Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 19 / 04 / 2024 Время Московское: 7625 Человек (а) в сети
 

Ингуши в истории российской авиации

День Воздушного флота в России отмечается в августе, в третье воскресенье месяца. Это профессиональный праздник сотрудников авиации: пилотов, бортпроводников, сотрудников аэропортов, авиационных заводов и других профильных учреждений.

Первые торжества проходили в 1933 году, после издания постановления Совета народных комиссаров от 28 апреля 1933 года № 859 «О праздновании Дня Воздушного флота Союза СССР». Документ предписывал проводить мероприятия ежегодно 18 августа.

Свою лепту внесли в историю российской авиации и наши земляки. В эти дни мы вспоминаем и тех, кто был в числе первых, когда только-только формировалась эта отрасль в нашей стране. Среди них — Рашид-Бек Чахович Ахриев (1893-1942), короткая, но богатая событиями жизнь которого вобрала в себя боевой путь кавалериста и летчика, участника двух мировых войн, летчика турецкой авиации, пионера авиации Таджикистана и гражданской авиации Харькова.

Достойный вклад в историю российской авиации внесли уроженцы Ингушетии — военные летчики, Герои РФ: Оздоев Мурат Ахметович (1922-1999), Костоев Ширвани Устарханович (1923-1949), Мальсагов Ахмед Татарханович (1912-1942). Их мужество было отмечено высокими наградами в годы Великой Отечественной войны. Однако высокое звание Героя Советского Союза они так и не получили. И только спустя годы восторжествовала справедливость, и летчики М. А. Оздоев, Ш. У. Костоев и А. Т. Мальсагов получили звания Героев России.

В годы Великой Отечественной войны отличились мужеством военные летчики и испытатели: Арчаков Хасултан Керимович (1922-1992), Эсмурзиев Мовлид Асламбекович (1916-1942), Гудантов Руслан Борисович (1916-1943), Льянов Мадак (Артаган) Асламбекович (1905-1941), Ужахов Аюп Хасолтович (1910-1988), Костоев Султан Абасович (1912-1973), Маматиев Ахмед Асланбекович (1916-1943), Мальсагов Хаваж-Багаудин Абукарович (1922-1943), Албогачиев Хаматхан Мурцалович (1922-1981) и др. Их героическое участие в судьбе государства в годы Великой Отечественной войны вызывают у потомков гордость за них.

Уже в советские годы в гражданской авиации служил Абуязит Дресович Аспиев (1937-1991). В 1961 году он окончил Троицкое авиационное техническое училище ГВФ по специальности «техническая эксплуатация самолётов, вертолётов и автодвигателей» и получил квалификацию «техник-механик». В 1963 году поступил в Кременчугское лётное училище гражданской авиации по специальности «лётная эксплуатация самолётов» и с 1966 года работал в Северо-Кавказском управлении гражданской авиации в городе Нальчике. География его полетов была широкой. Он любил небо.

В ракетно-космической отрасли России также представлены имена наших соотечественников, и в этом ряду достойное место занимают Мусса Султанович Мальсагов, Алихан Ибрагимович Кулбужев, Умалат Багаудинович Марзиев.

Мусса Султанович Мальсагов (1937-2007)— заслуженный испытатель ракетно-космической техники СССР. Учился в МФТИ, затем в МАИ, который окончил на красный диплом по специальности «инженер-механик летательных аппаратов», в 1981 году — Академию Генерального штаба МО СССР. В 1972 году — был членом Государственной комиссии по приему на вооружение ракетных комплексов, с 1974 года Мусса Мальсагов был главным техническим руководителем летных испытаний ракет для атомных подводных лодок стратегического назначения, позже — ответственный представитель генерального конструктора на Тихоокеанском флоте.

Определенный вклад в развитие космонавтики Российской Федерации внес и наш соотечественник Алихан Ибрагимович Кулбужев (1940-1992), выпускник Харьковского высшего командно-инженерного училища и Военной академии имени Дзержинского, полковник Космических войск Российской Федерации. Последние годы своей жизни А. И. Кулбужев находился на службе в Главном испытательном центре испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова — центре управления полетами, находящемся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, из которого осуществляется управление космическими аппаратами. Многолетний труд и служба Кулбужева были высоко отмечены правительственными наградами Российской Федерации.

Осканов Суламбек Сусаркулович (1943-1991), выпускник Военно-политической академии имени Ленина, старший лётчик-инспектор службы безопасности полётов Военно-воздушных сил СССР, заместитель командира истребительно-авиационного соединения Южной группы войск (в Венгрии) (1984-1986), позже — начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания лётного состава Военно-воздушных сил. Генерал-майор авиации был первым человеком, которому было присвоено звание Героя Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации № 384 от 11 апреля 1992 года (посмертно).

Умалат Багаудинович Марзиев, 1942 года рождения, учёный-инженер, специалист по электронике, автоматике, около полувека проработал в Центре управления полетами (ЦУП). Областью его деятельности являлась автоматизированная обработка информации. Это, своего рода, высокий уровень прикладного программно-математического обеспечения полётов. Последним местом работы Умалата Марзиева был Центральный научно-исследовательский институт машиностроения в городе Королёве.

Хаджибикар Баматгиреевич Укуров (1956 года рождения) — выпускник Военной командной академии ПВО, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Военной академии Генштаба Вооруженных сил России. В 1999 году был назначен заместителем командира корпуса ПВО, а позже и командиром 25-й дивизии ПВО 11-ой армии ВВС и ПВО. Позже Хаджибикар Укуров возглавлял Военную академию воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. Блестящая военная карьера Хаджибикара Укурова и замечательные личные качества определили его место в когорте людей, которыми гордятся Вооруженные силы нашей страны.

Об этих и других летчиках рассказывает книга «Ингуши в истории российской авиации», которая находится в производстве. Она познакомит читателей с жизнью и подвигами наших соотечественников, внесших свой вклад в развитие российской авиации.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Митрофан Чт, 20/08/2020 - 11:27

Ещё есть.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры