Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 7815 Человек (а) в сети
 

Почему в Дагестан, Чечню и Ингушетию не идут федеральные продавцы продуктов?

По данным исследования аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, Ингушетия, Чечня и Дагестан возглавили рейтинг регионов с самой высокой долей прибыльных компаний. В Ингушетии по итогам первого полугодия прибыль получили почти 82% предприятий среднего и крупного бизнеса, в Чечне – 78,6%, в Дагестане – 77%.

Парадокс ситуации объясняется просто: прибыли некоторых успешных компаний перекрываются количеством компаний убыточных.

Несмотря на рейтинги (и попытки глав республик изобразить благоприятные условия для предпринимателей), крупные игроки по-прежнему боятся Северного Кавказа как огня с его труднопостижимыми правилами ведения бизнеса и взаимоотношений с властью. И это наиболее очевидно на примере продуктовых ритейлеров.

Для сравнения – в Ставропольском крае живут 2,7 миллиона человек, в нем работают 225 "Пятерочек", 62 "Магнита", 7 супермаркетов "Перекресток". В Карачаево-Черкесии (465 тыс. человек) 6 "Пятерочек", 21 "Магнит", в Северной Осетии (700 тыс. человек) 21 "Пятерочка" и 34 "Магнита". В Дагестане с населением 3 миллиона федеральных продуктовых сетей нет вообще, как и в Ингушетии (500 тыс. человек).

В Чечню пару лет назад пришла только "Лента" – единственный гипермаркет построили на окраине Грозного, закупаются там, как правило, российские военные. Это одно из немногих мест, где в Чечне можно легально приобрести алкоголь (с 8 до 10 утра).

Такое положение вещей опрошенные "Кавказ.Реалии" эксперты связывают с особыми "правилами игры" в Чечне, Дагестане и Ингушетии.

"Там очень много торговли в тени, и сетям выживать сложно, – говорит профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. – Их не так чтобы очень пускают, потому что 'свои' должны зарабатывать. И сами они опасаются, потому что правила игры очень уж специфические. Это классика, это длится уже больше десяти лет. На торговле сидят свои люди, и они не хотят делиться доходом".

Весной этого года Рамзан Кадыров, подводя итоги 12 лет на посту регионального руководителя, заявил, что в Чечне "обеспечили достойные условия для бизнеса" и прямо-таки "сотворили чудо".

"Мы не можем создать условия для бизнеса, пока существует большая теневая составляющая", –​ говорил глава Дагестана Владимир Васильев. О выходе из тени заявлял и руководитель Ингушетии Махмуд-Али Калиматов.

Региональные начальники (кроме, разумеется, Кадырова) сменяются, а проблема так и остается нерешенной.

"Про Чечню не могу говорить определённо. Вероятно, там просто высокая цена входа на местные рынки, контролируемые региональной властью", – делится мнением эксперт по Северному Кавказу, старший научный сотрудник РАНХиГС Константин Казенин.

По его словам, в Дагестане крупным местным предпринимателям власти сопротивляться не могут, "но вот входу 'внешних' пару раз успешно воспрепятствовали".

Местные предприниматели активно используют названия и стилистику раскрученных сетей для своих магазинов, не покупая при этом франшизу.
О сложности ведения бизнеса на Кавказе говорит и управляющий партнер компании RRG Денис Колокольников.

"Северный Кавказ – регион сложный, и исторически, учитывая все процессы, которые на Северном Кавказе происходят, есть определенные риски по выходу федеральных сетей, логистики и всего остального. Но в первую очередь, неразвитость сетевого ритейла связана с отсутствием спроса на их продукцию, поскольку есть собственные продукты", – сказал он "Кавказ.Реалии".

В пресс-службе компании X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и рядом других) "Кавказ.Реалии" пояснили, что "решение о выходе в новый регион принимается, исходя из возможностей развития логистики, перспектив локализации работы с местными производителями и ряда других факторов, непосредственно влияющих на эффективность деятельности".

В пресс-службе ПАО "Магнит" "Кавказ.Реалии" не удалось получить оперативный комментарий относительно причин, по которым компания не открывает магазины в Дагестане, Чечне и Ингушетии, присутствуя при этом в Северной Осетии, КЧР, КБР и на Ставрополье.

Эксперты также связывают отсутствие в Чечне, Дагестане и Ингушетии федеральных продуктовых сетей с аграрным менталитетом и привычкой к свежим продуктам.

"Во-первых, в этих республиках достаточно сильно распространено сельское хозяйство, фермерство. И это исконно, оно никогда не менялось. Люди сами выращивают массу овощей, фруктов, разводят животных и у них достаточно большой объем своей продукции, которые они сами потребляют. Мы говорим про продуктовую розницу. Это натуральная продукция собственного производства. А супермаркеты и гипермаркеты, которые завозят свою продукцию из, скажем так, технологических регионов, не могут в полном объеме и полноценном виде предложить это потребителям Северного Кавказа", – говорит Колокольников.

Опрошенные "Кавказ.Реалии" жители республик, наоборот, говорят, что для них было бы выгоднее иметь выбор, в каком магазине покупать, и пользоваться преимуществами и скидками, которые дают крупные сети.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Гость1 Чт, 10/10/2019 - 18:39

в Ингушетии все в тени,нет никакой прозрачности,любой чиновник чувствуют себя барином. все уходит в карманы чиновникам,посмотрите как они живут,как живут их семьи.Какой нормальный бизнес придет туда где коррупция,где не соблюдается закон и все зависит от прихоти чиновника?У нас, в дотационой республике!при самой большой безработице! по РОССИИ все передвигаются на такси!или на газелях!Загоняя население в еще большую нищету.А где современный городской общественный транспорт? когда наконец то нажрутся ответственые чиновники? ДОКОЛЕ?????

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры