Изготовление ювелирных художественных изделий из цветных и драгоценных металлов и полудрагоценных камней в традициях ингушского народного творчества.
Несмотря на то, что в Ингушетии никогда не было опытно-экспериментального завода металлоизделий или ювелирного завода, здесь никогда не занимались изготовлением ювелирных изделий массового производства, ингушские мастера с древности производили ювелирные изделия, который носили декоративный и функциональный характер, а также оружие с элементами ювелирного дизайна.
Современные ингушские художники-ювелиры и мастера по художественной обработке металла продолжают традиции предков. Самым известным в республике и за ее пределами, благодаря своему таланту и художественному мастерству, стал художник-ювелир Бекхан Дахкильгов.
Бекхан Алаудинович проявляет свой талант в изготовлении разнообразных мужских и женских украшений из серебра и золота с применением драгоценных и полудрагоценных камней. Он работает и развивается в русле общеевропейских художественных стилей, сохраняя при этом на¬циональные особенности.
Дахкильгов Б.А. родился 1 июня 1961 года в с.Долаково, Назрановского района Чечено-Ингушской АССР. Первые два класса закончил в общеобразовательной школе №1 г. Назрани. С 3-8 классы учился в г. Грозном, параллельно обучаясь в художественной республиканской школе. В 1976 году окончил обучение в художественной школе и поступил в Северо-Осетинское художественное училище, отделение художественной обработки металла.
В 1980 году по окончании обучения в училище попросил распределения в Чечено-Ингушский художественный фонд, где и познакомился с известным художником Муратом Полонкоевым.
Бекхан Алаудинович имеет самый высокий - 5-й разряд художника-мастера по художественной обработке металла. Единственный из ингушских мастеров, кто владеет филигранным ремеслом, прекрасно работая в филигранной технике.
Работы Бекхана не раз получали высокую оценку любителей и профессионалов. Бекхан Алаудинович придаёт большое значение даже мельчайшим деталям своих изделий, будь то оружие или предмет национального быта ингушей, женские металлические пояса и нагрудники, которые он воссоздаёт по собственным эскизам.
Именно творческий подход делает каждое из его изделий эксклюзивным. В своей работе он руководствуется не количеством, а качеством.
Бекхан Алаудинович изготавливает кинжалы, используя в качестве образцов старинное холодное оружие.
Кинжалы мастера необыкновенны по своей изящности и техническому исполнению. Бекхан Алаудинович придает немалое значение мельчайшим деталям своих изделий, олицетворению своей идеи, будь то оружие или предмет национального быта ингушей. Мужские и женские пояса с национальными орнаментами, женские подвески серьги в форме солярного знака – символа ингушей. Свадебные гарнитуры для невест - пояса и нагрудники он изготавливает, используя методы украшения металла - в основном это серебро и золото - гравировку, чернь, чеканку, филигрань, тиснение, насечку, а также драгоценные и полудрагоценные камни.
Бекхан Алаудинович улучшил привычный дизайн свадебного национального комплекта, сделав изделия более прочными, по сравнению с работами ювелиров прошлых веков. Длину старинных ингушских поясов нельзя было изменить, не испортив вещь, невозможно убрать из нее одну деталь или, наоборот, добавить новую, но он нашел выход и скрепляет звенья винтовыми соединениями, которые при желании можно отсоединить специальной маленькой отверткой, тем самым изменив длину украшения. Такая вещь долго прослужит своему владельцу. Но у ювелира есть задумка сделать пояса еще более красивыми и прочными. Они будут полностью филигранными, без металлической пластины с внутренней стороны, которую древние мастера использовали как основу. Тогда изящный орнамент изделия будет хорошо виден. Изделие будет "невесомым" и одновременно очень прочным. Этот пояс смогут носить представители многих поколений.
На изготовление одного комплекта невесты у Бекхана уходит месяцы ежедневного труда.
Свое творческое умение художник-ювелир оттачивал много лет, изучая опыт предшественников и современных мастеров ювелирного дела. В создании национальных ингушских украшений Бекхану Алаудиновичу сегодня нет равных в Ингушетии.
Больше всего Бекхану нравится работать с серебром, так как серебро реагирует на самочувствие владельца. Если он заболел, серебряное изделие чернеет.
Талантливые руки Бекхана Алаудиновича возрождают для народа национальное искусство, создавая изделия которые пользуются большим спросом.
В настоящее время Бекхан Алаудинович работает в своей мастерской в г.Назрань. Работы художника хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Участие в выставках:
1981 год – участие в выставке молодых художников в выставочном зале нефтяного института с композицией «Праздник в ауле»;
1995 год – выставка работ художников Ингушетии «Искусство Ингушетии» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
1998 год – выставка декоративно-прикладного искусства Ингушетии в г. Назрань;
2003 год – выставка «Мир Кавказу» в г. Москве;
2005 год – выставка «Художники Северного Кавказа за мир» в г.Москве;
2006 год - выставка-ярмарка "Ладья-2006" в г. Москве;
2010 год - выставка "Современное искусство Modern Art" в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
выставка в Совете Федерации в г. Москве;
2011 год - выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства "Город мастеров" в г. Астрахань;
2012 год - межрегиональная выставка "Кристалл искусства - лик земной" в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
участник выставки на фестивале мастеров искусств Северокавказского региона в Гербовом зале Московского Кремля;
участие в выставке, приуроченной к Дням культуры Ингушетии в Государственной Думе РФ;
выставка в рамках празднования 20-летия образования Республики Ингушетия в Гербовом зале Московского Кремля;
участие в выставке мастеров искусств на ХV международном фестивале «Мир Кавказу» в г. Анапа;
участие в выставках в рамках Дней культуры Республики Ингушетия в Республике Казахстан и в Королевстве Бельгия;
2013 год - выставка национального костюма и декоративно-прикладного искусства «Сохраняем народные традиции» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
участие в выставке "Народное творчество: традиции и современность" в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
2014 год - выставка "Ингушетия мастеровая" в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
выставка живописи и изделий декоративно-прикладного искусства "Ингушетия - страна башен и легенд" в рамках Дней культуры Ингушетии в Азербайджане, г. Баку;
участие в выставке живописи и декоративно-прикладного искусства в рамках празднования Дней культуры Республики Ингушетия в Республике Турция;
участие в выставке живописи и декоративно-прикладного искусства «Ингушетия – край башен и легенд» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко, г.Нальчик;
2015 год - участие в выставках живописи и декоративно-прикладного искусства в честь празднования 245-летия добровольного вхождения Ингушетии в состав России в Государственной Думе РФ, Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственном Кремлевском Дворце в г. Москве;
- участие в выставке живописи и ДПИ Союза художников Ингушетии «Моя жизнь – мое вдохновение» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
2016 год – участие в выставке Союза художников «Магия искусства» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
- участие в выставке в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой «Ингушетия – край башен и легенд»;
2017 год – выставка декоративно-прикладного искусства в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
участие в выставках, приуроченных к Дням культуры Ингушетии к 25-летию РИ в Государственной Думе РФ и зале Московского Кремля.
Появление ювелирных работ на республиканских и межрегиональных выставках последнего десятилетия дает возможность надеяться на дальнейшее развитие этого вида прикладного искусства, имеющего давние традиции у ингушей, на возникновение своего отличительного стиля, как в изделиях массового производства, которое может появится, если у наших художников-ювелиров появится возможность передавать свое мастерство ученикам, что станет толчком для создания соответствующих предприятий, так и в уникальных эксклюзивных произведениях, над которыми сейчас и трудится Бекхан Дахкильгов.
А.Измайлов,
заведующий передвижными выставками
Государственного музея изобразительных искусств
Республики Ингушетии
Комментарии
Красота и восхищение очищает Мир!