Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 7478 Человек (а) в сети
 

О ПРОШЛОМ НАЗРАНИ

Наш предок Кинда вышел из страны Шам-Сирии и поселился в Ингушетии.Шоа, сына Кинды, женили на дочери Сеска Солсы1. Затем, по прошествии от Кинды шести поколений, родились три брата: Эга, Хамхи и Таргим. Они поселили на своих землях людей и заставляли их платить дань. Со временем трое братьев разделились. Один ушел жить в Таргим, другой - в Хамхи. Эга остался на месте2. Затем размножилось их потомство и потомство поселенных ими людей. Жить им вместе стало тесно.Трое знаменитых братьев сделали своим четвертым братом Евло. Прошло время, и потомки этих четырех братьев собрались вместе и стали решать, что делать: ибо жить им стало очень тесно. Договорились они и переселились жить в Ангушт. Там они прожили определенное время. И там им стало тесно. Вскоре люди решили поселиться на том месте, где теперь находится город Назрань, так как эта земля была тогда свободна, а жившие там когда-то черкесы еще ранее покинули ее и ушли далеко. «Как мы поселимся в Назрани? - стали думать люди и порешили. - Мы не сможем обосноваться, если не заручимся защитой Магомета-хаджи». Магомет-хаджи был имамом, пришел он с востока. За ним стояло много людей. Выселяющиеся на новые места люди выдвинули своим предводителем Карцхала Мальсагова, сына Орцхо, и сказали ему: «Трудись для нас».Потрудился Карцхал и привел Магомета-хаджи с войском, который сказал людям: «Основывайте село на этом месте. Если кто нападет на вас, тому от меня будет больно». Пожелав благ, Магомет-хаджи и его воины ушли.В честь этого события люди произвели обряд заклания белого быка с черной головой. Бывшие при этом заклании вернулись в Ангушт и сказали: «Мы теперь имеем право основать свое село». Люди не желали выселяться, так как боялись3. Тогда провели совет страны и выбрали восемь родов4, а от каждого рода по жребию отделили по десять дворов. Всего набралось восемьдесят дворов. С ними был и мой отец.Они поселились по долине, идущей от башни Овлурга5, и основали Назрань.Мирно прожили они там три года. Этим временем туда подселились дворы из именитых людей, и стало в селе более ста дворов. Как-то войско Магомета-хаджи - он сам не был с ним - шло в поход на Кабарду. Оно остановилось в Назрани. Воины его убили одну лающую на них собаку. Потом войско ускакало в Кабарду. На обратном пути войско вновь вошло в село. Привязав своих коней, воины расположились обедать. Когда все они были заняты едой, Карцхал и молодежь села выбежали из своих домов и стали избивать их. Назрановцы разогнали все войско Магомета-хаджи.Воины, уходя, захватили и ограбили село Батоко-Юрт. Двигаясь оттуда, они погнали вперед себя всю скотину, что паслась близ Назрани. Тогда жители Назрани бросились за ними в погоню, вновь побили их воинов и отобрали все, что у них было. Остатки воинов назрановцы прогнали через те места, где сливаются реки Яндырка и Сунжа.Вернувшись к себе, войско стало жаловаться Магомету-хаджи: «Ты сделал плохо для нас, посадив нам в засаду клыкастого кабана»6. Услышав это, Магомет-хаджи поклялся: «Создавшим меня Богом клянусь, что взрослых мужчин перебью, остальных уведу в плен, а Назрань развею в прах и пущу по ветру!».Магомет-хаджи собрал воинов от всех народов, что живут вокруг, начиная от моря и до гор, и двинулся на Назрань, чтобы завоевать ее. Начиная от мавзолея Борга-каш и почти до Назрани тянулось его войско. За Магометом-хаджи было столько людей, что негде было упасть брошенной вверх шапке.В те времена вокруг Назрани были большие леса. Сквозь них не мог продраться и олень. Леса простирались по всей Сунже.Лишь забрезжил рассвет, глянули люди и увидели большое войско от мавзолея Борга-каш и далее от него.Сразу же собралось все село. Затем молодежь попросила Карцхала: «Когда войско войдет в село и начнут плакать и причитать наши женщины и дети, мы не сможем сразиться. Дай нам пойти навстречу врагам и с честью погибнуть».Заплакал тогда Карцхал: «Неужели Назрань, что мы основали, надеясь на хорошую жизнь, должна обагриться нашей кровью и развеяться по ветру?». Он разрешил молодежи выступить против врага.Защитники пошли по пойме Сунжи и притаились на склоне горы. В это время Магомет-хаджи и стоявший рядом с ним князь Шу обдумывали, как лучше направить войско на село. Среди вышедшей защитить свое село молодежи был старый охотник Чомак, сын Чожа. Он крикнул врагам: «Везде, где есть овраги или лощины, мы сожжем вас серным синим пламенем». Затем он выстрелил и уложил князя Шу, который стоял вблизи Магомета-хаджи. Со склона молодежь стала палить по вражескому войску. Все выстрелы молодежи достигали цели, выстрелы же врагов ее не достигали. Защитники сидели словно в башнях.Поняв, что им не одолеть напавший отряд, войско врагов разделилось на три части и за час до захода солнца ринулось в село.В селе на четырех сваях стояла башня-вышка7 Тоды. В ней засели Карцхал и другие люди - всего восемь человек. Они стали стрелять из нее. Ответными выстрелами враги убили из них четверых. Оставшиеся в живых телами убитых закрыли все проемы башни и высыпали весь порох на разостланную бурку. Двое заряжали ружья, Карцхал стрелял по врагам.Из одной землянки тоже велся огонь по врагу. Это стрелял Ботка, сын Акбе, родом из Зауровых. Не видя возможности победить и находясь под двойным обстрелом, нападающие притаились у заборов, сараев и под сапетками. Они сумели поджечь вышку. Из нее выпрыгнули трое и остались невредимыми.В этом селе в землянке8 жил слепой Тиймаж. «Наверное, и в ней затаился какой-нибудь кабан»9, - подумал один из врагов и сунул голову в землянку.Тиймаж наугад ударил его топором по голове и убил.Этим временем стемнело. Тогда враги покинули Назрань. Из защитников погибло тринадцать человек, остальные стали готовить оружие и порох. «Завтра в бою все погибнем», - думали они.Перед рассветом Карцхал послал людей в разведку в разные стороны, чтобы узнать, откуда враг начнет нападать. Посланные в одну сторону привели семерых пленных. Оказывается, враги воспользовались темнотой и удрали, сняв осаду, остались лишь те, кто заблудился в лесах.Когда Магомет-хаджи собирался в поход, он говорил: «Я завоюю Назрань». Тогда сидевший рядом с ним муталим, говорят, сказал: «Я дам свою голову на отсечение, если услышу, что Назрань покорена».После позорного ночного бегства вражеское войско проходило через село Фарта10. В нем жила красавица Ака Тотам. Она спросила об их делах у Магомета-хаджи и его воинов. Не ответив на ее вопросы, они молча ушли своей дорогой. Стала она расспрашивать у воинов второго отряда. Но и они не дали ей ответа. В третий раз она спросила у одинокого всадника:- Что получилось у вас? Почему воины ваших отрядов идут с опущенными головами?Всадник ответил ей:- Не одолели мы противника. Отовсюду, где были овраги или лощины, нас выжигали серным синим огнем. Клянусь тебе, из наших ста восьмидесяти арб ни одна не возвращается, чтобы не лежал хотя бы один убитый или раненый.Тогда Ака Тотам, говорят, сказала:- Я готова выйти за любого назрановца, даже если он будет ростом с вершок!Враги ушли. Вскоре наибы имама создали новый отряд и двинули его на Назрань. Теперь враги имели пушку, сделанную из дубового ствола, обитого железными обручами.Со звуком «хар-р-р» вылетали ядра и, не долетая до Назрани, скатывались в низины. От их шума - а он становился все громче - люди проснулись и вышли из своих домов. Назрановцы собрались и вновь отбили врагов.Время шло, Карцхала не стало. Отцом Назрани теперь стал Гейтий, сын Бятара. Он пошел и привел русское войско и заложил крепость с пушками. Назрань укрепилась. Русские стали прибывать и основали в стороне от Назрани город Владикавказ. Затем со своим отрядом на назрановцев напали черкесские князья Албаст и Элжарко. Назрановцы их убили11.После этой победы царь наградил ингушей почетным знаменем12.——————————————————————————–Рассказал Аушев Довт, 80-ти лет. Записал Магомед Керимович Аушев.Опубликовано: «Говзаме йоазош». Г1алг1ай литературни юкъарала гулам. Издательство «Сердало». Буро (Владикавказ), 1931, с. 23-26.1. Нередко ингуши родство своих предков возводят к нартам. В данном случае к их предводителю Сеска Солсе.2. Все вышеизложенное является типичным местом генеалогических преданий и ничего общего с историей Ингушетии не имеет.3. Люди боялись вновь заселить Назрановскую долину потому, что по этой пустоши разгуливали лихие разбойничьи шайки. Магомед-хаджи был из кумыкских Тарковских князей. После ухода кабардинцев от местности Назрань, кумыки стремились претендовать на нее.4. Пионеров, поселившихся в местности Назрань, названо 8, а затем подселились еще 2 рода. Все они названы в присяге Назрановских ингушей на верность России, данной в 1810 году.5. Овлург был племянником Орцха Карцхала. Потомки Овлурга составляют большую ветвь рода. Овлург воздвиг на равнине каменную башню. Позднее ее снесли.6. В этих словах слышен намек на то, что ингуши в своей массе к тому времени еще не исповедовали ислам.7. Эту деревянную вышку видел издали Л. Штедер в 1781 году, что позволило ему Назрановское поселение назвать сторожевым постом.8. Упоминание в предании землянок свидетельствует о том, что к тому времени назрановцы еще продолжали обустраиваться.9. Здесь вновь звучит намек на то, что ингуши не были мусульманами.10. «Село Фарта» - старое ингушское название села звучало «Орстхой Фартате», позднее переиначенное в Ачхой-Мартан, т. к. в чеченском языке фонема «ф» отсутствует.11. Это действительное историческое событие 1810 года нашло свое отражение в архивных документах.12. «Почетное знамя» - имеется в виду георгиевский штандарт, который отобрали у ингушей после Назрановского «возмущения». За героизм, проявленный ингушами в последующих российских войнах, они вновь были отмечены георгиевским штандартом.Информатор Довт Аушев далее в предании говорит, что Назрань была основана 167 лет назад. Если исходить из даты опубликования этого предания (1931 год), то получается, что Назрань обосновалась в 1764 году. Однако официальной датой основания Назрани признан 1781 год. Именно тогда Л. Штедер отметил факт ее существования в своих записях.И. ДахкильговГазета “Ингушетия“

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры