Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 19 / 04 / 2024 Время Московское: 7559 Человек (а) в сети
 

Курорты Северного Кавказа украсит стометровая башня. Хлопонин и Евкуров в восторге

В Ингушетии, продолжая традиции предков, представители рода Харсиевых возводят 100-метровую башню, которая должна стать визитной карточкой республики. Страна башен – так называют горную Ингушетию за то архитектурное наследие, что оставили современным ингушам их предки. В изящных каменных исполинах

– страницы многовековой истории, и светлые, и черные. Галгай дословно — жители башен. Так испокон веков называют ингушей. Восстановить из руин родовую башню – дело чести каждой фамилии.

«Ингушские боевые башни «воув» являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо», – писал в 60-е годы прошлого века известный ученый-кавказовед Евгений Крупнов.
Сегодня в Ингушетии, продолжая традиции предков, представители рода Харсиевых возводят 100-метровую башню, которая должна стать визитной карточкой республики. Руководит процессом Асламбек. Однако на масштабной стройке задействованы все мужчины фамилии — от мала до велика: днюют и ночуют, пестуют свое творение, как ребенка. В новостных сюжетах – скупые сводки о ходе строительства и никаких подробностей. Однако мы смогли поговорить с автором грандиозного проекта Алиханом Харсиевым и выведать все секреты.

Кстати, несколько работ башенно-замковым комплексам Ингушетии посвятил российский этнограф Ян Чеснов. Вот что он говорит об этом архитектурном чуде: «…Описания башен, сделанные в годы Кавказской войны XIX века, восторженны. Но их авторы не могли допустить, что строителями башен были народы, которых считали дикарями и с которыми вели войну на уничтожение. Авторство башен приписывали грекам, персам, грузинам или кому угодно, только не ингушам. Истину не скроешь, и она стала пробиваться в серьезных попытках понять историю башен. Обнаружилось, что уже давно за ингушами стояла слава строителей башен».

Своего восторга не скрывал и полпред президента в СКФО Александр Хлопонин, когда впервые увидел башни в горном Джейрахском районе республики: «Ничего подобного я нигде не видел. Эта территория уникальная, она должна быть открыта для России и всего мира…»

- Алихан, когда появилась идея построить такую башню в Магасе?

- Идея появилась в детстве. Я всегда хотел сначала восстановить свою родовую башню, а потом и новую построить. Когда ребенком был, меня привозили старшие в наше село Ляжги в Джейрахском районе Ингушетии на фактически руины нашей башни, от которой оставалось меньше половины. У меня дух захватывало от вайнахской башенной архитектуры, от того что я тоже имею к этому отношение. И вот в жизни появилась возможность осуществить детскую мечту. Сначала мы с братьями создали прецедент, восстановив свою родовую башню.

- В каком году вы отреставрировали башню в Ляжги?

- Полностью она была восстановлена в 2009-ом. Сами работы заняли почти год, но до этого мы долго готовились к строительству. Это очень кропотливый труд. Сначала мы камни подходящие собирали на берегу Терека, потом в Москве в НИИ строительных конструкций я делал анализ связующих материалов. Ходили легенды, что древние ингуши готовили раствор из яиц – столько-то желтков, столько-то белков. Так вот экспертное заключение самых авторитетных специалистов показало, что в связующих материалах нет никакой органики — быть может, она со временем истлела. Раствор состоял из извести, песков и сланцевых составляющих.

А возраст башни по этому раствору определили как период с XII по XIVвек. Так что теория о яйцах и молоке в качестве связки не нашла подтверждение. И мой двоюродный брат Магомед, который всю жизнь изучает башенную архитектуру, с самого начала говорил, что, скорее всего, использовалась гашеная известь со всевозможными местными песками. Безусловно, в разное время растворы отличались составом, но всегда в них была череда этих компонентов.

А были башни и вообще без раствора: на выточенных из камня замках. Им и землетрясения не страшны были: сейсмическая волна проходила по пазам, сооружение шаталось, а потом вставало на место. Камни, в основном, тесали из базальта, известняка, даламита. Из Грузии специально приглашали камнетесов. Они тесали по чертежам ингушских зодчих. А потом местные мастера старались уложить их в течение года и накрыть башню крышей. Не дольше. Иначе, как гласит предание, башня была бы несчастливой для рода.

- Алихан, а где ваш брат Магомед научился башенному зодчеству?

- Он с детства приезжал в горную Ингушетию, смотрел, изучал. Пятеро его родных братьев – каменщики, еще в советские времена они много чего построили. Самые красивые дома в Чечне и в Ингушетии – их работа. А сам Магомед – очень интересующийся человек, он загорелся идеей воссоздания башенно-замковых комплексов. Десятилетиями постигал эту науку, заказывал специальные инструменты. И сейчас это стало его главным занятием в жизни. О том, как реставрировали до него, – лучше и не говорить, это просто варварство. Сегодня Магомед старается все делать по науке. Даже башни, которые из четырех углов на одном, так сказать, висели, он восстановил. И через несколько лет уже даже по цвету нельзя отличить отреставрированную часть башни от той, что уцелела.

- Сколько удалось уже восстановить – процентов 10-15?

- Даже близко нет. Он один, а каждая башня – титанический труд. Да, он отреставрировал несколько комплексов, но это мизер пока. В Ингушетии насчитывается больше двух тысяч башен только известных, притом что многое уже потеряно безвозвратно. И дойдет ли когда-нибудь очередь до тех сооружений предков, о которых никто по сей день не знает?

- Алихан, вернемся к башне в Магасе, которая должна стать символом Ингушетии. Когда начали работать над этим проектом?

- Несколько лет назад я уже серьезно начал искать проектировщиков, проводил конкурсы, просматривал эскизы и т.д. В то же время пытался и самостоятельно разработать проект. И тогда мне пришла идея сделать пандус по всему периметру будущей башни, от низа до самого верха — тем более что пандус увеличивает сейсмические возможности сооружения. Я очень хотел, чтобы каждый житель или гость республики мог подняться на самую вершину. Кто не может сам, по старости или по болезни, – того должны занести молодые люди из его фамилии. Если не будет таких, то этого человека занесут простые вайнахские парни, чтоб он оттуда смог посмотреть на весь Кавказ.

Свою идею я изложил Сергею Ткаченко, который тогда был директором ГУП НИиПи Генплана Москвы. Замысел ему понравился. Он тоже загорелся этим объектом. Тогда я заказал проект в его мастерской. По моему мнению, лучшей в России.

Готовый проект мы детально обсудили с главой РИ Юнус-Беком Евкуровым. Заручившись его полной поддержкой, в 2011 году мы вышли на стройплощадку. Однако осенью в Ингушетии ударили редкие для этих мест морозы, и тогда мы по всем правилам законсервировали строительство. А в апреле 2012-го начали заново возводить башню. Сейчас уже около 70 метров построено, и мы подошли к самому ответственному моменту – к мишикулям (балконам — Е. П.), начинаем делать своды. Но сразу скажу: мы никуда не торопимся, к конкретным срокам не гоним, лишь бы все было построено качественно.

Когда конструкция будет возведена, начнется еще одна очень важная работа – внешняя отделка. Долго я изучал этот вопрос, консультировался, уже собирался в Америку лететь – там есть фирма, которая владеет уникальной технологией такой сложной облицовки. И вдруг чисто случайно в Турции узнал, что у одной турецкой компании есть эксклюзивное право на использование этой американской технологии в Европе. А эксклюзивом на Россию, как оказалось, обладает мой односельчанин.

Его компания занимается отделкой всех олимпийских объектов в Сочи: там идет полная имитация камня. Весь бетон делается ручным миксером. Ноу-хау заключается в том, что у них есть специальная присадка, она относится в Штатах к категории social security. Как кока-кола: все знают, что она есть, но расшифровать никто не может.

- Алихан, почему не детсады, школы, а башня?

- Мы уже оказывали помощь и детским садам, и школам. Пусть кто-то другой теперь что-то сделает. Я никогда не забывал свой народ — ни до войны, ни во время, ни после нее. Всегда, как мог, помогал. Поэтому думаю, заслужил, чтобы построить эту башню и назвать ее в честь моих предков. Мы – ингуши, жители башен. У меня мечта возвести башню-символ. Мы хотим, чтобы люди там собирались и любовались красотами Кавказа. Также есть идея проводить в ней марафон. Наверху оборудуем смотровую площадку. Вход всегда и для всех – бесплатный. Никакой бизнес там никто делать не собирается.

- И какова же будет дальность обзора?

- Очень далеко за пределы Ингушетии. Даже Грузия будет видна в хорошую погоду.

- А какая точная высота башни?

- Ровно 99 метров. Потому что девяносто девять имен у Аллаха. На каждом метре будет написано одно имя.

- Внутри что-то будет, помимо пандуса?

- Сейчас думаем о наполнении. Кроме того, на территории вокруг башни хотим разбить необычный парк. Идея такая: он должен объединить жителей Ингушетии всех национальностей – и тех, кто живет в республике, и тех, кто уехал. Каждый, для кого Ингушетия – малая родина, сможет посадить дерево в этом парке: в интернете будет создан специальный фонд, абсолютно прозрачный, куда любой желающий может перевести деньги для покупки своего личного дерева. Его сажают в парк, устанавливают табличку, чье это дерево, а на сайт выкладывается сертификат с подробной информацией.

- Вы упомянули, что хотите проводить марафон в башне…

- Да, по примеру того, что проводится в США в знаменитом Empire State Building. Для начала общекавказский, в трех возрастных категориях: до 35 лет, до 50 лет и свыше пятидесяти. Забег по пандусу в 1700 метров. Соревнования в один день, размещение участникам не нужно. Побегали, пообщались, поели мяса, потанцевали – не где попало и когда попало, а там, когда и где это принято, – и разъехались. И пусть тренируются молодые пацаны до следующего года, бегают по горам в разгрузочных жилетах. Но набитых не гранатами, а камнями. Оружие уже всем надоело.

- То есть вы закладываете в это грандиозное строительство и некий политический смысл?

- И политический, и объединяющий. Мы не имеем права забывать, кто мы и откуда здесь появились. И кто-то нам скажет спасибо, что гостям республики будет что показать. Но есть еще один момент. На баннере перед строящимся объектом, если вы помните, написано: Вайнахская башня. Что я этим хочу сказать? В последнее время муссируется тема – мол, братские народы не поделили границы и так далее. Так вот, ингуши и чеченцы никакие не братские народы – это один народ: вайнахи. То же касается орстхойцев, мелхистинцев, аккинцев. Это неделимый этнос, который существует тысячелетиями. Если бы это было не так, мы никогда бы не смогли прорваться в современный мир из глубины веков, сохранив свою уникальную идентичность, которая отличает вайнахов от всех остальных. И башенная архитектура — это вайнахский продукт в том числе. У простых людей никакой проблемы с границами нет и быть не может. Но это мое личное мнение. Глава Ингушетии сегодня — боевой генерал, Герой России Юнус-Бек Евкуров. В Чеченской республике — генерал, Герой России Рамзан Кадыров. Мы должны использовать мощнейший потенциал этих двух руководителей на процветание нашего народа. Если мы этого не сделаем, еще неизвестно, когда Всевышний даст нам подобный шанс.

- Кстати о главе. Юнус-Бек Евкуров говорит, что едва ли не ежедневно посещает стройку – благо, что она прямо напротив администрации, и окна его кабинета как раз выходят на башню. Он активное участие принимает?

- Если он в Ингушетии, то действительно приходит несколько раз в неделю. Как только он Главой стал, мы сразу поняли: теперь точно надо это делать. Потому что такой был подъем, такой энтузиазм у всех. Но потом случилось покушение, долгое восстановление, и пришлось перенести сроки. С главой республики у нас полное взаимопонимание, ему очень нравится проект. Юнус-Бек Евкуров принимает самое активное участие в строительстве и обсуждении нюансов. Он очень четко себе представляет, что это не просто строительный объект, а символ. Видно, что для него он не менее важен, чем для меня. В день открытия башни Евкуров мечтает увидеть в Магасе президента Владимира Путина.

- И все-таки, хоть вы и не ставите сроков, когда примерно пустите первых гостей в башню?

- Даст Бог, это случится уже в сентябре.

АВТОР: Екатерина Петухова
ИСТОЧНИК: “mk.ru

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Гость Пнд, 11/03/2013 - 16:42

Слово "Г1алг1ай" означает буквально "жители башен", следовательно,все нахи,у которых имелись башни и жили в башнях- являлись в прошлом тоже "г1алг1ай",так как наличие у тебя башни автоматически делает тебя жителем башен,т.е. "г1алг1аем". Но в силу разных обстоятельств, некоторые вейнахские этносы стали преобретать новые названия, например, как "нохчи" ( от слова ног1и-ног1чи семесь нахов- г1алг1ай с ногайцами.

Пнд, 11/03/2013 - 13:47

вайнахи, вайнахский... г1алг1а ях дош г1от тиха д мот сун. Дяр сом г1алг1а в, г1алг1ай мохк Дал дякъл болб!

Гость Пнд, 11/03/2013 - 20:04

Здесь возник еще один вопрос. Дело в том, что «нох» на чеченском означает ещё и «плуг». И тогда выходит, что нохчий дословно переводится как «пахари». Это оказалось было серьёзной пробкой в исследованиях учёных, если бы не был известен один примечательный нюанс: в Библии говорится, что после убийства Каином Авеля, земля была «проклята» и Каин не смог заниматься своим излюбленным делом – земледелием. Своего рода наказание. После же потопа, Господь вновь сделал землю плодородной, и потомки Ноя могли бы заняться возделыванием ее почвы. Здесь-то и пришёл на помощь Ной (Ноах), который вновь воссоздал плуг и научил людей пахать землю. В честь Ноя плуг был назван собственно «нох». Интересно, что эта Библейская история очень похожа на нахское предание о турпале-Нохчо, который фактически сделал то же самое, что и Ной. И я не исключаю, чтолегендарный Нохчо – и есть Ной. Но… Ва ЛлахIу аIламу, Аллах об этом знает лучше.

Гость Пнд, 11/03/2013 - 11:14

Алихан все правильно сказал..БАРТ бе хьаж дез вай дерригаш вайл,шо фа деди дохк,че за паника??!!Правильно говорит мы есть и будем один народ!

Пнд, 11/03/2013 - 09:02

Алихану нужно помочь полезными советами, а не необоснованной критикой

магич66 Пнд, 11/03/2013 - 09:54

он молодец

Пнд, 11/03/2013 - 09:00

Каждый должен пытаться оставить свой след в этой жизни, помогайте обездоленным, стройте объекты,жизнь станет краше, люди добрее.Всё равно всё нажитое вы не унесёте с собой на тот свет

Пнд, 11/03/2013 - 08:41

Я был в с. Ляжги и видел восстановленную башню и хочу сказать, честь и хвала роду Харсиевых за сей поступок, слышал что собираются восстановить и жилую башню (да поможет вам Аллах). Молодцы, патриоты, я очень горжусь вами. Побольше бы таких ингушей относящихся к своей родине и культуре с таким уважением. Что стоит клану Гуцериевых про финансировать такие проекты, в то время когда они финансируют церкви и православные фонды, скупают Москву и еще кучу всего, в то время другой человек реально внес важную лепту для нашего народа. Тут и видно у кого сердце Ингуша. Харсинякъан Далъ сий долд шун. С уважением Цуров.

Borec Пнд, 11/03/2013 - 14:46

Баркал брат, Цуров! Я с первой минуты работы, по восстановлении нашей родовой боевой башни "ХАРС" работал, до окончании его стройки. Я вырос рядом с этой красавицей гордой и живу сейчас там же, мой дед родился в этой Башне и был выслан в1944 в Казахстан с этой же башни. Как я там работал с какой совестью и как тяжело было я ощущаю на спине, пояснице своём, я не пожалел себя тогда и не жалею об этом сейчас. Я очень горжусь за Алихана! Аллахь Даькъл ве хьо тха вош!!!

Пнд, 11/03/2013 - 01:34

Nohchi samim sebya ne bratya, ne to chto Ingusham. Luchshe ostavim eto psevdo bratstvo do luchshih vremen (shariat)!

Челентaно Пнд, 11/03/2013 - 00:03

" В последнее время муссируется тема – мол, братские народы не поделили границы и так далее. Так вот, ингуши и чеченцы никакие не братские народы – это один народ: вайнахи" - неувязочка выходит! Если один народ то что вы гоните?! Тогда не сопротивляйтесь справедливому гневу Кадырова и воссоединяемся! Ца ог1арахь хьам аддац аьн ч1ог1о йя ба мот сон вей хьалха латтараж!

Пнд, 11/03/2013 - 00:30

Мы и так живем в одной стране и объединяться в один аул нет необходимости тем более что Харсиев просто тешит себя этим, мол один народ и все такое но Чечено-Ингушетия показала что мы далеки друг от друга. Зависимость от нохчи нам не нужна.

Челентaно Пнд, 11/03/2013 - 01:13

Чётко. Баркал! Ца доаг1аж аьнад Алиханаз из хьам. Г1алг1ай из еле цинца дуздан долаж из хьам ал даг1ацар.

Вс, 10/03/2013 - 23:40

Алихан,Дал дукх вохволв хьо, могаш маьрш волаш,къонах саг в хьо. Юнузу тоже респект,уважаю его за личное мужество,за то что он простой человек,за то что не ведёт себя как гламурное чмо(типа рамзана),за то что нет понтов как у вышеупомянутой дешёвки,за сдержанность и суровость к месту. А в братстве вайнахском к сожалению приходится сомневаться. Совет тебе Алихан,недоверяй сильно "братьям",тийша болх берг ба хьун цар. Дал лорволв хьо вуч хьамагь.

Пнд, 11/03/2013 - 01:26

Мы ни на 1% не зависим от нохчимахкхой но посмотри как они себя ведут, страшно даже подумать на что они пошли бы если бы мы были от них зависимы как в Чечено -Ингушетии. Алихан Харсиев на досуге прочитай историю своего народа, судя по интервью ты в ней абсолютный ноль, именно из за того что не знаем а значит и не можем извлекать уроки из своей истории и своих ошибок мы наступаен на одни и те же грабли.

Пнд, 11/03/2013 - 10:20

Согласен, почитай будет полезно ! Это шайка Дырова и те кто их поддерживают не имеют ничего общего с твоим товарищем Сайтиевым !

Вс, 10/03/2013 - 21:51

Алихан ты истинный сын своего народа. ну кто хочет делать облицовку башни по имени Б.., у него не чистое сердце. Там должен быть человек с таким чистым сердцем как у тебя. Ну тебе виднее.

Пнд, 11/03/2013 - 00:32

ni v odnom meste ne videl i ne slishal chto kogda nibud cecenci govorili VAYNAHI,oni vsegda nohci nohci...
Ya ochen rad za Alihana no doveryat ne nado Alihan i VALLAHI oni(cecenci) pokazali svoe iskrennee lico.Ladno kadirova kadirova mi govorim plohaya eta deshevka no Ludi kotorie juvut za predelami Kavkaza i Rossii ni odin iz ninh ne skazal ili je samoe prostoe ne NAPISAL.NET MI BRATYA eto ih zemli daje esli eto ne ih mi je BRATYA an.
Tak chto ya imel dela s nohchilgashc i znayu chto eto za narod,normalnii kegii nah UMERLI i eshe chut ostalis a vse ostalnie gnelie NACISTI

Гость Пнд, 11/03/2013 - 12:20

Точнее сказать нельзя. Никокой это не Кадыров. Это желание чеченцев, отплатить нам за добро.

Гость Пнд, 11/03/2013 - 11:27

Точно! Издревле у нас говорили нохчочох вош хугвац! Это же надо, если бы они смогли чисто физически они бы нас в порошок стёрли. В следующий раз когда к ним придут с войной, не под каким предлогом нельзя запустить ни одного. Это не будет из-за злобы, а чтоб нам не быть врагами.

юго-запад Пнд, 11/03/2013 - 15:13

... никогда не говори и не желай какому либо народу тем более нашим братьям по вере даже если он эфиоп "придут с войной..не запустив человека-народ который ищет спасения от бомб для себя и своей семии а там дети , старушки .. короче, не бери грех на душу и в твой огород не полетит камешек. то что в тебе сидит ненависть и злоба это видно по твоему комм. лучше промолчи .попробуй спустится к себе вовнутрь ,отковыряй то что не дает тебе покоя , говорю сразу там тайна мира твоего под названием правда и только правда. будит тяжело , но зато ты будишь счастлив как дитя поднявшись на одно ступеничку Имана выше )) ты не смотри что сделали другие соседи это на их совести -истории и думаю , что многих порядочных мучает совесть ,не их воля была . все закончится и эта война ,а нам всем жить и нашим детям и нашему поколению с нашими соседями. других нет! в этом прекрасном крае - Кавказ

Гость Пнд, 11/03/2013 - 17:45

Ты романтик! Это даже хорошо, что бы жизнь не была столь мрачной. А я реалист. Люди будут воевать и убивать друг друга. Всегда так было и будет. Даже если в один прекрастный день весь мир проснётся в исламе ничего не измениться. И поэтому на каждый удар мы должны отвечать двумя ударами, без жалости и чувства вины. Мой народ лишают последнего, и мне не жалко никого.

Prostak Пнд, 11/03/2013 - 10:53

Наверно твой ТИША БОЛХ ОПЫШ И ПОНТ не прошли ВОТ ТЫ И НЕ ЛЮБИШЬ ВСЕХ НОХЧИ,НЕ НАДО ОБОСОБЛЯТЬ ВСЕХ,ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНО ЧИТАТЬ ТАКИЕ СТРОКИ ОСОБЕННО НАМ У КОТОРЫХ НЯНХОЙ НОХЧИ,ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННЫЕ УЗЫ !!!

Втр, 12/03/2013 - 14:00

простак, купчий шур мина к1ут да хьо, иди застрелись, полукровка))))))

Гость Пнд, 11/03/2013 - 20:57

причём здесь твои нянхой и кровные узы. у меня тоже есть родственные узы с нохчи,но я ИНГУШ. если ты себя считаешь ингушом то не вспоминать своих нянхой,если нохчи ближе езжай к ним.

Пнд, 11/03/2013 - 01:13

Ты прав на все 100 ну какой мы один народ если они готовы на все лишь бы навредить нам и эти из года в год из поколения в поколение одно и тоже. нохчмо и вайнах не совместимые понятия

Prostak Пнд, 11/03/2013 - 12:18

А ты просто ..,ИСАЛ КЬМАЯЛ МЫ ДИ ХОЗ ДАЦ Х1УН ЫЗ !!!

Пнд, 11/03/2013 - 14:17

а дальше

Пнд, 11/03/2013 - 13:22

Я говорю про тех которые пишут что они не вайнахи и все такое а их среди них очень много вот они и есть нохчмо которые мутят воду среди вайнахов.

Пнд, 11/03/2013 - 22:54

Что бы нас уколоть они разыгрывает новую карту, дорога Ставрополь-Крайновка, которая свяжет сосетин и ..., в обход Ингушетии.Меньше их будет ездить у нас ну и хорошо!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры