Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 14 / 08 / 2018 Время Московское: 643 Человек (а) в сети
 

"Край крайностей, или Кирпичи ингушскогоменталитета"

Все люди на земле бегут от места, где им грозит смертельнаяопасность. Ингуши изо всех сил спешат туда, где стреляют или гремят взрывы, ато не дай Аллах они ничего не увидят своими глазами и придется довольствоватьсячьими-то рассказами. Большая часть пострадавших в различных ЧП — именно такиезрители. И, как правило, чем опаснее “представление”, тем их больше.

Существуют две разновидности ингушей. Первые считают своихсоплеменников худшим народом на земле и приводят в защиту своего мнения вескиедоводы. Вторые убеждены, что ингушский народ — соль земли и носитель всехдостоинств, данных Богом человеку при его сотворении, квинтэссенция всегоподлинно человеческого. Нигилисты высказывают свое мнение устно, с большимэмоциональным надрывом и обычно перед большой аудиторией на различныхторжествах, но мнение это никогда не озвучивается в средствах массовойинформации и различной печатной продукции. Мнением вторых переполнено все, чтоиздается в Ингушетии.

Природа ингушского нигилизма непонятна, но вряд ли найдетсяна свете народ, который так легко и глупо теряет саму свою сущность. Ингушпредельно легко отказывается от своего прошлого, будь то кухня, архитектура,одежда, а отчасти и язык. Его пренебрежительное отношение к своим уникальнымархитектурным памятникам, сохранившимся лишь чудом, может изумить любогоевропейца. Сотни и тысячи взрослых ингушей никогда не видели своих родовыхбашенных поселений в горах, ехать до которых всего несколько часов и добратьсякуда можно практически безо всяких препятствий. Они в этом признаются, ничутьне стесняясь.

В Японии вы не найдете взрослого человека, который хотя быраз в жизни не поднялся на Фудзияму. В Ингушетии не найдете и трехсот человек,раз в жизни поднявшихся на священную Столовую гору, на самой вершине которойстоит тысячелетний храм, ныне служащий убежищем для скота.

Ингуш убийственно серьезен и не придает никакого значениятаким пустым, на его взгляд, вещам, как музыка, поэзия, танцы, познавательныепутешествия и пр. Свадьбы и похороны здесь почти ничем не отличаются друг отдруга. Музыки и веселья на свадьбах нет уже десятки лет. В быту полностьюутеряна культура танца. Танцы — удел одного или двух государственных ансамблей,очень незначительно пополняющихся свежими силами, так как профессия танцора,мягко говоря, не очень уважаема, как и профессия актера. Старейшины идуховенство, борясь с ингушской музыкой и танцами, видно, сами того не зная,выполняют давние советские установки на изжитие национального духа во всехобластях жизни малых народов и на удивление быстро преуспели в этом.

Вопреки устоявшимся мифам ингуш мечтает о крепкомгосударстве, но государстве справедливом, которое перестанет, наконец, безпричины бить его по голове с ужасающей методичностью — каждые полвека и чаще.Дикая свобода давно перестала быть его средой, и он это понимает всеми фибрамисвоей души. А если и не понимает, деваться ему некуда.

Ингуш знает, что любые обращения к Разуму и Закону внынешней ситуации просто бессмысленны. В отношении ингушей и чеченцев угосударства с давних пор сложилась формула: “Своими стать мы вам не позволим, ачужими — тем более”.

Материальное благосостояние и религия — вот два кита, накоторых строится мир ингуша. Трудно найти на земле более религиозный в массесвоей народ, чем ингушский. Стремление к материальному благосостоянию дляингуша, возможно, важно ничуть не меньше религии, но способы достижения егорегулируются религиозными запретами. Быть бедным — стыдно. Спорить с этим ниодин современный ингуш не станет. Поставленный в самые неблагоприятные условия,он прилагает бешеные усилия, чтобы не быть беднее основной массы окружающих, аесли не получается — то хотя бы казаться таковым. Ни один специалист поэкономике не сможет понять, на какие средства среднестатический ингуш построилдобротный кирпичный дом. Если у ингуша есть какие-то деньги, то самые большиекупюры будут всегда лежать наверху. И тратить их он будет не с меньшимдостоинством, чем настоящий миллиардер.

Кирпич и цемент — главные составляющие материальной жизниингуша. Если бы герб Республики Ингушетии составлял я, то на 90 процентов онсостоял бы из изображения кирпичной кладки.

Большой кирпичный дом — это мечта, с которой ни один ингушне расстается никогда. Все другие материалы и архитектурные изыски исключаются.Дом должен быть таким, как у всех, но желательно чуть-чуть больше, чем уостальных. Какие-то новаторские идеи в обустройстве дома тоже неприветствуются. Зачем? Все должно быть одинаково. Это касается также одежды,посуды, мебели и всего прочего.

“А как же стройные ингушские башни?” — спросите вы.Стройность ингушских башен — это прямизна обнаженного и поднятого вверх мечаили готовой сорваться с тетивы стрелы. Они величественны и красивы, ноабсолютно одинаковы.

В ингушском языке есть слово “яхь”, точные смысловые оттенкикоторого невозможно перевести на другой язык. Приблизительно его можноперевести как “соперничество, длящееся всю жизнь”. При этом предполагаетсясоперничество, соревнование только с представителями своего народа. Если раньшев понятие “яхь” входило и соперничество в храбрости, знании тонкостейархисложного ингушского этикета и многое другое, то в современной ингушскойсреде осталось только соревнование в достижении богатства. Для творческогочеловека, несмотря на насыщенность событиями и переменами, жизнь в этой средепо большому счету невыносима.

Никакого национального сознания и национальной стратегииразвития, кроме “яхь”, у ингушского народа нет. Люди творческих профессий,более или менее талантливые, исчисляются единицами и не очень обласканынародной любовью, как и вниманием власти. Посредственность, умеющаязарабатывать деньги на подобии искусства, более приемлема для менталитетаингуша, чем одаренный художник с возвышенным сознанием. Оправдыватьсуществующее положение вещей бесконечными репрессиями, которым подвергалсяингушский народ, нет смысла. В таком случае ни евреи, ни курды, ни поляки идругие народы с трагической историей не имели бы ни литературы, ни искусства.

Недавно Фонд социально-экономических и интеллектуальныхпрограмм, готовивший семинар молодых писателей, попросил прислать анкетымолодых ингушских писателей и поэтов и их произведения. Представителям фонданикто не ответил. Промолчал единственный в республике литературный журнал,промолчал Союз писателей… В чем же причина? Дело в том, что ингушских поэтов иписателей в возрасте до 35 лет попросту нет в природе.

Ингушские города и села грязны и безлики. Держа в идеальнойчистоте свой дом и двор, в соответствии с идеологией “яхь” (единственнойингушской идеологией), ингуш глубоко безразлично относится к чистоте улицы,квартала, города. Экологическое сознание у него отсутствует. Мусорные свалкивырастают в любом месте. В этом смысле ингуш ничем не отличается от всех остальныхжителей России.

В этой теме мы не можем не коснуться чиновников, так каксостояние населенных пунктов на 90 процентов зависит от них. Ингушскиймуниципальный чиновник так же уродлив и вороват, как и общероссийский, ноотличается от него тем, что не занимается своими прямыми обязанностями вообще,если это не сулит ему какой-нибудь дополнительной выгоды, помимо зарплаты.Подвалы всех немногочисленных многоквартирных домов в республике, исключаяновостройки Магаса, многие годы залиты фекальными водами.

На свадьбы и похороны уходит значительная часть бюджетаингуша, и они чуть ли не главная составляющая его жизни. Ездить и ходить на нихприходится почти ежедневно, так как все ингуши — родственники, в той или иноймере. Последовательное сужение территории проживания ингушей в большей мереобъясняется тем, что они на уровне подсознания стремятся собраться как можноплотнее, чтобы легче было ездить друг к другу на похороны, свадьбы и иныеторжества и события. Соседи ингушей знают об этой черте национального характераи на протяжении многих веков пользуются ею, сначала просто занимая с согласияхозяев пустующие земли, а в последние десятилетия прибегая к более коварнымметодам.

Земельный голод, приводящий к кровавым междоусобицам, икрайне пренебрежительное отношение к границам своих земель — вот одно изнеобъяснимых противоречий ингушской ментальности.

На протяжении веков у ингушей не было князей и господ, ни вкаком смысле. Военный вождь, избранный на время войны по определеннымкачествам, был вождем только в том случае, если сражался до конца боя впередивсех. Ни на какую особую долю добычи в случае победы он не мог претендовать. Незнал он также и о том, будет ли избран вождем в следующей войне.

Наличие храбрости и мужества не считалось какой-то особойдобродетелью. Замечалось только ее отсутствие. Говорить о том, что кто-то храбри мужественен, считалось неприличным, так как это подразумевало, что он храбрееи мужественнее присутствующих. Рассказчика встречало холодное равнодушие.Кстати, эта черта ингушского характера сохранилась до наших дней без изменений

А.П.Деникин в своей известной книге “Очерки русской смуты”писал о том, что основным занятием ингушей является скотоводство и грабеж.Генерал очень предвзято относился к ингушам, так как они вместе с чеченцамиосновательно потрепали его отборные дивизии, по сути сломали хребет всему еговоинству. В высказывании генерала Деникина все же есть доля правды. Но походынаездников за добычей практиковались у многих народов мира, если не всех.

Монголо-татарское нашествие, а затем и кровавый поход Тимурахромого заставили остатки ингушского народа после тяжелых боев отступить в горыи выживать в тяжелейших условиях. Именно тогда взметнулись к небувеличественные ингушские боевые башни, не имеющие аналогов в мире. Ингуши сталипрезирать все ремесла, кроме строительства. Все остальное можно было отобрать удругих и привезти к себе. Потеряв в страшной и неравной войне на равнине всесвои великолепные мастерские, дома, ухоженные поля, дающие богатый урожай,ингуши в дальнейшем стали добывать средства на жизнь угоном кабардинских,ногайских и калмыцких табунов и стад, не испытывая никаких угрызений совести.Впрочем, сами они тоже подвергались постоянным набегам представителейвышеназванных этносов.

К тому времени, когда русские пришли на Кавказ, ингуши ужевозвратились на свои плоскостные земли, после долгой и трудной борьбы вытеснивоттуда пришельцев-кабардинцев, многократно превосходивших их численностью, и насамом деле стали, как писал генерал Ермолов в своем письме к митрополитуФеофилакту в 1819 году, “кротким и трудолюбивым народом”, мечтающим только отом, чтобы мирно возделывать возвращенную с таким трудом землю. О сопротивлениирусским войскам и администрации, в то время еще не показавшей своего истинноголица, не было и речи. Комплекс завоеванного народа у ингушей и нынеотсутствует, но зато есть злость перманентно обманываемого и избиваемогонарода.

Во второй половине девятнадцатого века из маленькогоингушского народа, насчитывавшего в то время, по самым смелым предположениям,15—17 тысяч человек, вышло шесть полных генералов царской армии. В Конвое ЕгоИмператорского Величества за короткий срок прошли службу около сорокапредставителей ингушского народа. Это абсолютный рекорд, если учитывать численностьингушей.

Во всех российских войнах, начиная с Отечественной войны1812 года и кончая вторжением в Афганистан, ингуши показали себя фантастическихрабрыми воинами. Одним из ярких примеров их героизма стала Брестская крепость,о чем до конца
80-х годов писать запрещалось.

Ингуш мстителен и никогда не забудет о нанесенной ему обидеили оскорблении, не говоря уже об убийстве. Месть может обрушиться навиновника, как шквал, и через пятьдесят лет. При этом непреднамеренное убийствопрощается сразу, в тот же день. Был случай, когда водитель насмерть сбил надороге двух девочек пяти и шести лет. Когда выяснили, что он не пьян, а девочкирезко выбежали из-за угла, отец девочек тут же, на месте, простил его.Совершенно невозможно для любого ингуша то, что совершил владикавказскийархитектор Калоев, который после гибели своей семьи в страшной авиакатастрофеубил авиадиспетчера Питера Нильсена. По ингушским нравственным законам, это —убийство совершенно невиновного человека, и ни о каком обычае кавказской меститут речи быть не может.

Человеку, впервые попавшему в ингушскую среду, можетпоказаться, что все процессы, происходящие в ней, хаотичны и непредсказуемы, итолько спустя некоторое время он поразится тому, насколько четко обозначеноместо каждого индивида по возрасту, полу и т.д. Жизнь ингуша есть постоянноенапряжение всех духовных и физических сил, зачастую порожденное страхом передобщественным мнением. Любой пустяк, например, выход на улицу в тапочках можетстать для юноши причиной того, что за него уже не отдадут любимую девушку.Пройтись по улице в потрепанной одежде, даже если идешь делать не очень чистуюработу, не принято. В далекую пору это объяснялось тем, что весь народ, посуществу, был одной организованной и всегда вооруженной армией. Для того чтобывыжить, необходимо было находиться в полной боевой готовности круглые сутки.Отголоски этих времен сохранились до нынешних дней, тоже не совсем мирных. Дажесамые близкие ингушам по ментальности чеченцы поражаются тому, что ингушникогда не расслабляется в обществе и в глубине души всегда ожидает нападения,неважно какого.

Из ингушей очень редко получаются хорошие врачи, учителя илюди творческих профессий. Как уже писалось выше, ремесленников среди них нетсовсем. Но из них выходят великолепные спортсмены, военные и дипломаты.

Увидев, в каких залах тренируются в Ингушетии чемпионы ипризеры общемировых первенств и чемпионатов, требовательные западные спортсменыбудут в шоке. Что касается дипломатии, то ее ингуши изучают с пеленок, и поэтомувстреча с человеком самого высокого ранга никогда не приводит их в трепет.Иностранные и российские исследователи в своих трудах всегда отмечали этоприродное свойство ингушей.

Склонность к военной службе и дипломатическому поприщуингушу крайне редко давала реализовать Советская власть. Единицы, которыепреуспевали в этой области, всегда должны были идти на сделку со своейсовестью. Совершенно иное положение дел было и есть там, где живутэмигранты-ингуши трех основных волн эмиграции: конца Кавказской войны,революционных лет и Великой Отечественной войны. В основном это страны БлижнегоВостока. Например, в Иордании вся без исключения королевская гвардия состоит изчеченцев, ингушей и других представителей народов Северного Кавказа. Все болееили менее известные спортсмены — также из них. Самые лучшие представителидипломатических корпусов этих стран — выходцы из Центрального Кавказа.Возможно, когда-нибудь будут преодолены стереотипы, созданные Сталиным иБерией, которые испытывали к ингушам и чеченцам личную внутреннюю неприязнь, иРоссия получит великолепных дипломатов и военных из ингушской среды. Конечно,представители ингушского народа добиваются успехов и в других профессиях, носклонность к вышеназванным профессиям присуща им генетически.

Отношение к гостю и вообще любому человеку, оказавшемуся подего кровом, выделяет ингуша среди всех. Если гостеприимство, включающее в себятолько ночлег, теплую беседу и угощение, есть практически у всех народов мира,то, оказавшись в ингушском доме, гость получает не только все это, но и хозяев,готовых в случае опасности биться за него до последнего вздоха. Нередки случаии в далеком прошлом, и ныне, когда хозяин и его сыновья погибали у порогасобственного дома, защищая гостей или любых людей, бежавших от преследованияпод их крышу.

В 1909 году целый аул Кек был окружен и разрушен царскимивойсками за отказ выдать тяжело заболевшего и скрывающегося здесь абрекаЗелимхана. Горсточка наездников вывезла Зелимхана в безопасное место, а всежители села с семьями были сосланы в Сибирь.

В 1919 году на ультиматум генерала Деникина выдатьпредставителей советской власти на Кавказе — Кирова, Орджоникидзе и прочих —ингуши ответили яростным сопротивлением и потеряли в боях треть взрослогонаселения.

Если раньше ингуши легко вступали в межнациональные браки,то сегодня это происходит крайне редко. Тому есть своя причина. После выселенияингушей и чеченцев в Среднюю Азию и Казахстан советская власть поставила цель —любым путем ассимилировать переселенцев. Было принято постановление: любаяпредставительница репрессированных народов, вышедшая замуж за представителядругого народа, автоматически становилась свободной. Несмотря на то что женщин,желающих воспользоваться данным постановлением, практически не было, старейшиныдвух народов, чтобы сохранить свои этносы, объявили негласный запрет намежнациональные браки. Запрет этот за редкими исключениями действует и посегодняшний день.

Выражение “нет пророка в своем отечестве”, кажется, выдуманоспециально для Ингушетии. Выделившийся какими-то особыми качествами человекникогда не найдет себе здесь места. Самые талантливые врачи, изобретатели,художники чаще всего покидают родные края, так как в сером и унифицированномтусклой ингушской идеологией “яхь” обществе, признающем только материальнуюсторону жизни, одаренным людям нет места. Они мешают и чиновнику-вору, и“фээсбэшному” мулле, и всем родственникам, у которых начинают болеть глаза отизлучаемого ими яркого света.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Amigo Втр, 13/07/2010 - 13:32

Многие моменты из этого текста я вообще опустила бы. Особенно про песни и танцы! Алхьамдулилах что это забывается,этому радоваться надо,а не огорчаться...

бомж Втр, 13/07/2010 - 11:41

СиЕ - описание,характеристика "наивного максимализма".
Короче = думать можем, запустив весь свой мозг, а поймать мысль не можем.Ценную мысль.Оценить ценную мысль пойманную другим.Мысль материальна, и существует сама по себе.А при наивном максимализме, человек "думает".Думает , что это он производит мысли.НЕТ!
В опщемн - наивный максимализм, переходящий в "ограниченную вменяемовть".Есть причины? Есть.Все отключили свой мозг от трудностей, которые уже 100 лет валятся и валятся на ингушей.
СОМДАЛ надо делать!
Недаютььь этого сделать и сами и другие....
тьма опустилась на иешалуим...Сомдалла надо...недаютьь.
а остальное -все просто слова , а не жизнь.Все делают вид, что живуи.а на самом деле- существуют.Поверь мне, я в этой плоскости наблюдад всю чеченскую войну ингушей, во всех кризисных ситуациях...Сомдала надо...

===========================================
"Хьара сага Адама мо хьакъал деннад аз. Ший къахьегарца хьажа цу из хьасомдокх."
"H'ara saga Adama mo h'ak'al dennad az. SHiy k'ah'egarca h'azha cu iz h'asomdokh."

Миллионер Я Втр, 13/07/2010 - 11:34

откуда ты все это выкопала?)))))))

mikado Втр, 13/07/2010 - 18:00

mesta nado znat..., no mnogo pravdy ved..

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры