Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 18 / 10 / 2019 Время Московское: 110 Человек (а) в сети
 

Мадина Дзортова: «Ингушским кинорежиссёрам есть что сказать и что показать»

Мадина Дзортова — известный кинорежиссер, автор излюбленного театрально-телевизионного проекта «Зокх», руководитель представительства Союза кинематографистов РФ в Ингушетии, представитель Госфильмофонда РФ в республике, член Союза кинематографистов РФ, заслуженный деятель искусств РИ.

Родилась и выросла Мадина в сельском поселении Барсуки в большой семье, где к киноискусству не имели никакого отношения. Отец занимался различного рода предпринимательской деятельностью, мама — домохозяйка, но все семеро детей получили высшее образование, в семье чтили национальные традиции, воспитывали детей в духе патриотизма и любви к народу.

Если сказать, что Мадина с детства грезила мечтой снимать фильмы, будет, конечно же, неправдой, но вот интерес к киноискусству, несомненно, был. Узнать, что же там, за кулисами, придумывать разные идеи о том, как снимают фильмы — всё это было в её детстве, как и у многих мальчишек и девчонок. Но что она станет кинематографистом, конечно же, Мадина не думала. Однако сама судьба ввела творческую личность в эту дверь, откуда она уже выйти не захотела.

Множество невидимых нитей, которые тянутся с нами из прошлого, предопределяют нашу дальнейшую судьбу. Мадина была очень наблюдательной и интересной личностью. Её школьные сочинения всегда отличались целостностью и красочностью изложения. Она любила читать книги, пробовала писать небольшие рассказы, стихи, размышлять по-взрослому о сущности жизни, о добре и зле.

Когда после окончания школы Мадина подала документы в Чечено-Ингушский педагогический институт, она точно знала, что педагогом быть не хочет, но высшее образование получить было необходимо, эта была стартовая площадка, но и хорошие базисные знания, чтобы найти себя и своё любимое дело.

Студенческие годы Мадины совпали с переломными и трагическими моментами в истории нашей страны и её родной Ингушетии. На фоне развала великой державы — СССР возрождается Ингушская государственность. Это было время всеобщего подъёма национального самосознания, время, переполненное болью в связи с трагическими событиями осени 1992 года в Пригородном районе, время ликования, борьбы, новых возможностей, полной отдачи самого себя, чтобы помочь молодой республике встать на ноги и показать всему миру какие мы — ингуши.

«Мое становление и как личности и как режиссёра шло в тяжёлый, переломный этап становления Ингушской республики, — говорит Мадина, — и это оказало сильное влияние на моё творчество. Мои фильмы связаны с судьбой моего народа, с его героическим прошлым, настоящим и будущим».

Новое поле деятельности
На волне этих перемен Мадина Мусиевна приходит работать на только что созданное ингушское телевидение. Для неё, как и многих её коллег, это было совершенно новое поле деятельности. Мадина увидела здесь большие возможности, работа казалась ей крайне интересной, впечатляющей и безумно увлекающей. Она с головой ушла в своё дело и вскоре возглавила два отдела — отдел программ и выпуска и отдел рекламы.

Когда же Мадина решила поступать в Краснодарскую академию культуры, чтобы продолжить карьеру, никто из родных и близких её не поддержал, кроме отца. «Если ты видишь перед собой цель и знаешь, чего ты хочешь, тогда вперёд!» — сказал он и решил этим её дальнейшую судьбу.

После окончания академии Мадина поступает на высшие режиссёрские курсы в один из престижных вузов Москвы — ВГИК, в международную школу кино. Мастерская выдающегося российского режиссёра, сценариста и продюсера, народного артиста СССР Владимира Наумовича Наумова ещё раз убедила её в правильности выбора будущей профессии. Здесь она постигла азы режиссуры.

«Мастер говорил нам, — вспоминает Мадина, — что режиссёру без умения постичь природу актера и актёру без навыка с каждым режиссёром проживать кусочек жизни «в одной вере», невозможно достичь гармонии и достойного результата». Специфика такого метода обучения дала исключительную возможность проявить Мадине свои способности и талант и глубже овладеть своей профессией.

Тема документального дипломного проекта Мадины Дзортовой — «Детство не должно называться войной» (1996), была связана с трагическими событиями осени 1992 года, невозвратными потерями и болью, опалившими её сознание. Он рассказывал о детях-заложниках, о подвиге 13-летней девочки, спасшей 19 детей.

«Фильм практически был готов, — вспоминает Мадина. — Он по содержанию был очень тяжёлым, и хотелось найти какую-ту жизнеутверждающую концовку. Но никак не складывалось. И вот, прогуливаясь по ВДНХ, общежитие наше находилось рядом, я обратила внимание на вращающееся колесо обозрения. И тут мой взгляд упал на небольшой участок талой земли, это было начало весны, на котором, словно радуясь пробуждению природы, ярко высвечивались два проросших цветочка. «Да, жизнь продолжается», — сказала я и тут же побежала за камерой. Сюжет удачно резюмировал фильм, что произвело впечатление и на жюри, и на зрителей.

Следующий фильм «Геноцид 44-92» (1997) был как бы продолжением этой темы, или, правильнее сказать, началом, цель которого — научить извлекать уроки из прошлого. Автор связала две трагические даты в истории ингушского народа, вторая, как вытекающая из первой, как следствие преступной сталинской политики.

Фильмы Мадины Дзортовой, когда Ингушская республика, переполненная беженцами и из Осетии, и из Чечни, находилась в тяжёлой социально-политической и экономической обстановке, имели большой резонанс. Историческая правда, подчас героическая, подчас трагическая, до боли высвечивающая несправедливость по отношению к ингушскому народу, всплывала на экранах и волновала до глубины не только зрителей, но и самого создателя фильма. Мадина поняла, что народу, пережившему трагедии, тяжело вновь пропускать через себя все эти воспоминания. Нужно что-то более позитивное, подумала она, более житейское, чтобы отвлечь народ от реальной картины.

Проект «Зокх» — изобличение человеческих пороков
В недрах этих мыслей и родился проект «Зокх» — юмористический киножурнал. В 1996 году на общественных началах группа энтузиастов во главе с Мадиной Дзортовой и народным артистом Муртазом Озиевым запускает проект короткометражных юмористических фильмов, изобличающих человеческие пороки.

«Мы работали два года на чистом энтузиазме, — вспоминает Мадина, — сюжеты предстоящих фильмов обсуждали в кафе, во дворе Дома культуры, на скамейках, в сквериках — где, как говорится, соберемся. Но было интересно. Мы были полны решимости и верили в то, что делали. Команда была сплочённая, сильная. Без этого проект, однозначно, не получился бы.

После первого же выпуска «Зокх» 18 января 1997 года на телеэкраны мы поняли, что такого рода игровое кино у нас востребовано. К тому же поддержал проект и первый президент Ингушетии Руслан Аушев, который сказал, что эту группу надо сохранить, во что бы то ни стало».

С 1999 года проект «Зокх» уже был заложен в бюджет. В 2000 году киножурнал получил премию «ТЭФИ-Регион». В 2006-2007 годах становится лауреатом всероссийских и международных кинофестивалей.

«На международном кинофестивале «Ялта-2007» известный режиссёр Валера Ахадов сказал нам: «Всё международное жюри сегодня сбежалось на просмотр вашего фильма. Это прекрасно! В жанре комедийной миниатюры в России никто не работает. Это пустая ниша. Только не уходите оттуда!» — вспоминает Мадина.

Помимо кинофильмов, проект «Зокх» ставил немало театральных постановок ингушской, русской и зарубежной классики. Часто с гастрольными постановками, концертными программами выступали актёры по республике, во многих городах России и зарубежья, где их с нетерпением ждали соотечественники, получая от просмотра незабываемые впечатления.

Но несмотря на всё это в 2016-м, в Год кино, проект был закрыт, успев за 20 лет отснять 29 киножурналов, в каждом из которых по пять-шесть короткометражных фильмов, пронеся с собой венец славы и оставаясь до конца признанным и востребованным народом.

Мадина подготовила два актерских состава студии «Зокх», дала очень много профессиональных кадров республике — операторов, монтажеров, режиссеров, актеров. Многие из них не имели специального образования и после кастинга на съёмках проходили по направлению обучение в лучших вузах страны.

«И сегодня нам есть что рассказать...»
Когда проект «Зокх» закрыли, Мадина, по своей природе — искатель, приступает к съёмкам документальных фильмов, проекты которых давно уже созрели в планах режиссёра.

Чтобы расширить возможности, Мадина Дзортова, не отрываясь от основной работы, окончила в 2015 году продюсерский факультет во ВГИКе, успешно защитив продюсерский проект по сценарию ингушского кинорежиссера Суламбека Мамилова на основе восточно-кавказской музыкальной сказки «Храбрый Мааго».

«Я люблю снимать игровое кино, но в производстве документального фильма есть своя изюминка — поиск истины, — говорит Мадина. — Работа хлопотная, потому как фильм должен оказывать воздействие не только на разум, но и на сердце, на эмоциональное состояние зрителя, чтобы разбудить его мысли и чувства. В прошлом и настоящем моего народа есть множество историй, которые заслуживают того, чтобы о них рассказали, чтобы изменить отношение зрителя к тому или иному вопросу».

«За словом — подвиг» (2012) — к 100-летию Тугана Мальсагова, участника Великой Отечественной войны, перенёсшего в госпитале блокаду Ленинграда, основателя Ингушского музея краеведения.

«Меня очень потрясла история этой личности, — говорит Мадина. — После событий 1973 года успешный директор нефтяного комплекса бросает всё и начинает собирать музейные материалы об участниках войны, о прошлом своего народа. Побудили его к этому слова, пренебрежительно сказанные представителем власти на митинге в Грозном: «Кто вы такие, ингуши?» Меня ещё потрясло то, что 23 февраля 1944 года, имея бронь, как представитель власти, он, увидев в вагоне представителей рода Мальсаговых, сел вместе с ними и попросил солдат привезти туда свою семью, желая разделить со всеми горькую участь».

В 2009 году Мадина Мусаевна создаёт некоммерческую организацию «Национальное бюро кинематографии Республики Ингушетия» и под крылом этой организации продолжает своё дело.

Фильм «Начало» (2017) — о становлении и возрождении ингушской государственности с периода средневековья по настоящее время. Картина получила диплом IV Международного кинофестиваля «Золотая башня».

Фильм «Чтобы помнили» (2017) — о ветеранах войны, ингушах, представленных к званию Героя Советского Союза, но не получивших эти награды.

Надо сказать, что тема Великой Отечественной войны очень близка Мадине Дзортовой. Не вернулся с фронта, пропал без вести, её родной дядя Али Висангиреевич Дзортов. Из пяти братьев Дударовых (братья бабушки по матери) вернулся только один — Келар Дударов. Он был офицером, но и его отозвали с фронта и депортировали в Казахстан. Он так и не смог простить родине предательство по отношению к нему и его народу. Сколько раз ему предлагали работу на военной и государственной службе, но он был категоричен. Не согласился.

«Служу России. Служу закону» (2017) — о трагических событиях 22 июня 2004 года, памяти погибших сотрудников МВД.

Фильм «Сталинградская битва» (2018) к 75-летию Сталинградской битвы.

Фильм «Я помню Казахстан» (2018) — о депортации 1944 года.

«Новая жизнь древнего Магаса» — к 1075-летию города Магаса

«Всегда в строю» (2018) — памяти погибших сотрудников 22 июня 2004 года. Фильм получил приз «Служу Отечеству» на фестивале правоохранительных органов в Санкт-Петербурге в 2018 году.

«НТРК — средство мировой телекоммуникации» — к пятилетию НТРК «Ингушетия» и т. д.

«Это не моя победа, это победа моего народа»
В августе текущего года фильм «Сталинградская битва» стал победителем XVI Международного кинофестиваля военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» в Волоколамском районе Московской области. На фестивале было представлено свыше 40 фильмов из России, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Германии, Ирана, Казахстана, Китая, Сербии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Швейцарии, Швеции.

Фильм Мадины Дзортовой был отмечен высоким жюри сразу двумя наградами: специальным призом оргкомитета МКФ «За правдивое отображение драматической судьбы ингушских защитников Родины во время Великой Отечественной войны», а также призом Союза городов воинской славы Российской Федерации, являющегося одним из учредителей кинофорума.

По словам автора, на создание фильма её толкнуло желание запечатлеть историю земляков, отважно защищавших Сталинград во время Великой Отечественной войны.

«Мне всегда казалось, что участие ингушских солдат в защите Сталинграда несправедливо мало освещалось, — говорит она. — Тогда как более 600 человек мужественно защищали Сталинград, отдавая свои жизни за Родину, и особенно драматично выглядело то, что перед самой Победой, в феврале 1944 года, их вдруг снимают с передовой и депортируют в Казахстан и Среднюю Азию.

Я долгое время занималась сбором архивной информации, поиском малоизвестных фактов. Так, мне повезло найти достоверный источник, рассказывающий о том, что фото с места пленения генерала Паулюса, было сделано нашим ингушским военным корреспондентом Багаудином Зязиковым.

Также до сих пор было мало известно о том, что маршала Рокоссовского из окружения во время Сталинградской битвы вытащил ингуш Ахмед Хамхоев в составе 150 разведчиков. Об этом маршал писал в своих мемуарах. Подобных фактов много».

Когда Мадину объявили призёром, она сказала со сцены: «Это не моя победа, это победа моего народа. Я очень рада, что смогла донести до широкого зрителя историческую правду о роли ингушей, защитников Сталинграда, незаслуженно преданных на долгие годы забвению. Я знаю, что там, на родине, сегодня радуются вместе со мной!»

«Кто, если не мы!»
Режиссёр продолжает работать над своими фильмами. В планах — проекты будущих фильмов, посвящённых 100-летию Брусиловского прорыва, столетию Долаковского боя, участию ингушей в русско-турецкой, в русско-японской войнах, и многие другие.

«В истории нашего народа много белых пятен, — говорит Мадина. — Я уверена, что такие темы вызовут глубокий зрительский интерес и затронут патриотические чувства подрастающего поколения. Так что нам, ингушским кинорежиссёрам, есть что сказать и что показать. Кто, если не мы!»

Мадина Дзортова не сидит на одном месте. Для неё мир искусства — это вечное движение, участие в форумах и семинарах, круглых столах и обсуждениях, посвященных развитию кинематографии России и Северного Кавказа, участие в различных фестивалях и конкурсах. В её творческой составляющей стали уже частыми приглашения на конкурсы и кинофестивали в качестве члена жюри. Это международный фестиваль в Абхазии «Кунаки» (2017), международный фестиваль короткометражных фильмов в Мюнхене (2018), северокавказский кинофестиваль студенческих работ «Кинокавказ» (2018) и т. д.

P. S. Материал был готов, когда Мадина позвонила нам из Ялты, где проходил ХIХ Международный телекинофорум «Вместе» с участием более 150 кинематографистов и тележурналистов из 26 стран мира, и сообщила радостную весть — ещё одна награда. Теперь уже за фильм «Начало» специальный приз — диплом «За высокое мастерство и честное отношение к истории народа» — вручил председатель жюри, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков.
Удачи, Мадина, и новых достижений!

Источник:газета Ингушетия

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Абббас с перископпом Втр, 17/09/2019 - 17:18

Сценарий для кино.
Варвары,оккупанты Ингушетии.
В древности племена мародеров захватывали равнинную часть горной Ингушетии.
Страдание населения прикрывали из Сириуса,планетной системы,женщины длинноволосые,гомкорт.
Так раз такая вышла попугать длиной головой или посовестить! Ее просто по башке камнем дали и кинули в яму. Недавно ее нашли.
Второй случай...
Крестоносцы напали на Византию,ограбили все храмы ингушские...
В ихнюю ставку пошел молодой жрец,по дороге помогая раненым,выгоняя бесов из людей.
Где-то в Армении он всех бесов загнал в свиней и те с обрыва в Севан попрыгал.
Пришел в ставку,чё,мол,выразились?
Искать вам разве разрешал это?
Ну тут они схватили его и распяли.
В плащаницу его завернули,ну сейчас она Туринская,его сопровождающие.
А у него Лир на плечах. Одноразовый портал открыл Ира небытие,а оттуда в бытие,где захотел.воскрес в общем.
Пришел ночью к костру,где сидели крестоносцы и тамплиеры.
Ну,чё,папцы? А те в памперсы и ушли бегом из Византии от страха.
У Макса не было нигде озера с обрывом.
Да и свиней в Аравии не держали.
Таксист бесов жрец в Севан выгонял.да и туринская плащаница 12 века...
В общем,можно и тейп указать. А рост его 183 см был,если чё.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры