Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 18 / 04 / 2024 Время Московское: 7048 Человек (а) в сети
 

Интервью Алихана Харсиева. Вкладываться можно во всё, что не противоречит исламу

В апреле этого года глава Дагестана Рамазан Абдулатипов присутствовал на открытии в станице Троицкая (Ингушетия) современного спортивного клуба «Ади Ахмад». Спортклуб, под крышей которого — борцовская секция и шахматный центр – построен на средства московского ингуша – мецената Алихана Харсиева. Эта фамилия хорошо известна в Ингушетии, так как в самом центре Магаса заканчивается строительство 99-метровой вайнахской башни,

которая станет визитной карточкой Ингушетии. (99 метров — потому что 99 имен у Аллаха.) Грандиозное сооружение возводят по инициативе Алихана Харсиева, все финансирование он взял на себя. Меценат хорошо известен и дагестанской политико-финансовой элите Дагестана. О том, чем он сейчас занимается и какие у него связи с нашей республикой, в интервью «Черновику»…

Вклад в родину

– На многих кавказских бизнесменов, вкладывающихся в экономику родной республики, часто смотрят с удивлением. Вы можете объяснить, почему вкладываетесь в экономику Ингушетии? Ведь многие состоятельные люди, считая, что Кавказ в политико-экономическом плане не стабилен, опасаются в него инвестировать.

– Мне даже неудобно говорить, что я вкладываюсь в Ингушетию. То, что я там делаю, — это не такие уж большие вложения. И они делаются не в экономику и не в бизнес. Всё, что там мной сделано, — это благотворительность. Это и башня в центре Магаса, спортивные и культурные мероприятия, которые проводим, и помощь ветеранам…

А бизнеса до сих пор у меня в Ингушетии не было. Сейчас думаю над одним совместным с Израилем и Казахстаном проектом в области IT-технологий. Вот если этот проект успешно реализуем, уже можно говорить о бизнесе и вложениях в Ингушетию.

Вкладываться можно во всё, что не противоречит исламу, религии: всё надо делать и… никого не слушать. Потому что когда ты делаешь что-то даже в качестве благотворительности, всё равно находятся те, кто видит в этом корыстный умысел. Любой вид деятельности на родине приветствуется, если он не идет в разрез с религией. Я сам инженер-строитель. Очень многие известные сооружения в Грозном строил я. Первым в мире делал уплотнение грунта методом гидроразрыва в Грозном, фактически руководил этим проектом, который внедряли киевские специалисты. Я еще в школьных сочинениях писал, что мечтаю стать строителем. И если бы не тяжелый период 1990-х, то остался бы строителем с большим удовольствием…

– Как вы считаете, легко ли делать бизнес в России?

– В России, если честно, любой чиновник может завернуть твой бизнес. Уже сталкивались с этим, когда были определенные проекты. Свой первый бизнес-опыт я, можно сказать, получил в США. Конечно, там было легче во многом. Здесь же, после распада СССР, мне пришлось фактически с колес осваивать другую профессию: стал заниматься плодоовощной базой, был её замдиректора. Потом приватизация. Со временем был уже не один бизнес, а несколько. В том числе и таможенный — на базе была досмотровая площадка. Но, даже имея лицензию, я через свой отдел не пропустил ни одной пачки сигарет, ни одной бутылки водки! Об этом все знают. Хотя предлагали деньги сумасшедшие…

– Как у вас складываются отношения с руководством Ингушетии?

– При желании, если я захочу в республике активно заниматься бизнесом, я думаю, что у меня будет поддержка. Конечно, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров только рад, что мы строим что-то в республике для людей за свой счет. И со своей стороны руководство старается помочь. Вот, к примеру, мы открыли «Ади Ахмад». Для шахматистов из «Ади Ахмад» есть две лицензии на участие в крупнейших международных соревнованиях от президента FIDE Кирсана Илюмжинова. Также я планирую открыть рядом с клубом еще гостиницу для спортсменов. Бог даст, и мечеть построим, тогда эта архитектурная композиция полностью закольцуется. Сейчас нам подписали штатное расписание по этому клубу. Но пока финансирования нет, я сам финансирую. Если местные власти возьмут его на себя, то я смогу построить гостиницу и дальше буду развивать проект.

– А раньше как-то помогали или только на словах?

– С Евкуровым у нас хорошие отношения. Он идет навстречу моим инициативам. Сейчас готовим очередной проект — хотим открыть в республике филиал проектной мастерской Сергея Ткаченко, одного из лучших наших современных архитекторов, возглавлявшего много лет Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы. С Юнус-Беком Баматгиреевичем мы уже обо всем договорились, но все буксует из-за чиновничества, какой-то замкнутый круг получается. Чиновники — люди, не имеющие нации, они зачастую работают на процесс, а не на результат. Вокруг башни нашей такое собирались построить, что она бы оказалась в жилом районе, при том что строить мы ее начали фактически в чистом поле. Хорошо, что Евкуров лично вмешался и это остановил. Если бы его поддержки не было, весь этот грандиозный проект с 99-метровой вайнахской башней был бы испорчен.

«У них энергии много»

Алихан, что вы думаете о существующем в стране имидже Кавказа и кавказцев?

– Кавказ — это жемчужина в короне России, это неисчерпаемый источник всего самого хорошего: древней культуры, интеллекта, мужества, каких-то понятий. Так же, как и для Кавказа Россия. Это великая страна, за которую, конечно же, надо держаться. Но можно ли сегодня представить Россию без Кавказа? Никто не говорит, что нужно выходить в центр города и танцевать лезгинку, для этого есть свои места. Это неправильно — танцевать где попало. Но это современная молодежь… У них энергии очень много. У нас вот этого не было никогда, чтобы где угодно танцевать. Несерьезно это. Юноша уже должен понимать, что такое мужество, что такое мужские поступки.

Если бы сегодня кавказцы не делегировали все свои проблемы Москве, а решали сами внутри споры и проблемы, в том числе и территориальные, и создали какой-то совет из умных, авторитетных людей, было бы благо. Решали бы на основе кавказских адатов, которым тысячи лет. Там для каждой проблемы есть свой ответ. Если есть какая-то несправедливость, вот сядут сорок человек старейшин и будут решать. И Москва бы сказала: молодцы, вы хорошо живете. А мы же сразу начинаем жаловаться в центр одни на других. Мы утратили способность договариваться внутри кавказских народов.

Дела спортивные

– Успешные бизнесмены — люди достаточно прагматичные и прекрасно знают, что приносит прибыль, а что нет, что выгодно, а от чего лучше держаться подальше. Вы же достаточно активно поддерживаете российских спортсменов. Нельзя сказать, что вы какое-то исключение в этом плане. Многие их поддерживают. В чем конкретно ваша мотивация

– Я считаю, что мне все это дает Аллах. Есть люди трудолюбивее, умнее, богобоязненнее, но вот дается мне почему-то. Поэтому я тоже должен отдавать. И конечно, я чем могу поддерживаю спортсменов. Как можно было не помочь Наташе Рагозиной (чемпионка мира по боксу среди профессионалов во втором среднем весе по версиям WIBF, WBA и GBU. Прозвище — Кувалда. — «ЧК»), братьям Сайтиевым, другим ребятам? Ты же в первую очередь себе подарок делаешь, это твой кайф. Сейчас тоже есть, кому помогать. Но раньше я был больше вовлечен в спортивный процесс. Когда Бусик (Бувайсар Сайтиев, трехкратный олимпийский чемпион. — «ЧК») приезжал ко мне в зал заниматься, тут много людей собиралось. Если бы перед Олимпиадой-2008 мне сказали, что я должен отдать все деньги, которые у меня есть, или он не выиграет, я клянусь: ни на секунду не задумался бы, отдал бы все свои деньги и еще бы довольный ходил по свету. До того я переживал за него…

– Бувайсар Сайтиев — известный спортсмен. А сейчас ему всё чаще пророчат и политическую карьеру. Вы его видите в политике в будущем?

– Конечно, это же очевидно. Все его интервью, высказывания говорят о том, что Бувайсар умный человек. За всю свою жизнь он не сказал ничего такого, что могло бы характеризовать его как человека недалекого. Он очень серьезный и глубокий и как спортсмен, и как личность. Я считаю, ему давно пора заняться политикой. Он был доверенным лицом президента Владимира Путина. Думаю, в нем уже разглядели будущего политика. Бусик хотел заняться тренерской работой в сборной, борьбой, реализовать себя там, где, на его взгляд, он нужнее и может многое сделать, но эта тема забуксовала. Сейчас он вместе с Дмитрием Георгиевичем Миндиашвили (заслуженный тренер России и СССР. — «ЧК») занимается вплотную Академией борьбы в Красноярске. Насколько мне известно, Миндиашвили хочет все свое великое наследие передать именно Бувайсару Сайтиеву.

– А вы сами не собираетесь пойти в политику?

– Я не собираюсь. Я прожил вольную жизнь. Когда работал инженером-строителем, я видел свое продвижение, знал, кем я могу быть. Но в период безвременья в 1990-е как-то выпал из дисциплины. Раньше мне уже с 15-го числа начинал сниться месячный план. А сейчас я живу свободной жизнью. Есть вопросы в Ингушетии, в том числе и территориальные, которые я просто не смогу решить. Ингуши уже много лет ждут решения этих жизненно важных для них вопросов. Потом люди вспомнят, кто был в политике в это время и что было ими сделано и не сделано. Я уже без этого прожил как-то. Так получилось. Хотя, конечно, очень переживаю за все происходящее.

– Бувайсара поддерживает глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, они в хороших отношениях. А вы с ним знакомы?

– Я лично с Рамзаном Кадыровым не знаком. Но я вижу, что он делает такие вещи, которые человек не может делать без помощи Всевышнего. Для меня то, что сегодня происходит в Чеченской Республике, — это доказательство того, что северокавказские народы — осколки некогда великих цивилизаций. Сегодня не отрываясь от своей ментальности, идентичности, своей религии, а наоборот, культивируя и мощно развивая компоненты своего народа, республика заняла свое достойное место не только среди народов России, но и, что очевидно, начинает заявлять себя солидно, авторитетно как субъект международного сотрудничества. Из ничего такой порядок вещей не происходит. Конечно, надо учитывать, что сегодня так «сложились звезды». Я имею в виду руководство России и Чеченской Республики. Но на то и голова, чтобы использовать такие исторические возможности. Кто это сделал — тому слава и память в веках.

Выгоден хоккей

– Вернемся к спорту. Как вы считаете, спорт — это вообще выгодный в России или же на постсоветском пространстве бизнес?

– Я думаю, что у нас выгодным может быть только хоккей. Футбол нет, у нас нет большой футбольной школы, нет селекции. Может быть, чуть-чуть теннис, после того как за него взялся Шамиль Тарпищев. Да, мы очень сильны в единоборствах. Дагестан, в частности, сильно давит в этом направлении. Бои без правил, смешанные единоборства сейчас набирают популярность. Но какие это деньги? Я знаю их расценки, язык не поворачивается назвать это бизнесом. Это скорее благотворительность и энтузиазм. Я не великий специалист, конечно, но не прибыльное это дело.

– Вы говорите, что выгодным для бизнеса спортом у нас может быть только хоккей. А как вы объясните то, что многие магнаты покупают футбольные клубы, как Сулейман Керимов, который приобрел «Анжи»?

– Покупают, потому что это престижно, потому что пытаются что-то сделать. И этим уже заслуживают уважение. Сулейман Керимов сделал праздник для сотен тысяч своих земляков, привез в своё время в Дагестан звезд футбола с мировым именем. Хотя эти деньги можно было использовать совершенно по-другому, это чистая трата, как говорится, деньги на ветер. Наш чемпионат не может сравниться ни с каким европейским чемпионатом, ни лучшим, ни даже средним. Нет глубокой базы. Советская система сломалась, а все остальное было уже так, через пень колоду. Но то, что Керимов купил «Анжи», за это его можно только уважать. Такую арену построили в Махачкале, столько людей болело за клуб…

– Алихан, вы ведь вице-президент Федерации спортивной борьбы России и в ФСБР работаете рука об руку с Омаром Муртазалиевым (вице-президент ФСБР. — «ЧК»). Он многое сделал для борьбы в Дагестане. Как вы оцениваете его успехи?

– Омар Муртазалиев тоже в чем-то продукт великой традиции, раз он решил заниматься борьбой как функционер, жертвовать на борьбу. Борьба это не футбол, не хоккей, не теннис, это чистая благотворительность, которая абсолютно никаких доходов не приносит людям, которые вкладывают в нее свои средства. Омар — сподвижник. В женской борьбе, которую он курирует, уже есть большие результаты. Все, к чему он ни притрагивается, — это солидно, красиво, жизнерадостно, а главное — имеет результат…

Про Крым

– Присоединение Крыма к России вылилось в целый ряд международных скандалов, среди которых введение санкций в отношении ряда российских бизнесменов и тому подобное. Как вы считаете, есть ли чего опасаться российскому бизнесу в связи с этими санкциями? Насколько российский бизнес зависим от иностранного (кроме, конечно же, торговли энергоносителями)?

– Конечно, есть чего опасаться. Мы в полном объеме этого даже не представляем, только специалисты знают. То, что это будет очень большой удар по российскому бизнесу, очевидно. Уже сейчас ощущается, уже он несет потери, и с каждой минутой это будет идти по нарастающей. Санкции ведь тоже только начинаются. Никто этого отрицать не может. Но у нас просто не было другого выхода. Как Россия могла оставить русских людей в Крыму без своей помощи? Я со школьной скамьи знаю, что Крым не может быть украинским. Это земля, которая принадлежала великим цивилизациям. Россия его забрала в 1783 году. Как сказал Путин, там столько русских косточек в земле лежит, как их можно оставить? Весь Крым стоит на русской крови. То, что мы за это получим сильный экономический удар, я думаю, это 100%. Дай Бог, чтобы нам хватило сил ему противостоять. Наша экономика только начинает подниматься. Мы действительно подарили свой рынок системам Visa и Master Card. Может, мы создадим свою национальную платежную систему, но этот рынок надо отстраивать — справимся ли? Но перед Россией сейчас столько задач стоит. Крым же надо теперь поднимать. Там более-менее нормальное состояние у Севастополя, потому что Москва помогала все этой время, и у Ялты как у главного курорта, а все остальное в плачевном состоянии, Советский Союз в худшем его проявлении: жилье, инфраструктура. Если будут серьезные санкции, это большой удар. И что за санкциями последует внутри страны — еще большой вопрос. Но еще раз повторю: от Крыма нельзя было отступаться.

– Крым — это не только новая территория в составе России, но еще и новые возможности для бизнеса. К примеру, Руслан Байсаров заявлял, что будет заниматься строительством курортов в Крыму. А вы как смотрите на перспективу Крыма как инвестиционной площадки?

– Безусловно, Крым — перспективное направление. Мы вот там уже строим небольшую курортную базу. И бизнес российский, я думаю, пойдет туда. Крым — ключ к мировой цивилизации, посмотрите на карте, как он выглядит. Писатель Аксенов еще когда писал обо всем в книге «Остров Крым». Крымом должна владеть Россия, и там можно воплотить какие угодно проекты. Вот сейчас игорную зону хотят там создать.

–На ваш взгляд, она может стать конкурентоспособной? Если сравнить со всемирно известными центрами — Лас-Вегасом и Монако.

– Крым будет в свое время центром игорного бизнеса Европы и всего мира. Лас-Вегас — пустыня. Если в Крыму вплотную заняться игорной инфраструктурой, рядом с ним будут отдыхать и Атлантик-Сити, и Монако. Крым — в центре Европы и Азии. Туда поедут и китайцы, и казахи, и туркмены со своими деньгами, и вся Европа. Не будем забывать о микроклимате. Такого климата, как в Ялте, больше нигде нет.

– А если вам завтра предложат инвестировать в игорный бизнес на Крымском полуострове?

– Никогда в жизни. Это противоречит исламу.
Бакъдар

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Citizen Kane Втр, 12/08/2014 - 13:27

"Я лично с Рамзаном Кадыровым не знаком. Но я вижу, что он делает такие вещи, которые человек не может делать без помощи Всевышнего. Для меня то, что сегодня происходит в Чеченской Республике, — это доказательство того, что северокавказские народы — осколки некогда великих цивилизаций. Сегодня не отрываясь от своей ментальности, идентичности, своей религии, а наоборот, культивируя и мощно развивая компоненты своего народа, республика заняла свое достойное место не только среди народов России, но и, что очевидно, начинает заявлять себя солидно, авторитетно как субъект международного сотрудничества. Из ничего такой порядок вещей не происходит. Конечно, надо учитывать, что сегодня так «сложились звезды». Я имею в виду руководство России и Чеченской Республики. Но на то и голова, чтобы использовать такие исторические возможности. Кто это сделал — тому слава и память в веках."

Ё-маё..)

Гocть Втр, 12/08/2014 - 13:33

Вот и я о том же... Интересно, какие у него там мозги, да и если они вообще!

Магас777 Пнд, 11/08/2014 - 15:23

Дал сий долд хьа Алихан! Могу сказать одно, из всех бизнесменов и политиков он простым людям больше помогает всех. Ты столько спортсменов привел к высшим местам и карьерам спортивного мира. А башня в Магасе. Красота от которой в душе приятно и гордимся всем стараниям. Дял ряз хейл.

Магас777 Пнд, 11/08/2014 - 15:23

Дал сий долд хьа Алихан! Могу сказать одно, из всех бизнесменов и политиков он простым людям больше помогает всех. Ты столько спортсменов привел к высшим местам и карьерам спортивного мира. А башня в Магасе. Красота от которой в душе приятно и гордимся всем стараниям. Дял ряз хейл.

Гocть Пнд, 11/08/2014 - 13:50

Очень интересное интервью. Открыл для себя другую, человеческую, сторону этого человека, болеющего за свой народ. Дала воахаве хьо, Алихан.

Borec Пнд, 11/08/2014 - 13:49

Алихана можно и нужно уважать за то,что он не афиширует себя.. не говоря уж о том, что мало говорит и честно от души делает много благово для республики и для своего народа и для Кавказа и Кавказцев. Наши бизнесмены чиновники ему ужасно завидуют и даже мешают что-то делать...как ему должно быть приятно когда у него дань попросили в республике в правительстве нашей на стройку.. шакалы настоящие наши чины!!! Сами нажрались за народные деньги

datotargami Пнд, 11/08/2014 - 13:34

PS: в этом человеке сочетаются лучшие качества вайнаха- иман,къунаг1ал,йяхь,эздел,денал!

datotargami Пнд, 11/08/2014 - 13:29

Алихан къунах! Знаю его давно,не один десяток лет. Правильно,в политику не надо,а вот Главой Ингушетии-это тот человек,который нам сегодня нужен. Вез хан вол АЛЛАХУ аьттув бокъхалба хьа Алихан!

Гость 232 Пнд, 11/08/2014 - 12:54

Кто знает ?
Можно ли по Исламу покупать , продавать должности или вкладывать как угодно. И кто? - эти проблемные вопросы, должен доводить до общества.

barka Пнд, 11/08/2014 - 21:16

в наше время мало кто не знает ,что это хьарам ,но это мало кого волнует(ИМАМЫ как ХЬАМЗАТ это делает.
даьр брат)теперь у каждого кто покупает должность есть свой "мулла" который №разрешает" ему это)))))))

Гость Втр, 12/08/2014 - 12:00

Все муллы продажные !

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры