Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 20 / 04 / 2024 Время Московское: 8938 Человек (а) в сети
 

Пол-Чукотки Добриевых помнят русского писателя Тихона Сёмушкина добрым словом Большой род Добриевых вошел не только в литературу

Елизавета Алихановна Добриева.В этом году, на здании «Центра образования села Лаврентия» в Чукотском районе, силами Общественного совета по сохранению исторического наследия Дальнего Востока (Хабаровск) открыта мемориальная доска культовому на Чукотке русскому писателю и просветителю - Тихону Захаровичу Сёмушкину (1900-1970).

Здесь же его именем названа Центральная районная библиотека с. Лаврентия, а когда-то и школа (до реорганизации) носила имя писателя. 
 
Начинал на Крайнем Севере Тихон Сёмушкин как раз с учительства. Это потом уже набрался впечатлений и опыта - расписался (его самый известный роман «Алитет уходит в горы»). А в 1928 прибыл на Чукотку с научной экспедицией под руководством Владимира Тана-Богораза и задержался - был назначен директором первой на Чукотке школы-интерната для детей-чукчей - чукотской культбазы ДВК. 
 
Как ни удивительно, но Тихона Сёмушкина здесь помнят и любят до сих пор, а его книги в библиотеке буквально зачитаны до дыр. 
 
Последний раз он приезжал в с. Лаврентия в 1969 году. Его встречала Елизавета Алихановна Добриева - научный сотрудник Чукотского районного историко-краеведческого музея в с. Лаврентия, лингвист эскимосского языка науканцев (эскимосского диалекта), а тогда молоденькая девушка - учительница начальных классов. 
 
Ее отец - Алихан Магометович Добриев (1920-1967) - ученик Тихона Сёмушкина. Было это в 1928 году, когда Алихану исполнилось 8 лет и он пошел в первый класс. Впоследствии, Алихан Добриев стоял в числе переводчиков Конституции СССР на чукотский язык! 
 
А вообще род Добриевых тянется с Кавказа, из Ингушетии. Вот только представьте себе! Прародитель его - ингуш Магомет Джантемирович Добриев (1883-1938) из кавказского села Экажево. Но как он попал на Чукотку? 
 
Было это так. В 1910 году из Ингушетии пять земляков отправились на Аляску (через океан, из Владивостока добирались в американский порт Сиэтл, оттуда на Аляску, в город Ном), где уже начиналась «золотая лихорадка». До 1918 года они мыли золото в Америке с переменным успехом, а потом покинули пределы США. Американские власти после революции в России потребовали, чтобы все, кто не принял заграничное подданство, возвращались в свою страну. Но Магомет Добриев далеко не поехал, перебрался на Чукотку. 
 
Он стал торговым агентом американской фирмы «Хиббарт-Свенсон и К°», работавшей на Чукотке с разрешения официальных властей. И стал помогать установлению Советской власти не только снабжением необходимых товаров (на Чукотке до сих пор помнят фирменные чугунные складные печи) и продовольствия, но и переводами при уполномоченном новой республики. 
 
Тихон Сёмушкин, рис.Как написал Тихон Сёмушкин: «…После революции, возвращаясь с Аляски на Кавказ, Магомет Добриев застрял на Чукотке. Здесь он женился на эскимоске. Теперь у него было восемь детей, из которых двое уже школьного возраста». 
 
Магомет Добриев действительно обосновался в чукотском селении Яндогай (в 17 км от с. Лаврентия). В том же 1918-м году женился на эскимоске Чивкэльын/Сеукелин (Сивма) - по паспорту Ксении Львовне Добриевой (1900-1976), хотя ее дед был белым американцем - золотоискателем, а отец - Левтын - пришел в эскимосское село Наукан с одного из островов с Аляски. Сеукелин была младше Магомета на 17 лет. 
 
В 1919 году в семье Добриевых родилась дочь Мэри, за ней, в 1920 году, сын Алихан, в 1922 году дочь Лемма, в 1923 году дочь Чабихан, в 1925 году дочь Надя, в 1927 году сын Алимбек, в 1929 году сын Абдул, в 1931 году сын Базик (Базы). Последний сын собственно и повел летопись своего рода (см. Добриев Б. М. Эскимоска Чивма: Повесть; Через Америку на Чукотку: рассказы. - Магас [Ингушетия]: Сердало [Свет], 2007. - 188 с., а также публикации в газетах «Сердало» и «Вести Малгобека»). 
 
В 1928 году Магомет Добриев с семьей переехал в с. Лаврентия. Дети - Мэри и Алихан - были первыми учениками школы-интерната - чукотской культбазы, которой руководил Тихон Сёмушкин. 
 
Мемориальную доску Тихону Сёмушкину установили на здании «Центра образования села Лаврентия» в Чукотском районе.
Магомет Добриев стал работать на культбазе вместе с Сёмушкиным. «Он был добрым отцом, никогда не кричал на детей. А мать, по характеру довольно жесткая, воспитывала нас в строгости», - пишет их сын Базик Добриев. 
 
И вот еще из его воспоминаний: «Отец многому научился у коренного населения: охоте, добыче морских животных, езде на собачьих упряжках. Это промыслы, требующие большой физической силы и сноровки. У Магомета Добриева это хорошо получалось, он имел одну из лучших собачьих упряжек на Чукотке и был лучшим каюром».
 
Магомет Добриев попал в публицистику Тихона Сёмушкина. «Добриев был очень ответственным человеком, и местная власть доверила ему в 1920-е годы организовать помощь продовольствием голодающим в селениях, расположенных к северу по побережью Чукотского моря. Позже он принял активное участие по спасению челюскинцев. Когда 13 февраля 1934 года в Чукотском море, раздавленный льдами, затонул пароход «Челюскин» и 104 человека остались на льдине, Магомет Добриев бросил все свои дела, собрал десять собачьих упряжек и отправился спасать потерпевших кораблекрушение». 
 
В 1935 году сам глава экспедиции «Челюскина» Отто Шмидт вручил ему благодарственную грамоту за подписью Сталина, Молотова и Куйбышева... 
 
Репрессии не обошли Магомета Добриева стороной. Он был обвинен в сотрудничестве с американской разведкой и как бывший купец пушниной, арестован. После допросов и пыток, Магомета Добриева все же отпустили, но он тяжело заболел и умер в декабре 1938 года, похоронен в с. Лаврентия. 
 
Уже в прозе о Магомете Добриеве, волею судьбы оказавшегося на Чукотке, конечно впервые рассказал Тихон Сёмушкин, в повести «Чукотка» в 1938 году. 
 
Магомет Добриев был выведен под именем Магомета Гулиева и в романе первого чукотского писателя Юрия Рытхэу «Конец вечной мерзлоты» в 1977 году. «Магомета можно назвать полиглотом, он прекрасно овладел чукотским и эскимосским языками, сносно говорил на английском, отлично владел ингушским и русским языком. О нем писали: «Родил кучу детей и ведет такой образ жизни, словно он родом отсюда»...», - писал ученик Сёмушкина Юрий Рытхэу... 
 
- Родилась я в сентябре 1942-го, в яранге, в эскимосском селе Наукан - это единственное эскимосское поселение в Чукотском районе и самое восточное поселение Евразии, откуда виден берег Аляски - всего под 80 км (в 1958 года, в ходе «холодной войны» с США, всех жителей из Наукана выселили, а стойбище, имеющее историю с XIV века - закрыли, и самым восточным стал Уэлен), - рассказывает Елизавета Алихановна Добриева - внучка Магомета Добриева. - В Наукане охотились на нерпу, а еще добывали не только гренландских китов, но и... крабов (ловили их на удочку, только вместо крючка был камень с рыбой, за который краб и цеплялся)! И, конечно, из уст в уста передавали легенды о деде и писателе Сёмушкине. 
 
В 1963 году Елизавета Добриева окончила Анадырское педагогическое училище, стала преподавателем русского и эскимосского языков начальной школы, колесила по району, а с 1969 года стала жить и работать в с. Лаврентия. 
 
- У эскимосов есть обычай: если долго не был на родине, то, вернувшись, надо обязательно лечь на землю и три раза кувыркнуться, а то родина не примет, - говорит она. - Вот мы и предложили такой обряд Тихону Захаровичу, когда тот вернулся на Чукотку. А он просто лег и обнял землю. Говорил, что у чукотской земле свой аромат, аромат цветов тундры и свежести холода. Для него Чукотка была второй родиной... 
 
Пол-Чукотки Добриевых помнят русского писателя Тихона Сёмушкина добрым словом. И, кстати, большой род Добриевых вошел не только в литературу, но и в политику. Нынешний сенатор Чукотки Анна Отке - правнучка Магомета Добриева. 
 
Константин Пронякин.
http://debri-dv.com/m/article/17781/pol-chukotki_dobrievyh_pomnyat_russk...

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры