Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 10 / 07 / 2020 Время Московское: 406 Человек (а) в сети
 

Обида и обидчивость с точки зрения ингушского мировоззрения

Обида (вас, халхетар), обидчивость (мух яр) — это качества личности, определяющие склонность человека во всем замечать обидные тенденции. В понимании ингушского народа, обида и обидчивость считаются проявлением слабости.

Если возникшее чувство обиды никак не связано с нанесением оскорбления, а это рассматривается совершенно в другом нравственном измерении, то в принятом понятии к таковым проявлениям, по представлениям ингушского народа, следует относиться с некоторым общественным осуждением, ибо они присущи только личностям с пониженным интеллектом.

Безусловно, ничто человеческое нам не чуждо. Чувство обиды переживают все. Равно как и вольно или невольно чувство обиженности. Но если для одних обида (вас, халхетар) — всего лишь эпизодическое неприятное явление, то для других это нескончаемое тяжелейшее переживание и причина депрессивного настроения, то есть назовём её стойкой обидчивостью (мух яр).

Но если даже такое действие имело место в жизни, то есть произошло, человек благородный, воспитанный по ингушскому этикету, в состоянии прекратить его в любой момент.

Следует ещё раз уточнить, что обида, это обычно ситуационно проявленная реакция на несоответствие твоим представлениям о должном и прекрасном. Явление, допустимое в народе и призванное, отчасти, регулировать человеческие отношения путем демонстрации собственного недовольства действиями другого, с целью, например, избежать их повторения, и тому подобное.

Принято даже считать, что обида не применима к людям, которые безразличны, равнодушны ко всему. Так, пословица ингушская гласит, что «ишак и тот, кто не обидится (когда есть на что), и тот, кто, обидевшись, со временем не простит обиду».

По представлениям ингушей, если обида и произошла, то человек должен попросить прощения или простить. А вот обидчивость, затаённая обида — это уже стратегия поведения и манипулятивный прием в общении с другими, позволяющий получать внимание, достигать собственных целей и добиваться эмоционального участия окружающих тебя людей, когда другие способы человеку не доступны в силу его неблагородного воспитания.

Такое поведение, отчасти, допускается в детском возрасте, когда реагировать на обиду считается явлением нормальным в годы формирования личности, поскольку дети недостаточно сильны и самостоятельны, чтобы вступать в открытую конфронтацию с взрослым миром, но порицается.

Народная педагогика рекомендует изживать такие явления, поскольку потакание подобному поведению со стороны родителей приводит к развитию эгоистичной личности, становящейся со временем эмоциональным манипулятором, запомнившим, что для достижения любых своих прихотей нужно надуть губы и уйти в глухую оборону, демонстрируя окружающим, насколько они бессердечны в своих поступках.

Подобные состояния убивают в человеке стремление бороться. В итоге вырастает неуверенная в себе инфантильная личность, с заниженной самооценкой, идущая по наиболее легкому пути в решении конфликтных ситуаций, проявляющихся в жалости к себе и обвинении окружающих, вместо попыток изменить ситуацию.

Обида и обидчивость свойственны отчасти и представителям слабой половины человечества, но никак не мужчинам. Мальчиков с малых лет воспитывают быть сильными и с юмором относиться к обидам, а обидчивость считать прерогативой женского пола.

Обидевшегося (мух еннар) юнца обычно попрекают наличием у него женского нрава или нарекают «индюком», «ишаком» и подобными кличками, дабы вызвать у него неприязнь к такому состоянию. Мальчиков учат достойно отвечать своим обидчикам, чтобы они росли уверенными и решительными.

В общем, ингушское воспитание, ориентированное на формирование высоконравственного этикета — эздел, особое внимание уделяет изживанию и недопущению проявления такого рода черт характера. В народной педагогике и в семейном воспитании разработаны разного рода методы и средства воспитания детей, в рамках которых категорически не допускается обидчивое состояние, считая это проявлением низменности, неуверенности в себе и нерешительности, которое негативно влияет на духовное становление личности.

С таковыми боролись и борются методами общественного порицания и осуждения. Ингушская пословица гласит: «Эг1азваха эзди саг воасталургва, лай саг киса бий а баь, леларгва» («Благородный, если он и рассердится, отходчив; неблагородный же постоянно держит в кармане сжатый кулак»).

По народному представлению, личность, которой присуща обидчивость, разрушает не только свою психику, но и психику окружающих, они портят отношения с близкими и знакомыми. Поэтому избавление от этой черты является самой насущной проблемой в воспитании высоконравственного человека, оно актуально во все времена, ибо необходимо для налаживания отношений с социумом.

В завершение справедливости ради стоит сказать, что обиды в отношениях между людьми были, есть и будут. И без реакции на них никак не проживёшь. Это нормальное явление с точки зрения народного мышления. И если на некоторые обиды внимания обращать не стоит, другие надо срочно нивелировать, а с третьими можно немного и пожить, чтобы обрести ясность в ситуации, надо помнить главное.

А главное — не воспринимать их как проблему, а воспринимать именно как ситуацию: есть начало, развитие и завершение. А оно обязательно будет, и только от тебя зависит — какое.

Источник:газета Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры