Чем старше становятся дети моих друзей и знакомых, тем чаще вокруг меня звучит вопрос, как воспитать верующих детей? Постоянно задаюсь им и я сама. В поисках ответа однажды наткнулась на такие высказывания, показавшиеся мне созвучными с не раз слышанным от других родителей. Многодетный отец Джон Уилмот сказал: «До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории». С ним согласен и Патрик О'Рурк, сказавший: «Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть».
И хотя нам, мусульманам, легче, чем светским людям определиться с основными приоритетами воспитания детей, ведь у нас есть Коран и Сунна, но как именно вырастить религиозное потомство, не всегда до конца понятно. Потому что несмотря на обилие прочитанных по религиозному воспитанию книг, приходится признать, что на практике всё оказывается сложнее, чем в теории. Понятно, кого нужно вырастить, но не до конца понятно – как? Однако, если, что надо делать не всегда до конца ясно, то чего делать не надо, кажется, более-менее очевидным. Поэтому самое главное, чему я стараюсь следовать, это избегать в воспитании детей того, чего делать нельзя. В связи с этим статья будет не о том, как детей надо растить, а о том, чего не надо делать. Вряд ли возможно в одной статье перечислить все «нельзя» для родителей, но хотя бы некоторые – постараюсь. Наверное, самое главное о чём мечтает каждый мусульманин – это вырастить верующее потомство. После нашей индивидуальной смерти продолжается жизнь нашего рода, и какими будут наши потомки, во многом зависит от нас, до тех пор, пока есть ещё песок в часах нашей жизни.
Для того чтобы ваши дети соблюдали религиозную практику, они должны этого хотеть. А вырастить у них это желание – задача родителей. С семилетнего возраста ребёнка нужно уже решительно ставить на намаз, хочет он этого или нет, применяя для этого любые способы, в том числе и наказание. Лучше начать религиозное воспитание ребёнка значительно раньше. Потому что до этого момента необходимо привить ему любовь к религии Аллаха и к самому Создателю. Начиная же с давления, заставления и наказания, вы не можете быть уверены, что ребёнок совершает необходимые религиозные предписания по причине осознания их необходимости, а только из-за страха быть вами наказанным. Поклонение только «из под палки» вряд ли будет искренним и вы рискуете увидеть, когда он подрастёт, и ваша власть над ним ослабнет, что он оставил все формы ибадата. Такой ребёнок будет врать вам, что прочитал намаз, стоять в ванной пускать мыльные пузыри вместо омовения, а потом заверять вас, что сделал его и пр. Конечно, нельзя не наказывать своё чадо, которое ведёт себя подобным образом. Мы обязаны пресекать подобное любым способом, в том числе, и шлепая их по мягкому месту. Но, возвращаясь к первоначальному утверждению, нельзя начинать религиозное воспитание с кнута, сначала надо накормить его «до отвала» пряниками.
Нецелесообразно с малых лет пугать маленьких детей гневом Аллаха. Так вы научите их только бояться, а ведь очень важно научить любить. До семилетнего возраста вам необходимо вложить в них море любви ко Всевышнему Аллаху, к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и к Шариату. Научить их прибегать к Нему с просьбами, жалобами, нуждами и пр. Показать все проявления любви Аллаха к своим рабам. Рассказать о Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) как можно больше, чтобы он был главным героем в вашем доме. Научить восхищаться им. А довольство Аллаха должно быть для них мечтой, самой большой радостью, самой желанной похвалой. Для этих целей одна верующая мамочка с некоторых пор заменила благодарность высказываемую детям за что-либо, вместо «спасибо» или «молодец» говорит: «Пусть будет доволен вами Аллах».
Мне кажется это тоже не плохим ежедневным уроком для детишек, что самое главное для верующего человека – довольство Аллаха. На многих этнических языках слова благодарности так и звучат. На самом деле «спасибо» это тоже «Спаси тебя Бог» сокращённое, но мало кто знает это. Если в вашем языке форма благодарности Аллаху отсутствует или «зашифрована», лучше озвучивайте её в доступной для их понимания форме. Также нужно стараться вводить хадисы в ваши обыденные беседы, когда у ребёнка в жизни случается то или иное, вставлять их туда. Например, ваше чадо обидело ребёнка на площадке, а вы говорите, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что мусульмане это те, с кем окружающим не страшно. Если ребёнок соврал, то вы сообщаете им, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что отличие мусульманина в том, что он не врёт. Если ребёнок постоянно негативно оценивает окружающих, вы рассказываете ему о том, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вместе с сподвижниками проходил мимо мёртвой собаки и его спутники начали плохо говорить о её внешнем виде и запахе, а он заметил, что между тем у неё белые и красивые зубы, показав им и нам пример, увидеть хорошее. И так далее. Разумеется, вы сможете все это сделать, только если сами читаете хадисы, любите и применяете Сунну в своей жизни.
И вот мы переходим к одному важному «нельзя». Нельзя ничего воспитать в ребёнке, не подав личный пример. Вы можете сколько угодно говорить ему, что довольство Аллаха – это наша цель, но если он не видит, как вы к ней стремитесь – это просто чтение нотаций и только. Если вы будете всего лишь рассказывать о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), сами оставаясь равнодушными к его жизни и деяниям, они почувствуют это – детей сложно провести, вам нужна переполняющая вас любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы передать её им. У родителя нет времени, которое можно потратить впустую: ему надо самообразовываться и умножать знания в религии.
Нельзя, чтобы ваш пример был молчаливым. Иногда родители думают, что достаточно того, что они сами верующие и дети, мол, как-нибудь это впитают. Пример надо не только иметь внутри себя, но и уметь подавать. Поэтому во всём, что вы делаете, должен быть очевидный и слышимый образ для подражания. Например, готовя еду, говорите «бисмиллях» вслух, а не про себя, тогда дети будут видеть, что вы всегда это делаете.
Одна мусульманка рассказала:
У нас дома быстрее всего запомнилось то, что, чихая надо говорить «Альхамдулиллях», которое члены семьи произносят всегда громко, ожидая ответа от детей, а также дуа после азана, которое мы учили вместе, хором, говоря его каждый раз, услышав азан (мечеть у нас перед окнами), а вот те вещи, которые домашние делают «про себя», наши дети перенимают в ежедневную практику сложнее.
Так и есть, детям нравится делать всё вместе, или как делают мама и папа. Поэтому, наверное, они легко встают с малышового возраста с вами рядом на коврик для намаза. Не нужно их оттуда прогонять. Наоборот, надо всячески приветствовать их там копошение, сначала они будут сидеть на коврике, и играть в машинку, потом стоять, повторяя ваши движения, потом читать намаз вместе с вами. Это хорошая привычка идти на коврик для намаза, после азана. Но опять таки, заставлять и ругать маленького ребёнка, который это делал, а потом перестал – тоже не нужно. Многие родители рассказывают, что их малыши, в какой-то период перестают приходить на коврик для намаза, но потом через некоторое время ещё более осознанно возвращаются туда. Главное – хвалить их и поменьше критиковать. Они будут получать положительные эмоции, будучи на намазе рядом с вами, а не отрицательные. Не акцентируйте внимание на ошибках, но фиксируйте всё положительное. Придёт время, и вы научите их, как всё делать правильно.
Одна мамочка рассказывает:
Моей дочке 5 лет. Она начала делать намазы совсем маленькой. Постепенно я ей рассказываю адабы намаза. С двух лет она знает, что нельзя проходить впереди молящихся, с трех, примерно, что надо молчать, когда читают намаз. Недавно я ей рассказала, что раз она начала читать с нами намаз, то надо закончить, не срываясь с коврика в погоне за другими делами. Ей нравится делать это вместе с нами.
Это всего лишь некоторые «нельзя», которые нужно избегать, растя своих маленьких мусульман. Но на самом деле, самое главное «нельзя», нельзя забывать, что верующее потомство – это Милость Аллаха и по большому счёту мы не можем её никак заработать, она не имеет цены, можно только лишь стараться создать причины, чтобы она была проявлена к нам. И крайне необходимо просить у Него верующего потомства и умолять Его ответить на это дуа.
Я желаю рая вам, себе и нашим детям.
Источник: ислам.ру
Комментарии