Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 9660 Человек (а) в сети
 

ЛИЦА. Город Назрань. ИЛЬЯС-МУЛЛА ОЗИЕВ

Они были первыми

Эка является старшим братом Индерби, переселившегося в 1865 году в Турцию. Он умел читать Коран, хотя и не понимал смысл и содержание слов, но начальные книги (жейнаш) мог и читать и переводить на ингушский язык. Эка имел двух сыновей: Исмаила и Ильяса (Илез). Когда они достигли школьного возраста, он обучил их начальной арабской грамоте.

Когда Абдурахман-Хаджи (Индерби), окончив в Стамбуле

полный курс арабистики, вернулся домой, он упросил своего брата направить детей на учебу к известному ученому-арабисту Усману-Хаджи Наурскому, имевшему известное на Северном Кавказе медресе. Так, благодаря заботе дяди Абдурахмана-Хаджи, его племянники Исмаил и Ильяс, будущие известные в Ингушетии арабисты, получили образование в Науре, где обучались десять лет, и в 1985 году вернулись домой в село Гамурзиево, получив звание ученых мулл.

Отец Ильяса

Ильяс Экиевич (Илез-молла) родился в селе Гамурзиево Назрановского района бывшей Терской области в 1871 году в семье крестьянина Эки Актолиевича Озиева.

Отец Ильяса Эка в детстве по страстному желанию своего отца Актола (Охтола) обучался арабской грамоте у известного кумыкского муллы Ашиева Башира, позже (в мае 1858 года) повешенного царскими властями за участие в «Назрановском бунте».

Учился Эка недолго. Обучившись чтению Корана и изучив несколько начальных книг (жейнаш), вынужден был оставить учебу и заняться хозяйством, так как отец к тому времени был немощным старцем, а он в семье – старшим. Так он вынужден был остаться полумуллою, но тем не менее, до глубокой старости ведал квартальным молельным домом и руководил молитвой в нем.

Учеба и признание

Ильяс начал учиться в 1880 году у отца. Затем, в 1885 году, для продолжения учебы и полного окончания курса арабистики был послан вместе со своим братом Исмаилом в Чечню, в медресе известного улема Усмана-Хаджи Наурского. Проучившись там десять лет и успешно окончив полный курс арабистики, он в 1895 году вернулся домой в селение Гамурзиево.

В 1898 году окружным кадием Абдурахманом-Хаджи он был направлен в селение Кантышево в качестве имама села. Но через год, в 1899 году, по настоятельной просьбе односельчан и с согласия кадия вернулся в селение Гамурзиево и стал там работать муллою.

В селе функционировало медресе, впервые созданное в Ингушетии его дядей Абдурахманом-Хаджи. В это медресе поступали учиться многие мутаалимы, желавшие обучаться арабистике у Ильяса-муллы. Медресе выпускало высококвалифицированных улемов, таких как Наурузов Хаджи-Али из Кантышева, Дзортов Эскархан из Барсуков, Имагожев Хасбулат из Насыр-Корта, Сапралиев Али из Назрани, Сагов Махмуд из Назрани, Куркиев Магомед Кутиевич из Гамурзиева и многих других. Большинство из них стало муллами в своих селах.

Ильяс получил известность как один из лучших арабистов, а его медресе считали источником, снабжающим всю Ингушетию арабистами-улемами.

Жизнь, отданная людям

В 1912 году перед улемами Ингушетии встал вопрос о смене уходящего в отставку по старости кадия – главы исламской религии в Ингушетии – Абдурахмана-Хаджи Озиева, который занимал этот пост в течении двадцати лет. На общем собрании улемов на этот пост единогласно был избран Ильяс-мулла. Этот пост он и занимал до самой своей смерти – до 1942 года, будучи и муллою в Гамурзиево, а муллою (имамом) в этом селе он был в течении 36 лет, за вычетом нескольких лет ссылки.

Ильяс-мулла пользовался среди народа большим авторитетом. Это было не по вкусу власть предержащим, особенно энкеведешникам. Поэтому они под разными предлогами выселяли его подальше от родного края.

В 1929 году, когда у нас в стране развернулась работа по коллективизации, Ильяс-мулла, как чуждый Советской власти элемент, был сослан вместе с семьей в Среднюю Азию. Из этой ссылки он вернулся через три года, в 1932 году, и начал спокойно жить в своем селе, продолжая исполнять обязанности муллы. Но долго жить дома ему не дали.

Через три года, в 1935 году, его снова сослали с семьей в Среднюю Азию, но только теперь с ярлыком «враг народа». Из этой ссылки он с семьей вернулся через четыре года, в 1939 году, уже болезненным стариком под 70 лет. Да еще при возвращении ему дали «минус 12″.

Это означало, что ему не разрешалось жить в 12 местах, куда входили Москва, Ленинград, Ростов и другие большие города, а с ними и Родина. Поэтому он не смог вернуться в село Гамурзиево, а приехал в город Орджоникидзе, где я тогда проживал, и временно остановился у меня.

В этих двух ссылках он похоронил в Средней Азии двоих своих детей: в первой ссылке – дочь Хаву, а во второй – сына Махмуда. К тому же во время этой второй ссылки органами НКВД был репрессирован его сын Ахмед, член Союза писателей России (в то время российской ассоциации Пролетарских писателей – РАПП), оставивший после себя двоих малолетних детей и молодую жену.

После возвращения со второй ссылки он прожил три с лишним года. Он скончался 30 октября 1942 года и похоронен на фамильном кладбище в селении Гамурзиево

Салман Озиев

Пресс-служба Администрации г. Назрань

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Гость06 Сб, 29/11/2014 - 18:16

Благородные ,мужественные лица .Дал сий долд!

Г1АЛГ1А. Пт, 28/11/2014 - 22:44

"Одоление палиц нововведений выходящих за рамки сунны законодателя"-Это книга нуждается в объективной оценке ингушского общества. Оценку этой книги еще не дал никто, так как в РИ нет КУНАХ-АЛИМОВ, а есть только кинышкяж дища нах: имамыж, работники муфтията, и др. представители касты духовенства ингушского общества. Автор перевода-инкогнито, побоялся даже назваться, наверно трус по жизни.

Оздо Ингуш Пт, 28/11/2014 - 15:08

Конечно! вас,поедателей имушества сирот, развелось только в голодные годы высылки!

Гоcть Пт, 28/11/2014 - 17:52

Ты о ком?

Гоcть Чт, 27/11/2014 - 17:19

Дала къахетам болб, Дала гешт долд царех, цигар моттиг даькъала хейла цар!

Гоcть Чт, 27/11/2014 - 17:05

Похоже это накъашмандийцы.

Профессор Преображенский Пт, 28/11/2014 - 16:06

Гость, ты ошибся или издеваешься?.. Они МУСЛИМЫ, может ты не знал!?

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры