Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8038 Человек (а) в сети
 

Как учиться в Ингушетии, но быть на гребне волны

Бедность - одна из ключевых проблем Ингушетии - сложное явление по своей сути. Всемирный банк оценивает ее по четырем аспектам. Вдобавок к уровню дохода они определяют бедность по доступности образования и здравоохранения, защищенности, возможности участия в определении своего будущего. Из этого всего, я бы выделил образование как наиболее приоритетное для ингушей. Во-первых, мы - нация молодых, но у нас почти нет возможности получить профессиональные навыки, признаваемые на открытом рынке труда. Во-вторых, у нас самый высокий уровень бедности в России, а для бедных собственные руки есть основной капитал, и образование единственный шанс добиться благополучия. Наконец, за двадцать лет главным работодателем в Ингушетии стало государство, и, по-видимому, этот тренд вместе с запредельными ценами на нефть подходит к концу. Чтобы облегчить уже неизбежный в будущем кризис, обществу нужны новые образовательные возможности.

Хорошая новость в том, что такие возможности недавно появились: они называются Massive Open Online Course (MOOC, https://en.wikipedia.org/wiki/Massive_open_online_course). Вот отличное видео, что есть MOOC, http://www.youtube.com/watch?v=eW3gMGqcZQc. В последние несколько лет на Западе бурно развиваются проекты онлайн-образования. Развиваются так бурно, что, по всей видимости, мы имеем дело с настоящей революцией в этой сфере. У нее две главные идеи: всё, чему можно обучить онлайн, надо обучать онлайн; образовательные материалы должны быть бесплатны или почти бесплатны. Насколько всё серьезно, вы можете судить по тому, что самые лучшие и дорогие в мире по стоимости обучения британские и американские топ-университеты развивают свои или присоединились к существующим проектам в этой сфере.

Широкие и долговременные следствия этой революции предсказать трудно: они выйдут далеко за пределы самой системы образования. Об этом дискутируют и спорят много (http://www.youtube.com/watch?v=25PG4qTRU4g). Но какие-то следствия уже более-менее очевидны. Например, преподаватель, читающий в аудитории у доски учебные материалы, скоро уйдет в прошлое. В самом деле такая роль предподавателя выглядит довольно глупо. В большинстве случаев практические занятия тоже не потребуют преподавателя: вопросы, которые возникают у учеников повторяются, значит большое коммьюнити быстро накопит достаточную базу вопросов-ответов. Предподаватель будущего - это ментор. Их будет мало и их профессиональный уровень будет очень высок. Общение с учениками будет в формате тет-а-тет.

Онлайн-образование унифицирует образование без всяких формальных соглашений, вроде Болонской декларации. Унифицированный образовательный процесс и материалы, которые проходят постоянную проверку самым широким из возможных коммьюнити, повысят их качество. Вместе с тем, на рынке труда может возникнуть переизбыток специалистов соответствующих профессий из-за низкой стоимости онлайн-образования. Это противоречивые тенденции. Лично я не думаю, что онлайн-образование станет образованием для бедных. Дело не в его стоимости. Высокое качество сопровождается высокими требованиями, и просто-напросто не все возьмут эту планку. Да и рынок у этих специалистов будет весь мир. Но из тех же соображений следует, что специальности, которые объективно нельзя дать онлайн, станут элитарными. Например, хирурги и вообще медицина.

К сожалению, в России совершенно проспали все события вокруг MOOC. Дело не только в непрофессионализме московских чиновников или отсутствии у них мотивации. Образование штука многофакторная, оно поддерживается многими и влияет на многое. А в России отношения вокруг образования безнадежно закостенели. Ни со стороны государства, ни профессионального сообщества (учителей), ни, самое печальное, российского общества нет запроса на образовательную реформу. Вообще это показательно, что в Википедии нет русской страницы MOOC. О том, что бы кто-то в России в одиночку потряс систему образования, как когда-то известная британская рок-группа потрясла западную, вообще нет никаких надежд. Между тем российское образование отстает от западного даже сильнее, чем ингушское от московского. Для Ингушетии оставаться в форваторе такой политики, значит лишать себя шансов на успех.

Понимаю, что мы, в Ингушетии, вряд ли сможем разработать и имплементировать свою стратегию для образования. Но все равно мы скорее увидим примеры реформы образования в отдельных регионах России, чем получим толковую федеральную реформу.

Я регулярно читаю, что где-то в Ингушетии открыли новую школу. Приятно читать такие новости. Но как раньше учились у нас дети в три смены по 40-45 человек в классе, так и сегодня учатся. Конечно, вложения в материальный капитал нам требуются, потому что учеба в одну смену в классах с не больше 15 учеников, - к этому надо стремиться. Но если темпы строительства школ, которые мы наблюдаем прошедшие 20 лет, нельзя увеличить раз в 10, то значит бессмысленно продолжать в том же духе. Нам необходима новая стратегия развития образования.

Разумеется, чтобы ее спроектировать потребуются очень серьезные усилия. Я бы пригласил известных мировых специалистов в этой сфере, потому что нет смысла изобретать велосипед, особенного, в виду того, что финансовых проблем и в стране, и в Ингушетии пока нет. В целом же мне понятно, что разумные рекомендации обязательно включали бы перераспределение инвестиции из капитальных в создание информационной инфраструктуры. Например, в некоторых небогатых странах детям дарят ноутбуки и бесплатный доступ в интернет. Мне кажется, эти инвестиции зачастую более эффективны, чем покупать кирпичи и цемент для строительства или ремонта школ. Через 10 лет, когда дети в странах с передовой системой образования будут намного реже ходить в школы и чаще учиться онлайн, скорее всего, мы, ингуши, форсировано окажемся на правильной траектории.

Я не стал бы тратить время на эту заметку, если бы люди могли бы воспользоваться плодами революции в образовании только посредством соответствующей региональной или национальной реформы; какой смысл говорить о том, что от тебя не зависит? К счастью, конкретная ингушская семья может улучшить свое будущее, принимая самостоятельные решения с учетом революции онлайн образования.

Во-первых, сейчас и в обозримом будущем все стоящие ресуры онлайн-образования представлены на английском языке. Выучить английский - это абсолютный приоритет. Вы не можете воспользоваться новыми возможностями без этого. Перераспределяйте время и усилия детей с изучения других, непрактичных предметов на изучение английского.

Во-вторых, это окунуться в онлайн ресурсы с головой. Для школьников, наверное, лучший - Академия Хана (https://www.khanacademy.org). Для профессионального образования - ищите и выбирайте.

В-третьих, готовьте детей к образованию зарубежом. Онлайн-образование и английский вам помогут в этом. В России образование становится платным и менее конкурентоспособным, а на Западе дети могут получить высшее образование бесплатно, даже не будучи гражданами. Отдельно стоит обратить внимание на образование в Грузии: это совсем близко и дает возможность плавно продолжить обучение в Европе.

В-четвертых, если по каким-то причинам вы решили получать образование в России, то сделайте это с пользой. Скорее всего в ближайшее время, например, медицинские специальности на Западе станут менее доступными. Так воспользуйтесь же возможностью получить эту профессию в российских медицинских университетах. Стоит подумать о любых других специальности, где онлайн образование не возможно.

Думаю, можно еще сделать много полезных выводов и действовать. Когда вы познакомитесь с этой интереснейшей динамикой в развитии образования ближе, вы сможете их сделать сами.

Мир создан таким образом, что в нем нет ничего вечного. Лидерство тоже не навсегда. Аутсайдеры время от времени получают шанс. Революция онлайн образования открывает Ингушетии окно возможностей. Мы все можем им воспользоваться. Подумайте над этим.

Магомет Албаков, Блог Магас.Ru
https://www.facebook.com/magomet.albakov

Disclaimer. Выбрать образование это важный жизненный вопрос. Поэтому я считаю необходимым подчеркнуть, что я поделился своим личным мнением. Оно не может рассматривать как руководство к действию. Это только одно из многих мнений по данной проблеме. Любые решения, инвестиции и действия в связи с этим вы принимаете только на свой страх и риск; что бы вы ни предприняли, вы делаете это только и исключительно в пределах вашей собственной ответственности. Поэтому, прежде чем вы примете какое-то решение, подумайте над этим основательно.

PS. Запись была сделана более 2 лет назад, 13.08.2013.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Гость Втр, 08/09/2015 - 21:07

Вот так вот...

Гость Втр, 08/09/2015 - 21:04

Сейчас и учиться не дают....Деньги деньги деньги....Почему Евкуров не проверяет этих препадов с Крепоста,чтоб они не брали взятков....Особенно медики...они за деньги учатся ...Мед почти заочно...деньги отдают и ты свободен...Поэтому и за ошибок препадов ...убивают Нас и наших детей...

Гость индyc Пнд, 07/09/2015 - 12:42

Слово Образ ование это формирование Образа по знаниям ,получаемым от учебы. Как говорили в древнем Риме :"""Омди диша ,такх диша",то есть научись учиться и потом учись""". Мы вам дали различение говорится кой где в русском переводе. Научитесь учиться,иначе образ не выйдет по специальности. Сапожник должен быть в образе сапожника и не стесняться этого. Экономист как экономист. Есть один оринтир,он суггестируется вербально так -сколько на ишака невешай самых умных книг,он все равно остается ишаком. Так что ...научитесь учиться. Да включатся ваши мозги в круглосуточную работу для размышления!

Гость пиндос Втр, 08/09/2015 - 08:48

В общем, ориЕнтир суппозивно аттарктирует, а мисдирективная составляющая эксепционально игнорабельна.
МудЁр индус.

гость...... Втр, 08/09/2015 - 14:06

ты сам понял,что написал?

Гость. Траляля Втр, 08/09/2015 - 13:09

Пару стопок книг сбрось с себя.легче будет.

Гость Втр, 08/09/2015 - 21:32

Это ты мне?

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры