д.

Значительную группу, среди наиболее распространенных имен составляли имена, образованные от орудий труда, обозначающие род занятий, вид деятельности:

Нухь - плуг,
Гон - молоток,
Фоттан - рубанок,
Моарзаг1 - щипцы,
Соа - ось,
Эбарг - абрек,
Хьайрахо - мельник
Оахар - пашущий и т.п.

Тяжелая экономическая жизнь, необходимость отражать нашествия врагов, частые болезни способствовали тому, что у ингушей появляются имена-заклинания, "охранительные" имена, отводящие зло, болезнь.
Продолжение рода, его благополучие и безопасность зависели от наличия в нем как можно большего числа мужчин. Поэтому существовало пожелание невесте:"Да будешь ты матерью семи сыновей" (Ворх ви1ий нана хийла").
Конечно, и рождение девочки было в семье радостью. Об этом свидетельствуют имена-заклинания, призванные помочь дочери жить долго и счастливо.
Но были и мена с противоположной семантикой. Когда в семье рождалось много девочек, им давали имена-заклинания, призванные остановить их рождение.
В целом, мистические имена преследовали определенные цели:

Ваха - живи,
Вита - оставь,
Езмат - нужная,
Ириза - счастье,
Совли -лишняя,
Циэш - ненужная,
Сатоха - терпи,
Яли - умри,
Виса - останься,
Совг1ат - подарок,
Езийта - пусть любят,
Сацита - остановись,
Сеннаэша - зачем нужна,
Тоита - хватит,
Ятт1а - тресни и т.д.

Немалая группа имен имеет в своей основе имена божеств из ингушского языческого пантеона:

Гела (гелиос - греч.) - бог солнца,
Аза - дочь бога солнца,
Ашо и АНи - ассирийские божества,
Илла - языческий бог грома и радуги,
Сини - Сина,Нинисина и Нинимут - сестры шумерской богини плодородия Инанны,
Мита, Мида, Хьат1а - урартские имена, встречающиеся у ингушей,
Арс - армянский языческий бог,
Хьат1а - бог людей,
Ялти (Йалта) - бог-покровитель хлебных злаков,пищи,
Г1ал(а) - бог-покровитель животноводства,
Маго - ингушский языческий бог,
Тушоли - богиня плодородия и деторождения.

От них происходят ингушские мужские имена: Геласха, Арсмак, Пхьатт1а, Г1алиха, Маги и др.; женские имена: Аза, Ашо, Ани, Сини, Мит1а, Хьата и др.
Заметную группу составляют имена, характеризующие черты характера человека, его внешность. Они, как правило, образованны от имен прилагательных, но функционируют в языке в качестве имен существительных:

Эзди - благородный,
Башха - замечательная, хорошая,
Буочайо1 - дорогая, любимая дочь,
Камаьрша - щедрый,
Латар - драчливый,
мерза - сладкий,
Жог1арг - кареглазый,
Хьурмат - бережливая,
Куци - привлекательный
Кура - гордый,
Сонта - кичливый

У ингушей, как и у других народов, есть имена образованные от названия камней, металлов. Давая такое имя ребенку, в нем хотели видеть качества этих металлов - крепость, драгоценность:

Аьшк - железо,
Чонт - чугун,
Даш - свинец,
Дотув - серебро,
Бирлянт - бриллиант,
Булат - сталь,
Жовхьар - жемчуг,
Ц1аст - медь,
Т1о - камень и т.п.

Немало имен в ингушской антропонимике произошло от названий других народов, от географических названий:

Абзо - абазин,
Г1уике - кумык,
Бене - мохевец,
Курте - курд,
Г1абарте - кабардинец,
Японц - японец,
Герман - немец,
Эрсе - русский,
Бухари - название от города Бухара,
Мани, Бапхо, Гихо - местности в Армении,
Идалби (Идал) - река Волга,
Г1изларха - кизлярчанка,
Г1алми - река в Ингушетии,
1арбе - араб,
Гурже - грузин,
Черсе - черкес,
Баг1дад - от названия города Багдад,
Хани - название областей в древнем Урарту,
Раздан - река в Армении,
Макка и Маддан города в Саудовской Аравии,
К1улбаж - юг.

Имена-прозвища, образованные от названий некоторых животных, выражают разные оценочные характеристики человека:

Йовсар - легавая собака,
Жарг1а - свиноматка,
Зуд -сука,
К1айг - ворона,
Мелкъа - ящерица,
Сутарби - жадный, ненасытный,
Котам - курица,
Бов - сова.

Часто прозвищами становятся имена людей, отмеченных каким-то физическим или нравтсвенным пороком.
В 11- 18 вв. н.э. грузинские цари предпринимают попытку христианизации игушей. С этой целью в горах Ингушетии были построены храмы Тхаба-Ерды, Алби-Ерды, таргимский. Именно в это время в ингушской антропонимике появляются имена грузинского происхождения: Рустам, Леван, Изновр (Азноур), Сандро, Анзор, Мисловр (Мислоур), Зураб, Тамара и др.
нынешнее поколение ингушей, иногда само того не замечая, вставляет в свою речь много русских слов. В нашу антропонимику в большом количестве проникают имена, взятые из русского языка и через русский язык. В большей степени это касается женских имен: Роза, Света, Наташа, Дана, Милана, Оксана, Луиза и др. немало мужских имен взято из русского языка: Руслан, Ратмир, Эдик, Данил, и др.
Конечно, больше всего в нынешней ингушской антропонимике имен, заимствованных из арабского языка и через арабский язык. Это, так называемые, восточные имена.

С.А. Хамчиев "Ингушские личные имена"

Перехватчик Вс, 10/03/2013 - 22:37

Что то не вижу свою Фамилию)

06REGION Чт, 14/03/2013 - 18:41

Бери любую..Happy

Перехватчик Пт, 15/03/2013 - 19:31

Я имел виду ПЕРЕХВАТЧИКОВ )))фамилия

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры