Словами «ахль ус-сунна уа-ль-джама'а» («люди сунны и согласия общины») называют людей, придерживающихся пути истины, на который указал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) .
Здесь под словом «джама'а» мы имеем в виду людей, последовавших за решениями, с которыми согласились все сподвижники Пророка эпохи правления четырех праведных халифов: Абу Бакра, 'Умара, 'Усмана и 'Али.
Следовательно, термин «ахль ус-сунна уа-ль-джама'а» включает в себя тех, кто, согласно сунне Пророка, придерживается пути, которым следовали все сподвижники во времена четырех праведных халифов.Соблюдение предписаний шариата связано как с внешним поведением человека, так и с его внутренним вероубеждением. К внешнему поведению относится: молитва, пост, хадж, а также различение дозволенного (халяль) и запретного (харам).
Исполнять и быть убежденным в обязательности этого исполнения является обязательным. К примеру, знать о том, что употреблять спиртное, жить на доходы от процентов и т. п. — запрещено, а вести честную торговлю — разрешено.
Предписания шариата, связанные с вероубеждением, затрагивают убежденность сердца в истинных атрибутах (сыфатах) Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) .
Вероубеждение людей сунны иначе называется вероубеждением Абу аль-Хасана аль-Аш'ари. В свое время умма разделилась по своим вероубеждениям, чего не было ни при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) , ни при его сподвижниках, ни при их последователях
О том, что подобное разделение будет иметь место, сообщается в следующем хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Во времена пророка Мусы (мир ему) сыны Израилевы разделились на 71 группу. Одна из них пойдет в Рай, а остальные 70 в Ад. Во времена пророка 'Исы (мир ему) было 72 группы, из которых одна также пойдет в Рай, остальные в Ад. В моей умме будет 73 группы, из которых одна войдет в Рай, остальные попадут в Ад». Когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили, кто же будет в этой группе, он ответил: «Это те, кто пойдет тем путем, по которому шли я и мои сподвижники», то есть те, кто последует сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и единогласному мнению (иджма) его сподвижников. Те, кто входят именно в эту группу, и относятся к людям сунны и согласия общины.
Вероубеждение, возникшее в остальных 72 группах, является нововведением
Одна группа людей, к примеру, уподобляет Бога человеку, наделяя Его телом, органами и т. д., другая утверждает, что Аллах находится на Небесном Престоле ('Арше).
Некоторые говорят, что тот, кто совершил большие грехи, впадает в неверие.
Одна группа утверждает, что Коран якобы должен быть ниспослан сподвижнику 'Али, но ангел Джабраил ошибся и таким образом Коран попал к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).
Убежденность людей этих и других течений приводит к неверию. О том, какой должна быть убежденность у людей сунны, мы говорили ранее.
Есть хадисы, в которых критикуются люди, привносящие недозволенные нововведения, и в которых сообщается, что такие люди появятся.
Например: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний избрал меня над народами и дал мне избранных сподвижников, сделал их моими помощниками и зятьями. В будущем в моей умме появятся люди, которые будут клеветать на моих сподвижников, порочить их и не последуют за ними. Смотрите не ешьте и не пейте в обществе подобных людей, не заключайте с ними браков, не молитесь с ними и не совершайте заупокойной молитвы по ним в случае их смерти».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил, что сердце того, кто только ради Всевышнего Аллаха, не преследуя никакой иной цели, сердито посмотрит в лицо человека, привносящего недозволенные нововведения, Создатель наполнит верой (иманом).
Того, кто ради Аллаха обличит перед людьми такого человека, Всевышний защитит от опасностей и трудностей Судного дня. Того, кто недоволен поведением таких людей и принижает их, Всевышний возвеличит в Раю в сто раз. Если же кто-либо встречает таких людей благожелательно и с приветливым лицом, дабы сделать им приятное, то такой человек является унизившим слово Аллаха Всевышнего, ниспосланное Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний не принимает благих деяний человека, вносящего недозволенные нововведения, до тех пор, пока тот не оставит их и не вернется на истинный путь».
Фузайл передал, что он слышал, как Суфьян сказал: «Если в случае смерти человека, привносившего недозволенные нововведения, кто-нибудь пойдет хоронить его, то до тех пор, пока он не вернется домой, он будет находиться под гневом Всевышнего». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
« Тот, кто ввел в религию новшество, которого в религии не было, и тот, кто последовал ему, — находятся под проклятием Всевышнего, Его Ангелов и Его творений». Также он сказал: «Аллах не примет поклонения ни в обязательном, ни в желательном от того, кто ввел новшество».
Сподвижник Пророка Абу Бакр говорил:
«Наша религия с самого начала основывается на передаче от одного к другому, а не на человеческом умозаключении».
Однажды на вопрос одного из тех, кто говорил, что Аллах находится на 'Арше, имам Малик ответил так: «То, что Аллах существует, известно, а вот каким образом и где, это нам неизвестно. Быть убежденным в том, что Аллах есть, — необходимо, укреплять в этом свою веру также необходимо, но задавать по этому поводу вопросы и вести споры является нововведением. Прогоните этого человека от меня подальше». Так ответил имам Малик.
Среди мусульманских ученых есть такие, которых называют «аль-халяфун». Это ученые Ислама, жившие пятьсот лет спустя после совершения Пророком Мухаммедом (да благословит его Аллах и приветствует) переселения (хиджра) из Мекки в Медину.
Слово «истива'» («существование») по отношению к Аллаху они объясняют через атрибуты, присущие Аллаху. Всевышний властен и всемогущ над всем сотворенным и подчиняет Себе все вместе с Небесным Престолом ('Аршем) согласно Своей воле.
В Священном Коране есть следующий аят: «Я сотворил небеса руками». Его смысл заключается в том, что Аллах создал небеса Своим могуществом и силой (см. тафсир «Аль-Джаляляйн», Коран, 51:47)
Другой буквальный перевод аята Корана гласит: «Рука Аллаха над их руками». Данный аят означает, что Аллах ведает о заключенном между Ним и людьми Договоре (см. тафсир «Аль-Джаляляйн», Коран, 48:10).
Или же толкование слова «айдин» (букв, «руки») надо предоставить только Всевышнему, но связывать его толкование с человеческими руками нельзя. В чем же кроется истинный смысл, знает только Аллах.
Один из хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) гласит: «Когда ночь близится к концу, Аллах спускается на ближнее небо». Смысл этого хадиса состоит в том, что снисходит милость Аллаха или по воле Аллаха спускаются ангелы милости, но не Сам Аллах. Теперь, братья мусульмане, подумайте сами, какой из этих двух примеров имеет отношение к атрибутам Аллаха.
Представьте себе, что некий писатель пишет о том, как один правитель взял в свои руки весь мир. Разве будет прав читатель, если подумает, что у правителя такие огромные руки? Разве писатель преследовал цель донести до читательской аудитории такое неверное понимание?
Подумайте и над этим примером, дорогие братья. Ибо, если сказать тому читателю, что человеку не свойственно иметь такие огромные руки, он может оспорить это, заявив, что этому есть аргумент — слово из книги. Что же поделать, если у него не хватает знаний и ума даже для осмысления такого примитивного факта. На такого человека похожи и те, кто толкует Священный Коран на свой манер.
Ибн 'Аббас сказал: «Толкование Корана делится на четыре части».
К первой части относятся знания, без которых человеку невозможно обойтись и которые нельзя переиначить. Например, это знания о том, что Аллах один.
Вторая часть — это толкование, которое связано со знанием арабского языка: достаточно знать арабский язык, чтобы передать смысл. Например, такие слова из Корана: «Когда Аллах спросил у пророка Мусы: «Что в твоей правой руке, Муса?», тот ответил: «Посох, на который я опираюсь и которым сбиваю с ветвей листья для овец» (Коран, 20:17-18).
Третья часть — это та, которую не может толковать никто, кроме богословов и людей, обладающих совершенными, всесторонними и глубокими знаниями в религии (ар-расихун)
Для того чтобы называться словом «ар-расихун», ученый должен обладать четырьмя качествами:
во-первых, он должен быть истинно богобоязненным в
выполнении обязанностей перед Всевышним
во-вторых, он должен чувствовать себя приниженным в собственных
глазах;
в-третьих, он должен быть полностью отрешенным от мирского;
- в четвертых, он должен уметь противостоять своей низменной душе (нафсу) и владеть достаточным уровнем знаний, чтобы уметь черпать знания из Корана и хадисов.
Я не знаю человека более глупого, нежели тот, кто самочинно относит себя к таким людям. Богословы, утвердившиеся в глубоких знаниях (ар-расихун), говорят: «Основа неверия заключается в толковании Корана по внешнему умозаключению или буквальному переводу».
К четвертой части относится толкование аятов, истинный смысл которых известен только Аллаху.
Кто может сказать что-либо сверх сказанного Ибн 'Аббасом? Очевидно, что он сказал достаточно.
Как можем мы утверждать, что в Коране есть места, которые не понимал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , когда он был ниспослан ему для разъяснения людям?
Ведь и в самом Коране сказано: «Я ниспослал тебе, о Мухаммед, Коран, чтобы ты разъяснил людям те нормы шариата, которые они не понимают, - повеления, предостережения, разрешенное и запретное». И сами хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являются разъяснением (шарх) Корана.
Поэтому один из ученых ('алимов) сказал, что если между пониманием Корана и хадисов возникнет противоречие, то отдавать предпочтение следует хадисам, поскольку Коран является кратким по форме изложением, где собрано все, и поэтому постичь его невозможно. Приведенный выше аят служит доказательством того, что хадисы являются толкованием Корана.
Ша'абиюн — один из крупнейших ученых, достигших познания Аллаха, — образно говорил, что знания существуют в размере трех пядей:
Первое — это когда тот, кто приобрел знания на одну пядь, возносится на самую вершину горы, начинает гордиться полученными им знаниями. Второе — это когда человек, обретший знания, видит свой нафс приниженным, чувствует и считает себя человеком не знающим ничего. И третье — это знания, которые человеку не постичь никогда.
Братья по вере, посмотрите, насколько основательна речь совершенных ученых, обладающих знаниями Аллаха! Подобно тому, как дерево тяжелеет от роста числа плодов и склоняется к земле, так и человек,от знания.
Комментарии
МашАЛЛАХ1!
МашАЛЛАХ1!
И пусть мы будем в той умме, которая состоит из 73ёх групп!
Я Аллах1 !?!...
И пусть мы будем среди той-одной группы, из семидесятитрёх, которая попадет в рай!
Баркал хилда хун за чудесную тему!
(у меня к тебе вопрос, не по теме..можно?)
можно
Ты одеваешся так,
как написано
в <священной книге>?
иншаАллах,да,АльхьамдулиЛлах
А тебе можно такой же вопрос?
ingush_etia
Баркал.
ух как длинно