Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 25 / 01 / 2020 Время Московское: 382 Человек (а) в сети
 

ПОТОМКИ АЛАНОВ НЕ МОГУТ ПОДЕЛИТЬ ХРАМЫ

В Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) находятся христианские святилища, воздвигнутые в период средневекового Аланского царства, окончательно разрушенного в XIV веке Тамерланом. Археологи считают, что эти храмы были воздвигнуты в VIII–XI веках и относились к Аланской епархии Константинопольского патриархата. В обиходе историков и политологов за храмами закрепился обобщающий термин «аланское наследие».

В Нижне-Архызском городище, если верить арабскому историку X века Абд аль-Хасану Масуди, располагалась столица Аланского царства Маас (Магас). До наших дней от древней Алании в городище полностью сохранились три храма, которые археологи называют Зеленчукскими, – Северный, Средний и Южный, а также 11 однонефных разрушенных или полуразрушенных церквей. В 7 км от райцентра Карачаевск, на горе Шоана возле села Коста Хетагуров, стоит древнеаланский храм Святого Георгия, или Шоанинский храм.

До 1917 года аланское наследие опекалось Александро-Невским Зеленчукским монастырем, а сейчас относится к музейному фонду КЧР. Карачаевцы, мусульмане по вероисповеданию считают себя потомками древних аланов, а памятники алан – достоянием своего народа (см. «НГР» от 16.11.16). Свои права на аланское наследие доказывают и осетины. В Шоанинском храме и возле него осетины со всей России отмечают национальный праздник Джеоргуба (день святого Георгия), проводимый в конце ноября каждого года.

Исповедующие православие осетины более 20 лет требуют, чтобы древний комплекс передали осетинской общине для богослужебных нужд. «Для нас храм является не только памятником культуры, но и святым местом, куда регулярно наши односельчане и паломники со всего мира приезжают помолиться. Мы убеждены, что на территории храма не должно вестись коммерческой деятельности», – писали в 2018 году главе КЧР Рашиду Темрезову осетины – переселенцы из КЧР. В 2017 году в КЧР стали муссироваться требования мусульманских активистов переделать аланские храмы Зеленчукского района в мечети, и это вызвало беспокойство Аланской епархии, действующей в Республике Южная Осетия (РЮО). Напомним, в РПЦ не признают Аланской епархии, так как считают РЮО канонической территорией Грузинской православной церкви.

Относящаяся к РПЦ Владикавказская епархия по аланскому наследию официально сформулировала следующую позицию: епархия решает вопрос с аланским наследием только путем компромисса с властями и общественностью КЧР. Ранее тогдашний епархиальный архиерей Северной Осетии архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) (ныне митрополит Казанский) выражал беспокойство состоянием православия в КЧР в связи с поджогами экстремистами действующих православных храмов. Но от ультимативных выражений Феофан воздерживался. «Разные СМИ любят говорить, что это такие-сякие мусульмане. Так нельзя делать. Есть абсолютно честные верующие простые люди, никакого отношения не имеющие к реакционно-экстремистским вылазкам. Мы – многоконфессиональная, многонациональная великая Россия и Северный Кавказ. Хочу высказать свою позицию: нет экстремизму, и думаю, что в этом плане мы вместе с нашими мусульманскими лидерами будем говорить на эту тему, потому что только вместе можно противостоять таким вылазкам», – сказал Феофан (Ашурков) в 2010 году в интервью РИА Новости. Журналистами было отмечено, что значительную часть своих преступлений против православных КЧР экстремисты приурочивали к дням празднования осетинами Джеоргуба.

По информации осетинских СМИ, Минкультуры КЧР не может проводить комплексной реставрации аланского наследия: это дотационный регион, бюджет Минкультуры ограничен. Шоанинский храм находится в относительно неплохом состоянии благодаря волонтерам-осетинам, говорит экскурсовод из КЧР, историк Инна Очкасова. «Осетинская община взяла благоустройство в свои руки. Хотя полностью им не дают это делать, например не дают поставить алтарь. Когда в минувшем году в Ильинском храме (Южный Зеленчукский храм. – «НГР») общиной за свой счет был сделан пол и минимальный ремонт, то поднялся скандал по поводу того, как «посмели испортить памятник архитектуры». Но пол уже проваливался, ходить там было невозможно, люди падали, но никто ничего не делал», – цитируют Очкасову СМИ Северной Осетии.

В качестве компромиссной меры многие православные активисты из КЧР предлагают передать аланское наследие Пятигорской и Черкесской епархии РПЦ – структуре, отстраненной от периодически обостряющихся карачаевско-осетинских исторических и политических споров. С этим в беседе с «НГР» согласился профессор МГЛУ, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев: «Прекрасно можно понять желание тех же православных осетин Северной Осетии, чтобы древние храмы в КЧР отошли в духовное окормление к Владикавказу. Но это невозможно. Время, когда КЧР и Северная Осетия относились к одной епархии, закончилось еще в 2011 году. Аланские храмы в КЧР относятся к канонической территории архиепископа Пятигорского. Спор насчет того, кто должен быть хозяином этих храмов, РПЦ или власти КЧР, тянется как минимум 20 лет. Для властей КЧР эти храмы – символ древней государственности аланов-карачаевцев и доходная статья бюджета от туризма, что для небогатой республики очень актуально. Согласно Федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», принятому в 2010 году, храмы должны быть переданы Пятигорской епархии РПЦ. Но передаче мешают карачаевские националисты, которые шантажируют власти тем, что после передачи церкви аланского – то есть карачаевского – наследия в КЧР начнется гражданская война. От карачаевских националистов можно услышать, что аланские храмы – это карачаевские древние памятники иного назначения. В итоге древними сооружениями никто толком не занимается, они приходят в упадок. Чтобы их отреставрировать, надо окончательно урегулировать их правовой статус».

РПЦ не имеет к этим храмам никакого отношения, сказал «НГР» главный редактор выходящей в КЧР информационно-аналитической программы «Черный куб» Владимир Биджиев: «Это исторические памятники карачаевского народа и должны оставаться таковыми в рамках республиканского музея. Мы, карачаевский народ, против передачи этих храмов РПЦ. Подчеркну – против передачи любой из ее епархий, что бы ни говорили некоторые эксперты, рассуждая о том, какой епархии будет проще отнять историко-культурное наследие нашего народа. Передача народного достояния может привести к серьезным волнениям». Биджиев уточнил, что у карачаевского народа нет претензий к осетинскому народу: «Мы против того, чтобы осетинское меньшинство КЧР решало судьбу исторического наследия карачаевского народа. За передачу храмов в подчинение РПЦ выступают некоторые одиозные активисты села Коста Хетагуров. Село названо в честь осетинского поэта и считается осетинским. Но по факту сегодня там осетин около 40–50%, а остальные жители – карачаевцы и русские. В этом селе стоит памятник Косте Хетагурову, он стал местом паломничества осетин. Был случай, когда в село съехалось много людей из Северной и Южной Осетии, и на культурном мероприятии в честь Косты Хетагурова зазвучали политические требования, притом что осетины не титульный народ в Карачаево-Черкесии. Естественно, молодежи республики это очень не понравилось».

«В КЧР многие считают, что за планом передачи карачаевского наследия РПЦ стоит сам глава республики Рашид Темрезов. Отработавший на своем посту два срока, он хочет идти еще на один срок. РПЦ – влиятельная структура. Я часто слышу, что, продав им наше наследие, глава КЧР хочет заручиться помощью руководства РПЦ в попытке остаться еще на один срок. В 2018 году Темрезов вывел храмы из структуры государственного музея-заповедника в пользу Аланского христианского центра (АХЦ), подотчетного Министерству туризма КЧР, тем самым практически лишив их музейного статуса. Сегодня они не переданы церкви только благодаря тому, что все понимают, что это может кончиться конфликтом. Темрезов поставил перед АХЦ задачу по реставрации и благоустройству храмового комплекса. Но за время существования этого центра сделано очень мало. Это, кстати, один из любимых аргументов руководства РПЦ, когда они требуют передать им храмы, они говорят, что республика не заботится о них. В 2002 году студенты из КЧР всех национальностей собирали деньги на реставрацию этих храмов и вместе их ремонтировали по мере своих сил», – говорит Владимир Биджиев.

«Наш университет тесно сотрудничает с Минкультуры КЧР по поводу аланских храмов, – сказал «НГР» профессор Северо-Кавказского федерального университета в Пятигорске Арушан Вартумян.

– Замминистра культуры КЧР беспокоится насчет состояния комплекса. Убежден, что эти древние храмы не могут быть переданы РПЦ. Они были возведены задолго до крещения Руси. Как дербентская церковь IV века времен государства Кавказская Албания, который я лично раскапывал, или храм Тхаба-Ерды VIII века в Ингушетии».

Источник:Новая газета

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Хамзат@ Ср, 04/12/2019 - 11:10

Рашид Темрезов, продав часть исторического наследия карачаевского народа хочет заручиться поддержкой РПЦ и пойти на третий срок, видимо не пошло ему уроком, как наш передаст продал ингушские исторические территории в обмен на поддержку соседнего царька, также в обмен на третий срок, но в итоге оказался выпнут ингушским народом на обочину истории.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры