Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 12 / 07 / 2020 Время Московское: 397 Человек (а) в сети
 

Память о прошлом: уходящая натура?

Народы, страны и конкретные люди живут памятью о прошлом. Не являемся и мы исключением из этого ряда. Но как-то слабо мы работаем над сохранением своей героической или обыденной памяти.

Меня многие годы волнует в целом ситуация с сохранением памяти у нашего народа. Как коллективной, так и персональной. И в этом деле у нас большая проблема.
Вначале о памяти, о событиях 70-летней давности.
Недавно Глава Ингушетии Ю. Евкуров утвердил рабочую группу по подготовке к 70-летнему юбилею самых трагических страниц многовековой истории нашего народа. Как известно, эта дата наступает 23 февраля 2014 года. Рабочей группе даны поручения. И они будут работать в рамках своих полномочий и поставленных задач.
Несколько раз миннац и коммолодежи республики пытались собрать свидетельства о трагедии 1944 года и издать «Книгу памяти». Но всегда тщетно. Одно время – в конце 90-х годов - собранный уникальный материал был утерян после смены руководства ведомства, а его преемник не захотел довести дело до конца.
В 2012 году миннац вновь объявил акцию памяти. Но почти никто не откликнулся на идею. Из-за большого объема работы в основном полагались на помощь школьников старшего возраста во время летних каникул. Но некоторые представители районных отделений образования просто отказались принять участие в этом деле. И акция прекратила свое существование так и не начавшись.
Таким образом, мы не имеем в более–менее полном объеме памяти о событиях 1944 года, если не считать собранного коллективом Мемориала памяти жертв политических репрессий материала. А свидетелей тех суровых испытаний с каждым годом все меньше и меньше.
Как человек, не один десяток лет отслеживающий публикации и издания на тему депортаций народов, могу сказать, что наша память по этой теме самая слабая. И причина в самой инертности населения. В большинстве своем мы просто не хотим и не умеем сохранять документы, факты, фотографии, свидетельства о тех или иных событиях. Исключение составляют документы, приносящие материальные дивиденды.
У нас нет книги воспоминаний о событиях того периода, если не считать небольшой «Белой книги», изданной в Алма-Ате в 1991 году. В те годы это было хорошим изданием. Но сегодня эта «солянка» не отвечает требованиям времени.
Кстати, тот же Казахстан сделал больше по сохранению памяти о нашей трагедии, чем мы сами. Достаточно вспомнить монографию казахского профессора Жараса Ермекбаева «Чеченцы и ингуши в Казахстане. История и судьбы». Алматы,
2009 г.
Опять–таки в том же Казахстане есть и несколько памятников жертвам депортаций народов.
Все репрессированные народы, кроме нашего, имеют свои многотомные серийные или единичные истории в виде исследований, воспоминаний, сборников документов.
Наши ученые и исследователи несколько раз ездили в архивы областных центров Казахстана и привезли немало оригинальных материалов на эту тему и готовы представить их для выпуска. Есть ученые, защитившие диссертации на тему депортации: Лейла Арапханова и Руслан Агиев.
Но это ученые, и это, как говорится, их хлеб. А сами люди? Они что? Не хотят или ленятся внести вклад в сохранение памяти о своем народном или личном прошлом?
Подобное отношение к памяти народа мы наблюдаем и по другим позициям.
Миннац республики в 2012 году объявил сбор старых фотографий. Фотоснимки сразу предполагалось сканировать и возвращать владельцам. Но и на эту акцию почти никто не откликнулся.
Зато с какой завидной активностью включаются наши жители на брошенный слух о возможности получить компенсацию по той или иной проблеме. Тысячи людей начинают осаждать конторы с папками под мышкой в надежде получить вожделенную сумму. Не в порядке осуждения говорю это, а с недоумением по поводу того, почему у нас так развита тяга к материальному, а не к духовному?
Знаю, найдутся сотни возражений и на этот счет. Мол, наш народ столько раз грабили, что они хотят получить от государства то, что отнято незаконно и грубо. Но почему нельзя параллельно думать о духовной памяти?
А память уходит из наших домов и душ, из нашего сознания. Способны ли мы это понять? Если поймём, можно спасти ситуацию.
С. СУЛТАНОВ
"Сердало"

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Чт, 01/08/2013 - 08:50

Страшная история или страница в нашей многовекой жизни, о которой хочется забыться , кроме этого государство также старолось чтоб мы забылись, кроме этого всех невозможностей,герои этой страницы не имеют генеральских погон и орденов, об этом мне напомнила соц страница одного ингушского подростка Гапархоева Руслана. Есть надежда значит

ADAM-0108 Чт, 01/08/2013 - 01:13

Мы не ценим свою историю, поэтому ее у нас и крадут, если уже не украли.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры