Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 13 / 11 / 2018 Время Московское: 172 Человек (а) в сети
 

Мастера и ремесленники Ингушетии «Ингушский ковер» Райшат Ахильговой

Традиции ингушского национального ковроделия возрождает мастер декоративно-прикладного искусства Райшат Мухарбековна Ахильгова. Ингушский ковер «истинг» на основе полевого и научного материала благодаря ее таланту и

трудолюбию получает новую жизнь и современный облик. Ремёсла, уходящие в глубину веков, всё чаще манят нас своей творческой составляющей. К ним относятся ткацкое и гончарное ремесло, изготовление войлоков. Издревле «истинг» имел особое место и особую функцию в ингушской бытовой культуре, но Райшат Мухарбековна придала ему и иное значение, сделав предметом декора.
Ахильгова Райшат Мухарбековна родилась 7 августа 1967 года в г. Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР. Окончила курсы швейного дела в городе Орджоникидзе. Навыки швейного мастерства способствовали в дальнейшем увлечению Райшат Мухарбековны техникой изготовления ручного войлока. Член Союза художников Республики Ингушетии Райшат Мухарбековна создает традиционные ингушские ковры – «истинги» из крашенного и натурального войлока, тем самым возрождая утраченные традиции этого сложного ремесла. С 1987 по 1992 гг. работала мастером по пошиву верхней женской одежды в производственном кооперативе "Алана" в г. Владикавказ. Параллельно начала изучать орнаментальное искусство ингушей. В коллекции Райшат Мухарбековны насчитывается более двадцати «истингов» различной формы, фактуры и цвета. Среди них ковры с родовыми орнаментами, воссозданными по старинным семейным фотографиям.
На заре человеческой цивилизации люди стали использовать в быту шерсть диких, а затем и одомашненных животных. Человек научился валять шерсть, делать войлок. Войлок – это, вообще, первый на земле текстиль. Постепенно войлок вошел в жизнь и быт многих народов, особенно на Кавказе. Из войлока стали делать многие утилитарные вещи, необходимые в быту. Войлок был свидетельством того, что в доме есть уют, который создают женщины. Из войлока готовили орнаментированные ковры «истинги», молельные коврики и другие изделия. Орнаменты на войлоках несли в себе символическую информацию своеобразным языком общения. При помощи ковров люди друг друга ставили в известность о каких либо событиях. Если ковер с симметричным орнаментом получали от гонца люди в соседних аулах, то это означало счастье, благополучие. Когда происходили какие-то стихийные бедствия, орнамент, как правило, наносился в асимметричном виде. Дома ингушей украшали войлоки самых разных цветов и тонов, подобранные мастерицами со вкусом и знанием дела. «Истинги» не использовали просто как предмет обихода, не стлали на пол, на полу использовали одноцветные войлочные ковры. «Истинги» вешали на стены, так как они носили обрядовый характер. С давних времен у ингушей войлок из овечьей шерсти широко использовался в быту. Из крашеного войлока делали ковры, которыми украшали жилища. Процесс этот был весьма трудоемким. Шерсть промывали, сушили, расчесывали, а потом валяли вручную. Из готового войлока вырезался орнамент, а затем вырезанные части окрашивали. Колорит войлочного ковра зависел от места его изготовления и от растений, из которых готовились красители. Например, из листьев ореха получали зеленый цвет, а синий и фиолетовый – из насекомых. После того, как окрашенные части высохнут, их подгоняли и сшивали ровными и частыми стежками, а затем обрамляли плотным белым хлопчатобумажным шнуром. Кто-то красил разрыхлённую шерсть, кто-то предпочитал везти готовые войлоки к мастерицам, которые славились мастерством крашения войлоков. Одной из таких известных мастериц и является Райшат Мухарбековна. «Истинг» окантовывали орнаментной каймой, придавали форму правильного четырехугольника, несколько дней сушили, и разравнивали. Ковры из валяной шерсти непременно включали в приданное невесты, изготавливали в подарок родственникам мужа, при рождении ребенка. Особым спросом пользовались ингушские «истинги». Раньше почти все женщины занимались валянием войлока, ингушские ковры ручной работы были практически в каждом доме, но потом это ремесло стало терять свою актуальность. Сейчас в Республики Ингушетия всего несколько мастериц владеют этой технологией. По словам Райшат Мухарбековный на изготовление ковра размером 180х130 сантиметров у нее уходит около двух месяцев (это если работать по пять часов в день). Работы Райшат Мухарбековны регулярно становятся частью выставочных экспозиций в Ингушетии и за ее пределами.
В экспозициях Райшат Мухарбековна представляет более 20 «истингов» различной цветовой гаммы и исполнения узоров, созданные по старинным технологиям и мотивам традиционных ингушских орнаментов.
Райшат Мухарбековна работает на дому, сама изготавливает и реализует «истинги». Каждый «истинг» однозначно вызывает уважение и восхищение. Без преувеличения можно сказать, что Райшат Мухарбековна занята делом национального значения, она – хранитель бесценного наследия древних ингушей. Именно благодаря таким людям и есть надежда, что эта красота, как и уникальная ингушская культура, никогда не исчезнет.
- Чтобы познать секреты изготовления войлока, нужно внимательно изучать изделия из войлока, сделанные в старину, общаться с теми, кто помнит это ремесло, рассказывает Райшат Мухарбековна. - Шерсть сортировали по качеству и цвету. Лучшей считалась шерсть со спины овцы. Она бывала чистой и длинной. Бывало так, что войлок валяли в немытом состоянии, и в нем сохранялся свой жиропот. Жиропот являлся хорошим условием для качественного валяния. Но при этом шерсть сушили под прямыми лучами солнца в течение нескольких дней, чтобы немного растопить жир. Затем, очищая от пыли и грязи, взбивали ее прутьями и разрыхляли. Для такой работы собирались женщины на трудовую взаимопомощь. Готовую к валянию шерсть раскладывали в одном направлении, сохраняя одинаковую толщину. Основой могла быть циновка или простой материал. Затем, брызгая ее теплым кислым молоком, закручивали в рулон и раскатывали. Укатывали шерсть руками от кистей до локтя, придавливая и закручивая рулон с шерстью. Процесс длился до тех пор, пока не был укатан весь войлок. Войлок обычно делали в виде полотнищ, которые имеют различную толщину.
Райшат Мухарбековна участница многих коллективных и персональных выставок, в том числе выездных:
2012 г. - "Кавказское многообразие", г.Пятигорск;
2013 г. - форум в Машуке, выставка "Ингушское подворье", г. Пятигорск; участие в выставке национального костюма и декоративно-прикладного искусства «Сохраняем народные традиции» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
2014 г. - "Кавказские игры", г.Грозный;
2015 г. - персональная выставка «Связь времен» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г.Карабулак; Дни Ингушетии в Москве, выставка декоративно-прикладного искусства; персональная выставка «Ингушские войлочные ковры Райшат Ахильговой», г.Тбилиси, Грузия.


А.Измайлов,
заведующий передвижными выставками
Государственного музея изобразительных искусств
Республики Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры