Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 19 / 04 / 2024 Время Московское: 8133 Человек (а) в сети
 

Кавказский пиар. Медиарейтинги руководителей регионов не соответствуют экономическим показателям развития территорий

На прошлой неделе (29 ноября) журнал «Украина сегодня: finanso.net» опубликовал статью под названием «Определены самые популярные главы регионов РФ: Кадыров, Собянин и Абдулатипов». Руководители

Чечни, Дагестана и Ингушетии часто оказываются в лидерах разных рейтингов, и, в первую очередь, в сфере массовых коммуникаций, что само по себе интересно. Однако анализ данных показывает, что PR-активность глав субъектов РФ СКФО не влияет на темпы роста инвестиций в экономику регионов и развитие территорий.

Осознанная необходимость плюс понты

Так сложилось в России, что даже в условиях управляемой демократии политикам необходимо не просто рассказывать обо всех своих планах и полезных обществу делах, но и пояснять, чем же они помогут каждому конкретному жителю региона и страны. Многие из них ограничиваются в этом плане минимумом, но сложившаяся за последние 10 лет информационно-политическая ситуация и продолжающаяся череда резонансных событий на Северном Кавказе не просто подталкивала глав субъектов РФ СКФО к ответному реагированию, но превратила PR-активность в осознанную необходимость.

И надо отдать должное, некоторые из них благодаря наступательности и использованию PR-технологий добились популярности, что видно по результатам трёх последних исследований в сфере массовых коммуникаций.

Интернет-популярность

Аналитики упомянутого издания составили рейтинг популярности глав регионов, используя для этого два показателя: количество интернет-запросов вида «имя-фамилия главы» в поисковой системе «Яндекс» за месяц и количество упоминаний о каждом из них в электронных СМИ и информационных агентствах за тот же период, рассчитанное при помощи агрегатора Яндекс.Новости. По результатам подсчётов за октябрь 2013 года первые три места в рейтинге заняли глава ЧР Рамзан Кадыров, мэр Москвы Сергей Собянин и президент РД Рамазан Абдулатипов.

Вряд ли их лидерство кого-либо удивило, но поражает, что число запросов на Рамзана Кадырова – 132,2 тысячи (округлённо) более чем в два раза превышает показатель Сергея Собянина – 56 тысяч и в шесть раз –22,7 – Рамазана Абдулатипова. Занявший 11-е место глава РИ Юнус-Бек Евкуров за октябрь запрашивался в 7,7 тысячи случаях, глава КБР Арсен Каноков – в 7,1,глава РСО-Алания Теймураз Мамсуров – 2,8, глава КЧР Рашид Темрезов – 0,6 и экс-губернатор СК Валерий Зеренков – 0,4 тысячи случаях.

По второму показателю – количеству упоминаний в виртуальных средствах массовой информации, в топ-20 попали лишь Рамзан Кадыров с 2680 случаями и Рамазан Абдулатипов – с 902. Украинские авторы считают, что по этим данным можно судить об интенсивности проводимой главами пиар-кампании.
Аналитики журнала «Украина сегодня: «finanso.net«» определяют эффективность пиар-стратегии в интернете с помощью коэффициента PR. Он рассчитывается путем деления числа запросов поиска на количество упоминаний в СМИ. И тут выяснилось явное лидерство северокавказских политиков. Так, Рамзан Кадыров получил 1-е место с коэффициентом PR в 49,3, Рамазан Абдулатипов – 5-е с 25,2, Арсен Каноков – 6-е с 19,1, Теймураз Мамсуров – 11-е с 13,7, Юнус-Бек Евкуров – 13-е с 10,8, Рашид Темрезов – 40-е с 3,4. О Валерии Зеренкове после его отставки интернет-СМИ и пользователи почти тут же забыли.

Информационная открытость

Свой медиа-рейтинг глав субъектов РФ на основе коэффициента информационной открытости за октябрь 2013 года подготовила ранее (12 ноября) и «Национальная служба мониторинга» (НСМ). Её аналитики высчитывали соотношение числа публикаций с прямой или косвенной речью персоны к общему числу сообщений с его упоминанием. Рейтинг построен на основе анализа свыше 500 федеральных и 7000 региональных изданий: ТВ, радио, пресса, информационные агентства и Интернет-СМИ. К сообщениям с цитатой в федеральных и региональных СМИ прибавляются посты (твиты) и комментарии персоны в ЖЖ, Твиттере, Instagram или stand-alone блоге.

По итогам октября в тройку наиболее информационно открытых глав регионов вошли глава Чеченской республики Рамзан Кадыров (коэффициент 0,6379), мэр Москвы Сергей Собянин (0,6277) и губернатор Вологодской области Олег Кувшинников (0,6231).В этом случае разрыв в значениях показателей глав регионов оказался не столь велик. У Юнус-Бека Евкурова коэффициент информационной открытости за октябрь составил 0,5642 (5-е место в рейтинге), Рамазана Абдулатипова – 0,4233 (24-е), Рашида Темрезова – 0,3765 (39-е), врио губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова – 0,3707 (42-е), Теймураза Мамсурова – 0,3587 (44-е), Арсена Канокова – 0,3463 (50-е). Занятые места показывают, что в целом главы субъектов РФ СКФО более открыты, чем их коллеги из других федеральных округов.

Рейтинг с учётом тональности сообщений

Ещё один рейтинг по итогам октября представила 11 ноября компания «Медиалогия». Основой для его построения является МедиаИндекс «Медиалогии», разработанный учеными-математиками и аналитиками масс-медиа для оценки информационной ситуации, сложившейся вокруг компании, бренда или персоны. В отличие от индексов, основанных на простом подсчете количества упоминаний, по мнению авторов, их методика позволяет оценить медиа-репутацию объекта с учётом: 1) количества ссылок на материалы СМИ; 2) характера упоминания того или иного объекта с учетом роли объекта, наличия прямой речи, иллюстрации и экспрессивности заголовка; 3) заметности сообщения, измеряемой в зависимости от тиража посещаемости и других признаков. Индекс составляется по каждому сообщению с упоминанием объекта и суммируются за анализируемый период. Чем выше индекс, тем более ярко и позитивно представлен объект в СМИ.

И в этом исследовании впереди оказалась та же тройка (Кадыров, Абдулатипов, Евкуров), но к ним присоединился Владимиров. И если по количеству сообщений разрывы между объектами не столь велики, то по значениям МедиаИндекса они существенны. Так, Рамзан Кадыров попал в 3 434 сообщения и получил индекс в 11 546,26 (4-е место), Рамазан Абдулатипов – 2 318 и 6 139,84 (9-е), Владимир Владимиров – 1 562 и 4 293,86 (15-е), Юнус- Бек Евкуров – 1 543 и 3 322,30 (20-е), Арсен Каноков – 813 и 981,65 (49-е), Рашид Темрезов – 598 и 675,06 (57-е), Теймураз Мамсуров – 559 и 515,99 (60-е).

Скромность не порок?

Как видно, во всех трёх рейтингах примерно одна иерархия глав субъектов РФ СКФО. Она примерно такая же и за предыдущие месяцы 2013 года. Анализ объяснений результатов показывает, что среди разнообразных факторов формирования медиарейтингов главное значение имеют PR-активность главы субъекта РФ и количество резонансных событий в его регионе.

Многое определяется и сложившимися правилами формирования информационной повестки дня. Помимо концентрации внимания государственных СМИ на деятельности Президента России и глав субъектов РФ, гипертрофирован интерес СМИ к скандалам, криминалу и экзотике. К этим факторам добавляется нарастание проблем в межнациональных и конфессиональных отношениях, применение пиар-технологий с использованием популярных артистов, выдачей отдельных положительных примеров за общие тенденции и т. п.

Так, Рамазан Абдулатипов на заседании пресс-клуба 3 декабря заявил о том, что «за 10 месяцев мы увеличили сельскохозяйственное производство на 6,1%, инвестиционный капитал – на 6, 6%, строительство – на 5,8%, розничную торговлю – на 6,2%. Средняя заработная плата в республике увеличилась на 25% и составляет свыше 16 тыс. руб.». Он говорит «мы увеличили», хотя более 80% объёма сельскохозяйственного производства дают личные подсобные хозяйства (ЛПХ), а рост зарплат финансируется в соответствии с майскими (2012 г.) указами Президента РФ Владимира Путина в основном из федерального бюджета.

Да и нужен ли высокий рейтинг любой ценой? Например, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов имеет скромные рейтинги, но без лишнего популизма привлёк много инвесторов, и у него хорошая репутация в деловых кругах. Анализ показателей социально-экономического развития субъектов РФ СКФО показывает, что пиар-активность их глав не приводит к экономическим успехам.

Рейтинг по инвестициям: в обратном порядке

По сообщению Росстата инвестиции в основной капитал по Российской Федерации в целом в I полугодии 2013 года (по полному кругу организаций за счет всех источников финансирования) достигли 4 трлн. 758,1 млрд. рублей, что к I полугодию 2012 г. составило 98,6%, отражая общее замедление темпов роста экономики в стране. В СКФО этот показатель округлённо равен 99,5 млрд. рублей или 93,5%, Ингушетии – 4,3 млрд. и 146,6%, Карачаево-Черкесии – 6,1 и 126,4%, Дагестане – 31,2 и 105,8%, Северной Осетии-Алании – 9,4 и 104,3%, Ставропольском крае – 39,4 и 101,5%, Кабардино-Балкарии – 3,3 и 52,3%, Чечне – 5778,3 и 44,1%. Такой рейтинг по темпам роста (или убывания) инвестиций существенно отличается от медиарейтингов, а для некоторых персон выглядит наоборот.

Выстраивание субъектов РФ СКФО по индексу физического объема инвестиций в основной капитал в январе-августе 2013 г. (в постоянных ценах к соответствующему периоду 2012 года и без субъектов малого и среднего предпринимательства) показывает такую же иерархию: в Ингушетии он составил 154,4%, Карачаево-Черкесии – 103,1%, Северной Осетии-Алании – 100,3%, Ставропольском крае – 98,5%, Дагестане – 73,5%, Кабардино-Балкарии – 64,4%, Чечне – 65,6%. Исключением является Дагестан, где продолжается рост инвестиций в сфере малого предпринимательства, учтённый в предыдущих статданных, а крупный бизнес по темпам инвестиций существенно упал.

Сравнивая эти рейтинги, можно в определённой степени судить об эффективности пиар-активности глав субъектов РФ СКФО. Как видно, высокие медиа-рейтинги Кадырова и Абдулатипова оборачиваются снижением инвестиций, а у умеренно активного Евкурова – хорошим ростом. Остальных можно отнести к середнякам по обеим категориям ранжирования. Отметим также, что Кадыров и Абдулатипов сильно рассчитывали на госинвестиции, но с ними в этом и следующем году туговато. Их пиар-активность должна была сказаться на частных инвестициях, но сложившаяся репутация мешает достижению серьёзных договорённостей о сотрудничестве, несмотря на подписание многочисленных протокольных документов.

Ознакомление с другими статданными и прогнозами социально-экономического развития субъектов РФ СКФО на 2014 год показывает снижение темпов роста, диссонирующее с амбициозными заявлениями лидеров медиарейтингов.

Между тем, по сообщениям СМИ, чтобы исключить возможную коррупцию и избежать непроверенных и необоснованных оценок деятельности губернаторов, представителями ведущих исследовательских организаций создаётся специальная методика по составлению рейтинга, концепция которой предложена коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг». Может она поможет главам регионов?
Эдуард Уразаев
журналист

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры