Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 22 / 09 / 2018 Время Московское: 336 Человек (а) в сети
 

Мурад Базоркин о мухаджирстве

Совсем недавно в республике гостили наши соотечественники из Турции Мустафа Ахриев, его сестра Хайринусса и Салман (сын Мустафы). Это потомки тех, кто покидал эту землю в конце ХIХ века под влиянием различных политических веяний. Но в мыслях они оставались на Родине, долгие годы тосковали по ней. Их дедам и отцам пришлось пройти через многие испытания жизни.

Первым из историков, начавших исследование мухаджирства — выселения горцев в Турцию — в части, касающейся ингушей, был первый профессиональный историк из ингушей Мурад Муртузович Базоркин. Разработка темы им была начата в 30-х гг. ХХ века и закончена к 1941 году. Однако начавшаяся Великая Отечественная война и другие трагические события, произошедшие в жизни народа (депортация 1944-1957 гг.), вынудили автора надолго отложить опубликование этого труда. Таким образом, исследование «Дорога заговора и крови» была подготовлена им к 100-летию выселения некоторой части народа и подготовлена к изданию в г. Грозном в 1965 году. Эта работа вошла в книгу М. М. Базоркина «История происхождения ингушей», изданную в научно-исследовательском институте им. Чаха Ахриева в 2002 году. В данной работе использованы архивные материалы из Северо-Осетинского и Чечено-Ингушского государственных архивов.

Переселение горцев Северного Кавказа началось в 1859 г., сразу же после пленения Имама Шамиля. Грандиозная провокационная работа по агитации фанатичных масс за «добровольный» уход всех горцев в Турцию возымела успех. Для того, чтобы раскрыть тему изнутри, автор (М. Базоркин) знакомит читателей своей книги с социально-экономической и политической обстановкой, сложившейся на Кавказе накануне депортации.

Процент малоземельных в плоскостной Чечне составлял 77%, в Ингушетии — 89%. Особое внимание и ненависть у царского командования вызывали ингуши, жившие на стыке Ингушетии и Чечни, из-за важности стратегического и политического положения, а также дерзкой непримиримости и свободомыслия населения этих мест. С них и началось выселение ингушей и чеченцев в 1859 году. Прежде было положено начало концентрации ингушей в большие сёла, расположенные на плоскости по правобережью рек Терека и Камбилеевки, по Сунже, Ассе, Фортанге и другим рекам. В марте и апреле 1859 года те, кто жили в ущельях по обеим сторонам Фортанги, сожгли свои хутора и со всеми семействами и имуществом переселились в аулы Бамут, Алажино, Ахуборов, Нестеровский, Алхасты, Алеус–али, Аршты и частью в назрановское общество, в аул Ачалук, в Ачхой-Мартан, пишет Мурад Базоркин на основе документов. Жившие в верховьях Сунжи и Камбилеевки – в Базоркино и Той-Кантышево, и т. д. В результате в ущельях по Фортанге, Ассе, Сунже и Камбилеевке из жителей мелких хуторов никого не осталось.

В 1864-1865 годах начался завершающий этап колониальной политики царизма. Выселялись по «доброй воле» наиболее активные представители народов: черкесы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, осетины-мусульмане, ингуши и чеченцы. Свободолюбивые горцы уходили.

В своей работе Мурад Базоркин сделал попытку вскрыть на основании документального материала и секретной переписки царского правительства истинные причины, вызвавшие «добровольное» выселение вайнахов в Турцию, показать катастрофические результаты той трагедии. В работе также говорится о прекращении выселения и реэмиграции царских офицеров, расчетах с провокаторской агентурой и мн. др.

В кругу ингушских учёных вопросы мухаджирства вызывали исследовательский интерес у историков Тамерлана Муталиева, Хасолта Акиева, работают над этой темой Зарета Дзуматова и другие.

В самые сложные годы связь с соотечественниками из Турции не прерывалась. В последние десятилетия стали налаживаться более активные контакты и общение. Потомки эмигрантов приезжают на свою Родину, которую они трепетно любят и ценят.
Газета Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры