Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8065 Человек (а) в сети
 

ХАДИС. МЕРИЛО ДЕЛ

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое дело того, кто совершит нечто, не соответствующее нашему делу, будет отвергнуто». 1 - Передатчик этого хадиса. Им является мать правоверных Умм Абдаллах Аиша, дочь Абу Бакра ас-Сиддыка (Абдаллаха бин Усмана аль-Кураши ат-Тайми). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обручился с Аишей в Мекке ещё до переселения в Медину, когда ей было шесть лет, а женился на ней уже в Медине, когда ей было девять лет. Аиша, да будет доволен ею Аллах, была единственной женой-девственницей1 пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являлась одной из достойнейших женщин, была наиболее осведомлённой из них в том, что касается установлений религии, и относилась к числу тех семи людей, со слов которых было передано наибольшее количество хадисов. Сам Аллах, возвышающийся над семью небесами, снял с Аиши обвинения, возво¬дившиеся на неё клеветниками, что нашло своё отражение в Коране, который люди будут читать до самого Дня воскресения. Достоинства этой женщины общеизвестны, и да падут проклятия Аллаха на тех, кто ненавидел Аишу, оскорблял её или же отри¬цал её заслуги. Она, да будет доволен ею Аллах, скончалась в 57 году хиджры в Медине, а заупокойную молитву над ней совершил Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах. 2 - Пояснения к отдельным словам. а - Под “нашим делом” в данном хадисе подразумевается “наш шариат”, иначе говоря, то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принёс людям от своего Господа, слава Ему. б - Слова “будет отвергнуто” означают, что это дело бу¬дет возвращено тому, кто его совершил, и не будет принято в связи с тем, что оно не удовлетворяет одному из необходимых условий, суть которого состоит в том, что человек, совершающий то или иное дело, должен следовать примеру посланника Ал¬лаха, да благословит его Аллах и приветствует. 3 - Вопросы. ВОПРОС ПЕРВЫЙ: мерило дел. Правильность любых дел оценивается по двум критериям: один из них имеет отношение к сфере духовной, и это - искрен¬ность, а второй - к сфере внешней деятельности человека, и это - следование посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В данном хадисе речь идёт о внешних критериях оценки деятельности людей, и в нём есть указания на то, что мы можем судить о правильности или же несостоятельности наших дел, если будем сравнивать их с руководством посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо всё то, что со-ответствует этому руководству, является правильным и будет принято, а то, что ему противоречит, является несостоятельным и будет отвергнуто. Ко второму случаю имеет отношение то, о чём говорится в одном из аятов Корана, ибо Аллах Всевышний сказал: قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالًا * الَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعًا Скажи: ”Не поведать ли вам о тех, кто потерпел наибольший убыток в делах своих? Тех, чьи усилия в этой жизни оказались тщетными, в то время как сами они думали, что поступают наилучшим образом”. (“Пещера”, 103 - 104.) О том же речь идет и в одном из хадисов, приводимом как в обоих “Сахихах”, так и в сборнике ан-Насаи со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. В этом хадисе сообщается о том, что однажды к домам жён посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явились трое мо¬лодых людей, которые стали расспрашивать о том, как он поклоняется Аллаху. Узнав об этом, они, как будто, посчитали, что этого недостаточно, и один из них сказал: ”Я молюсь каждую ночь напролёт” -, другой сказал: ”Я пощусь ежедневно”-, а тре¬тий заявил: ”Я сторонюсь женщин и никогда не женюсь!”1 А потом к ним подошёл посланник Аллаха., который спросил: «Это вы го¬ворили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, ведь я боюсь Аллаха и благоговею перед Ним больше, чем вы, но тем не менее в некоторые дни я пощусь, а в некоторые дни не делаю этого, и я молюсь, но и сплю по ночам, и я заключаю браки, а тот, кто отказывается следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!» ВОПРОС ВТОРОЙ: законы, касающиеся исполнения религиозных обязанностей и взаимоотношений между людьми. Знатоки ислама сходились на том, что основой для взаимо¬отношений между людьми должен служить принцип допустимости2, что же касается права законодательства, то оно принадлежит одному лишь Мухаммаду3, да благословит его Аллах и приветствует, в то время как никто другой не имеет права придавать силу закона тому, что не узаконил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: أَمْ لَهُمْ شُرَكَاء شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ Или есть у них другие боги, которые узаконили бы для них то, чего не дозволил Аллах? (“Совет”, 21.) Аллах Всевышний также сказал: فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا Но нет - клянусь Господом твоим! - не уверуют они, по¬ка не сделают тебя судьей во всём том, что приводит их к спо¬рам, а после этого не станут уже они восставать против твоего решения и подчинятся ему полностью. (“Женщины”,65.) Можно привести также и множество других примеров из Ко¬рана и сунны, которые подтверждают эту мысль. Ввиду важности этого вопроса учёные посвящали его рассмотрению не только отдельные главы своих сочинений по хадисам и фикху, но и целые книги, примером чего может служить “Аль-И‘тисам” аш-Шатиби,“Зад аль-Ма’ад” Ибн аль-Каййима, “Шарх ас-сунна” аль-Багави и другие. Таким образом, шариат есть нечто, охватывающее собой и догматику, и установления и правила поведения, что же касается сферы взаимоотношений, то в основе их лежит принцип допустимости, если только в шариате нет прямого запрета на совер¬шение тех или иных действий. С учётом этого становится ясно, чем отличаются друг от друга нарушения установлений, касаю¬щихся исполнения религиозных обязанностей, с одной стороны, и того, что относится к сфере взаимоотношений, с другой. В первом слу¬чае нарушение рассматривается как отклонение и грех, а во втором нарушения не обязательно квалифицируются таким обра¬зом. ВОПРОС ТРЕТИЙ: нововведения и их влияние. Под “нововведением” в данном случае подразумевается изо¬бретение чего-то нового , примеров чему ранее не было, в сфере религии. В “Сахихе” аль-Бухари и других сборниках хадисов приводятся слова Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, наилучшие слова заключает в себе Книга Аллаха, наилучшим руководством является руководство Мухаммада, а наихудшими делами являются дела новоизобретённые, ибо всякое новшество есть нововведение, всякое нововве¬дение есть заблуждения, а всякое заблуждение находит своё за¬вершение в огне». В “Аль-Муснаде” и “Ас-Сунан” всех авторов, кроме ан-Насаи, приводится и другой хадис, передаваемый со слов аль-Ирбада бин Сарийи, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вам следует придерживаться моей сунны и сунны тех руководимых Аллахом и следующих правильным путём хали¬фов, которые придут после меня. Ни в коем случае не отступай¬те от этого и ни в коем случае не вводите никаких новшеств, ибо всякое нововведение есть заблуждение!» Некоторые из наших предшественников справедливо указывал на то, что если человек вводит какие-либо новшества в сфере религии, это означает, что он считает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не довёл до сведения своей общины какую-то часть своего послания, однако если человек придерживается подобных убеждений, это свидетельствует о том, что он не верует, ибо такие взгляды явно противоречат тому, о чём говорится в Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Одним из опасных последствий нововведений является то, что люди, вводящие нечто новое в сфере религии, редко отказы¬ваются от этого, так как считают себя правыми, примером чему являются хариджиты, мутазилиты, суфии и многие другие из числа отклонившихся от прямого пути, в то время как путь этот, на который можно вступить благодаря руководству пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является путём золо¬той середины, а человек, следующий им, не вводит в религию ничего нового и недозволенного Аллахом, с одной стороны, и не отказывается по своей собственной прихоти ни от чего из сво¬их религиозных обязанностей, с другой. Одним из опасных последствий изобретения новшеств является также и то, что благодаря им каждому безбожнику и ненавистнику ислама предоставляются широкие возможности для раз¬рушения ислама изнутри, поскольку новшества привносят с собой нечто такое, что противоречит самим основам этой религии или же делает её предметом насмешек. Кроме того, нововведения развязывают руки каждому невежественному глупцу, который счи¬тает, что шариат нуждается в его интерпретации и его измышлени¬ях, и наносит шариату вред, хотя сам он убеждён в том, что действует ему во благо. К числу последствий деятельности изобретателей всяческих новшеств относится и то, что усилия их не просто пропадают даром, но и навлекают на них гнев Аллаха и Его наказание, а са-ми они уподобляются заблудшим, о которых Аллах Всевышний ска¬зал так: وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ خَاشِعَةٌ * عَامِلَةٌ نَّاصِبَةٌ * تَصْلَى نَارًا حَامِيَةً Лица (заблудших) в тот День будут удручёнными, изнурёнными, измученными. Они станут гореть в жарком пламени...(“Покрывающее”, 2 - 4.)

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

КОМИЛЬФО Сб, 15/01/2011 - 01:06
Хун Аллах ряс хил! Хорошие у тебя темы Хаваж, но у меня возникли парочка вопросиков по поводу... Но не сейчас...устала))
КОМИЛЬФО Сб, 15/01/2011 - 01:06
Хаваж Сб, 15/01/2011 - 01:08
)) Хорошие темы имеют солидное разъяснение)Не все возможно объяснить двумя словами.Вот и стараются для нас ученые, имамы )
© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры