Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8527 Человек (а) в сети
 

Правда длинною в жизнь

Недавно российская общественность отметила скорбную дату – 76 – летие депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. С каждым днем меньше становится среди нас свидетелей истории, переживших бесправие и ужасы глобальной несправедливости, на своих плечах вынесших все тяготы и невзгоды тех суровых лет. До сих пор никто не может ответить: за что были высланы наши предки?

Причины и обвинения, которые были выдвинуты в феврале 1944 года, иначе, как бредом сумашедшего назвать нельзя. Судите сами: ингушей обвиняли в сотрудничестве с оккупантами ?! Но при этом никто не говорил, что Красная армия, отстояв под Малгобеком и Моздоком кавказские рубежи, не пропустила фашистов к грозненской и бакинской нефти, что именно с ингушской земли началось отступление захватчиков в свои пределы. На незначительной территории малгобекского района, оккупированной фашистами небыло населения и сотрудничать с захватчиками было просто некому. Это самое главное и самое существенное доказательство, потому, что весь ингушский народ, стар и слад работали на оборону нашей страны, ничего не жалея ради общей победы.
Каждый раз, когда приходится поднимать эту тему, я вспоминаю Махмуда Ужаховича Полонкоева (Дала гешт долда цун), который в годы войны был председателем ачалукского райисполкома. – Это был небывалый подъем. Все население района и республики в целом делали все, что было возможно ради победы.

Люди строили оборонительные сооружения, противотанковые рвы, копали окопы, собирали продукты и теплые вещи для солдат и офицеров нашей армии. Я горжусь своими земляками, многие их которых погибли в ходе оборонительной операции под Малгобеком, и наша совесть чиста- говорил Махмуд Ужахович.
В конце 1944 года Государственным Комитетом Обороны СССР была учреждена медаль за «Оборону Кавказа», но те, кто был достоин этой награды не менее чем, защитники Отечества в погонах, были раскиданы по бескрайним просторам Казахстана и Киргизии…
Тяжелее всего, в первые годы изгнания, было детям. Голод, холод, гибель родителей и болезни унесли немало детских жизней. Но тяга к жизни и вера в Аллаха были сильнее смерти.

В этом материале я хочу рассказать о нашем современнике, человеке, выжившем в те годы вопреки судьбе.
Баширу Тугановичу Шанхоеву 74 года. Он родился в голодном 1946-м, выжил на зло судьбе, и выстоял в самое тяжелое для народа время.
Украденное детство

Моих родителей и близких депортировали из Насыр-Корта. После почти месячного пути они попали в Кустанайскую область. Я родился 14 апреля 1946 года в поселке Чеховка Федороского района. Из своего раннего детства помню, что всегда хотелось кушать. Это было очень тяжелое для депортированных ингушей время. Ни еды, ни одежды, ни условий для сносной жизни у людей небыло.

Несмотря на все трудности, наши старшие трудились наравне со всеми в колхозе. Они не жаловались и никогда ни у кого ничего не просили, потому, что тяжело было всем, но спецпереселенцам было труднее всех, потому, что обживаться на новом месте всегда трудно, а когда для этого нет никаких условий – намного тяжелее – вспоминает Башир Шанхоев.
По воспоминания старших в те годы, в Кустанайской области случались недороды урожая, людям приходилось еще туже «затягивать пояса».
И это было. Но я хочу сказать, что наши родители и все старшие, независимо от национальности, жалели нас, детей, старались, чтобы мы были сыты и обуты. Тогда, в детские годы я этого не понимал, чего это им стоило. Много людей умерло от голода и болезней. Условия же были таковы, что зимой умерших похоронить было невозможно.

Выкопать могилу в промерзавшей на несколько метров земле, обессиленным людям было не под силу. Умерших людей относили в сараи и складывали там до наступления тепла. Современному человеку трудно в это поверить, но так было. Только став немного старше я начал понемногу понимать происходящее, но никто не мог мне ответить, за что нас так наказали. В нашем поселке жили известные в народе богословы, которые вселяли в людей веру в справедливость, своим примером призывали к терпению и стойкости. Их уважали за нравственную чистоту и брали с них пример. Соседи, независимо от национальности помогали друг другу в радости и горе, не делились на национальности и религию. В депортации умерли наш дедушка и его жена, сестра, двоюродный брат. Все они покоятся на кладбище в Чеховке.
Кроме ингушей кто еще жил в Чеховке?
В нашем классе учились казахи, немцы, украинцы, чеченцы, мордвины, русские. Мы жили дружно, и сколь-нибудь серьезного конфликта между нами я не помню. Ходили в обносках, жили впроголодь, зато, как теперь говорят, были чисты душой.
На Кавказ!

С началом освоения Целины жить стало немного легче, а вскоре, после смерти Сталина вайнахам разрешили вернуться на Кавказ. 13 июля наш состав тронулся в путь. Мне было 13 лет, когда наша семья переехала в Ингушетию. Это был 1959 год. Нас везли в пассажирских вагонах. На остановках люди устраивали на перроне ловзар. Это была выстраданная 13-ю годами бесправия искренняя радость. Все были счастливы, и путь домой не казался длинным.

-А как вас встречала Назрань?
-Кругом царило запустение. От преждних «хозяев» остались только горы мусора и грязи, но люди были рады вернуться в отчий край и обустраивать свою жизнь на земле отцов.
-Как складывалась Ваша жизнь на Кавказе?
-Я окончил школу, отслужил три года в армии. После демобилизации пошел работать в совхоз «Назрановский» зоотехником. Затем перешел в насыр-кортское ГРСП, и 18 лет работал директором этого сельхозпредприятия, до выхода на пенсию в 2008 году. Жили, как все. Работали, обустраивались, растили детей. Легко никогда небыло. Сельский труд не регламентируется временем. Мне нравилась моя работа, которой я отдавался целиком.
А после выхода на пенсию?
Я привык с юношеских лет к работе на земле, и после выхода на пенсию завел личное подсобное хозяйство, и работаю до сих пор. Держу крупнорогатый скот, овец, есть дойные коровы.

Мне нравится мое дело, я никогда от такой работы не устаю, хотя надо ежедневно чуть свет ехать на ферму и ухаживать за животными. Выращиваю пшеницу.
труд на земле всегда был нелегким делом и без призвания к этому достатка не нажить. У вас есть перспективы для развития своего подсобного хозяйства. Будь у вас средства, чтобы Вы предприняли?
У нас немало трудолюбивых людей. И помощь государства, конечно, была бы кстати. Сельскохозяйственный труд надо рассматривать через призму воспитания личным примером. Мой сын пошел по моим стопам. Развитие фермерских хозяйств – насущная необходимость. Не говоря уже о необходимости производства своего продовольствия, овощей и фруктов. Когда человек ощущает поддержку, он понимает свою нужность обществу, и работает еще лучше. Ведь ни для кого не секрет, что мы потребляем молочные продукты из Краснодарского края, мясо из Калмыкии, мука – ставропольская, овощи из Дагестана, Кабардино-Балкарии и других регионов. А почему бы не производить все это у себя? Чтобы понять пользу от своего производства не надо быть большим философом. Элементарно: деньги, которые уходят в другие регионы остались бы в Ингушетии, и цены бы не кусались. Я не экономист, но понимаю, что лучше все необходимое производить у себя, а излишки продавать в других регионах.
А Вы лично чтобы сделали при возможности?
Я расширил бы свое хозяйство. У меня есть, где держать на откорме скот, есть в достаточном количестве корма, и если сейчас я держу 30 животных, то после расширения мог бы содержать в два раза больше. Для примера, у меня 11 дойных коров. Молоко, как теперь принято говорить, экологически чистое. Цены не загибаю. Люди берут, и излишков не остается. Я бы мог расширить дойное стадо, производить еще больше натуральных молочных продуктов на пользу людям. Это только одно из возможных направлений. Есть еще резервы, но нет средств.
… Башир Шанхоев ни у кого ничего не просил, и всего добился своим трудом. Нет у него хоромов, для езды он использует видавшие виды вазовскую «шестерку», и его умеренность в жизни – пример честного подхода человека к реальной действительности, без рвачества, и жажды наживы.
Башир набожный мусульманин, и порядочный, честный человек – говорят о нем знающие его люди, и в этом высшая похвала. Выжив в нечеловеческих условия депортации он не потерял веру в справедливость, не искал легких путей, а работал с верой в лучшее будущее. Вместе с супругой они воспитали достойными людьми пятерых детей. У героя нашего очерка немало поощрений за хорошую работу. Он имеет звание «Заслуженного работника сельского хозяйства РИ», и не обольщается достатком. Хлебосольный хозяин и строгий отец семейства приучил своих детей к честному труду. В это его правда, правда длинною в жизнь. Несмотря на почтенный уже возраст он полон сил и желания работать на благо общества. Про таких людей говорят – «соль земли», и хочется пожелать ему здоровья и сил еще на многие годы.

М. Ханиев,Сердало

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры