Необходимо сохранять свои уши от непристойностей, распутных разговоров и пустословия. И это по двум причинам:
первая причина: то, что передано в хадисе: «Слушающий является соучастником того, кто сказал греховное»;
вторая причина: если слушать непристойности и пустословие, это пробуждает
в сердце всякие мысли. Эти мысли тянут за собой и всё тело, а когда сердце и тело раба будут заняты чем-то посторонним, он будет далёк от поклонения.
Также знай, речь, которую слышит человек и западает в его сердце, подобна пище. Пища или приносит пользу, или же от неё есть вред, она даёт силы или же убивает человека. А воздействие на человека от услышанного ещё сильнее и продолжительнее, чем воздействие еды, ибо речь, которая проникла в сердце человека, может сохраниться на всю жизнь. И если это была плохая речь – она утомляет человека, мысли об этом будут приходить в сердце вновь и вновь, и вполне возможно, что эти мысли в конце концов приведут его к большой смуте и беде.
Если ты, о мой брат, будешь сохранять свой слух от подобного – то будешь пребывать в спокойствии, в безопасности от всего упомянутого.
Пусть разумный человек подумает об этом, да поможет Аллах, Амин!
Затем усердствуй в сохранении языка, ибо он является самым непокорным, упрямым, враждебным, чинящим несправедливость и смуту из органов человека. От Суфяна бин Абдуллах[1] (да будет доволен им Аллах) передали, что он сказал: «Я спросил: «О, Посланник Аллаха, чего ты больше всего боишься за меня?». И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на свой язык и сказал: «вот за это»».
Также передали от Юнуса бин Абдуллах[2] (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Я заметил за собой, что могу переносить тяжесть соблюдения поста в сильную жару Багдада, но не могу переносить тяжесть удержания языка от высказывания лишь одного слова, которое меня не касается».
Поэтому тебе следует постараться сохранять свой язык от высказывания греховного, бесполезного и всего того, что тебя не касается. Пользу, которую человек получает от удержания языка от ненужного, можно разделить на пять видов.
Первое: то, что передано от Абу Саида аль-Худри[3] (да будет доволен им Аллах): «Когда человек просыпается утром, все органы тела обращаются к языку: мы просим тебя ради Всевышнего Аллаха – держись прямого пути истикамата[4], если ты будешь держаться прямого пути – мы тоже будем на прямом пути, а если ты отклонишься – и мы отклонимся от него».
Смысл этого заключается в том, что сказанное слово влияет на все органы, и от этого зависит, получит ли раб помощь Аллаха для поклонения или же он останется ни с чем. Подтверждением тому является то, что передано от Малик бин Динар[5] (да будет доволен им Аллах): «Если ты заметишь, что сердце твоё стало чёрствым, тело слабым, а удел твой уменьшился – знай, что ты высказался о том, что тебя не касается».
Второе: сохранение драгоценного времени. Поистине, речь человека, кроме поминания Аллаха, в большинстве случаев бывает пустословием, из-за чего он теряет время зря.
Передают, что однажды Хасан бин Абу Синан[6] (да будет доволен им Аллах) проходил около красивого дома и сказал про себя: «Интересно. Как давно построили этот дом?», и тут же он обратился к себе: «О, обманутый нафс, обольщённый этим миром, зачем ты спрашиваешь о том, что тебя не касается?». После этого он целый год постился, наказывая свой нафс за то, что обратил внимание на то, что его не касается.
Очень правдивые и красивые слова сказал поэт: «Соверши два ракаата молитвы ночью, когда ты не занят и находишься в покое. Когда тебе хочется сказать бесполезное слово – вместо этого произнеси тасбих . Молчание лучше, чем бесполезная речь, если даже ты очень красноречив».
Третье: сохранение благих деяний. Тот, кто не удерживает свой язык и много говорит, сам того не замечая, ведёт разговоры о недостатках людей, и тем самым попадает в большой грех, т.е. поклёп, хулу на людей.
От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто много говорит – много ошибается».
Хула портит благие деяния подобно молнии, которая сжигает то, на что она попала, и тот, кто хулит за спиной людей, подобен тому, кто, поставив свои благие деяния в катапульт, выбрасывает их направо и налево, на запад и на восток. Рассказывают, что некто сказал Хасану аль-Басри (да будет доволен им Аллах): «О, Абу Саид, тот человек хулил про тебя». Тогда Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) отправил тому, кто хулил за его спиной полный поднос фиников и сказал, чтобы ему передали: «Я слышал, что ты подарил мне свои благие деяния, и тогда в знак благодарности мне захотелось сделать тебе этот подарок».
Когда в присутствии Ибн Мубарака[7] (да будет доволен им Аллах) завели разговор о хуле, он сказал: «Если бы я хулил о ком-либо, то сделал бы это за спиной моей матери, ибо она наиболее достойна получить мои благие деяния».
Четвёртое: безопасность от мирских проблем и бед. Как об этом сказал Суфьян (да будет доволен им Аллах): «Пусть твой язык не говорит то, из-за чего поломают твои зубы».
Ибн Мубарак (да будет доволен им Аллах): «Храни язык свой от всего плохого, поистине, спешит он убить своего хозяина. Язык указывает на то, что в сердце человека, а также на степень разума его».
Ибн Абу Мутиг’[8] (да будет доволен им Аллах) сказал: «Язык твой подобен льву, который сидит в засаде в ожидании, чтобы напасть на тебя. Он бросится на тебя, как только его отпустят, поэтому удерживай его от неподобающей речи, надев на него уздечку молчания. Это – то, что тебя спасёт».
Пятое: напоминание о бедах и наказаниях Судного дня.
Если в твоей речи есть запретное, то за это тебя ждёт суровое наказание Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В ночь ми’раджа[9] я видел в Аду людей, которые ели мертвечину. Я спросил у ангела Джабраиля (мир ему и благословение Аллаха): «О, Джабраил, кто эти люди?» Он ответил: «Это те, которые ели мясо людей ».
Всевышний Аллах в Коране уподобил хулу поеданию мяса мёртвого человека:
«И не хулите за спиной друг друга, т.е. не говорите о брате своём в его отсутствие слова, которые ему не понравилось бы услышать в свой адрес. Хулить о нём при жизни подобно поеданию его мяса после смерти. А ведь вам было бы противно есть его мясо после смерти, так пусть вам будет противно хулить о нём при жизни». Коран 49:12.
Что же касается пустословия, то в этом есть четыре беды:
во-первых – это заставляет ангелов заняться записыванием того, в чём нет никакого блага и пользы. Человеку подобает стесняться их и не вредить им.
во-вторых – заполнение свитков деяний бесполезной болтовнёй, вздором и шутками. Пусть раб остерегается подобного и боится Всевышнего Аллаха.
в-третьих – свитки деяний, в которых записано всё, что ты говорил, будут прочитаны перед Могущественным Царём Всевышним Аллахом в Судный день, когда ты будешь в бедственном положении, будучи нагим, голодным, мучаясь жаждой, далёким от Рая и его блаженств.
в-четвёртых – упрёк и позор, который ждёт в Судный день. Человека спросят: «Для чего ты говорил это», и он будет стоять перед Всевышним Аллахом, не зная, что ответить и сгорая от стыда.
Мудрец сказал: «Остерегайся речи, от которой нет пользы ни для этого ни для того миров, поистине, это делает отчёт Судного дня долгим».
islam.ru
Комментарии
полезная статья
как много болтунов нас окружает
и молчаливых слушателей