Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 20 / 04 / 2024 Время Московское: 8078 Человек (а) в сети
 

Ингушетия – край башен и легенд

На днях под ее началом журналисты разных изданий Северного Кавказа съехались в Ингушетию для подведения итогов регионального этапа Всероссийского конкурса «СМИротворец-2020».
По уже сложившейся доброй традиции перед началом официальных мероприятий в каждом регионе, где в очередной раз собираются гильдийцы и журналисты, для гостей организовывается культурно-просветительская программа с посещением достопримечательностей, с изучением культурных особенностей местных жителей. В этот раз, журналисты «Дагестанской правды» вместе со своими коллегами из регионов СКФО и представителями Гильдии побывали в «стране башен и легенд» – Ингушетии.

И вот багаж впечатлений и открытий, который мы увезли с собой.

Каменные аксакалы Джейраха

Побывать в Ингушетии и не съездить в Джейрахский район – это все равно, что поехать в Египет и не увидеть знаменитых пирамид. Именно в Джейрахе сосредоточено множество природных и архитектурных памятников небольшой республики. Главное, что цепляет взгляд с первого момента: то там, то тут в окружении величественных горных вершин на глаза попадаются стройные древние башни. Где-то стоят полуразрушенные одинокие строения, а где-то взору открываются грандиозные башенные комплексы, очень хорошо сохранившиеся до наших дней.

Один из таких памятников архитектуры Ингушетии – башенный комплекс Эрзи. Он включает в себя 8 боевых, 2 полубоевые, 47 жилых башен и различные пристройки к ним. Степень их сохранности разная. Это в Эрзи находятся самые высокие башни Ингушетии. Некоторые из них возвышаются аж на 30 метров! В основном это квадратные постройки в пять этажей.

В переводе с ингушского Эрзи означает «орел». Откуда пошло такое название? История гласит, что во время постройки селения здесь было найдено гнездо птицы, считавшейся тогда священной. Но это не единственное, что связывает Эрзи с этой вольной птицей. В XIX веке в одной из башен была найдена 38-сантиметровая бронзовая статуэтка орла, полая внутри и усыпанная серебром и медью. На ней выгравировано имя мастера – Сулейман, а также надпись на арабском «Во имя Аллаха Всемилостивого, Всемилосердного».

Археологи выяснили, что она была изготовлена в конце VIII века. Сейчас статуэтка хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Ее копию можно увидеть в Государственном музее Республики Ингушетия. Но Эрзи — это не только архитектура. Здесь текут крупные реки Асса и Армхи. Около трети территории заповедника занимают дубовые, буковые и кленовые леса. Кроме того, здесь растут облепиха, ива, ольха. На высоте 1,5 километра в основном встречаются сосна, дуб, береза, граб и рябина, рододендрон кавказский.

Кроме башен, на территории Эрзи внимание обязательно привлекают склепы. В некоторых внутри ничего уже не осталось, но если не полениться и подняться выше по склону, можно найти усыпальницы, где все еще на полках покоятся скелеты ингушей древности. Как рассказал наш гид и коллега Павел Цороев, такие склепы были в каждом селении и у каждого рода. Некоторые из них — подземные, другие находятся на поверхности и напоминают домики.

Среди них есть как маленькие одноэтажные, так и высокие, сложенные из огромных камней. В Ингушетии усыпальницы не разоряли, и поэтому в них до сих пор можно найти останки людей и различные предметы.

Например, оружие, музыкальные инструменты, предметы быта, которые клали вместе с покойным, так как ингуши в древности, как и египтяне, верили, что в загробном мире умершему человеку могут пригодиться все те вещи, которыми он обладал при жизни. Случалось, что сюда попадали и живые люди — те, кто серьезно болен. Если человек выздоравливал, то он возвращался назад.

Близнецы, выросшие из скал
Если Эрзи поражает своими масштабами и многочисленностью строений, то небольшой башенный комплекс Вовнушки (принадлежит древнему тейпу Оздоевых), находящийся в Джейрахско-Ассинском природном музее-заповеднике, вызывает восторг тем, что, глядя на него, невольно осознаешь, каким мастерством и упорством обладали жившие здесь много веков назад люди. Башни-близнецы, стоящие на вершинах двух соседних скал, словно смотрят друг на друга. Каждая будто выросла из своего скального основания, настолько искусно работал древний зодчий! Именно поэтому комплекс, возведенный, по предположениям ученых, в XIV веке, сохранился практически в своем первозданном виде по сей день.

Сложно даже представить, как их строили. Сколько усилий понадобилось, чтобы возвести четырехэтажный комплекс в столь сложном для этого месте! Но эта позиция выбрана далеко не случайно. Здесь находится точка стыка горных ущелий, и в древности проходил один из участков Великого Шелкового пути.

С Вовнушками связано множество легенд и преданий, но одна из них похожа на правдивую историю. Она гласит о том, что однажды во время осады башен вайнахская женщина героически спасла множество младенцев. Когда одна из башен была подожжена, она перетащила люльки с малышами, чудом сумев пробежать несколько раз по канату, оставшемуся от уничтоженного врагами подвесного моста между двумя башнями Вовнушек. Благодаря этому удалось спасти род от уничтожения. Те самые малыши выросли и не дали ему угаснуть.

Башенных дел мастера
Башни – это часть культурного достояния ингушей. Они вызывают восхищение не только у туристов. На протяжении многих десятилетий ученые пишут свои труды об этих удивительных строениях. Так, один из известных кавказоведов Е.И. Крупнов писал о башнях Ингушетии в одной из своих работ:

«Ингушские боевые башни являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом».

Сами ингуши очень гордятся древними памятниками архитектуры и с радостью расскажут немало интересных фактов о башнях и о том, как их строили.

Павел Цороев, к примеру, рассказал нам, что в древности ингуши считались искусными строителями башен на всем Кавказе. Поэтому их приглашали все. Труд мастера-строителя ценился на вес золота не только на территории нынешней Ингушетии, но и в соседних краях. Искусство строительства башен передавалось внутри рода и держалось в секрете от остальных.

Считалось, что башню нужно успеть построить ровно за год. Поэтому семья заранее заготавливала глину и дерево, подготавливала камни и обтесывала их. Обработанный большой каменный блок считался лучшим подарком, и именно поэтому в древности ингуши часто на праздники дарили друг другу камни. Если строительство опаздывало по срокам, то башню разрушали. Вместе с подготовкой постройка башни не должна была превышать семи лет.

Обработка камня была титаническим ежедневным трудом. Большие глыбы или куски скал разделывали на блоки разными технологиями в зависимости от времени года. По линиям вытачивались отверстия и заливались водой. В хороший мороз камень трескался по нужной линии. Летом в отверстия заливали воду и забивали сухие клинья, которые набухали и приводили к тому же результату. Камень складывали выше предполагаемого места строительства – так было легче потом спускать.

Тщательно выбиралось и место для строительства, так как башни строили без фундамента! По преданию, на место, где планировалось строить башню, лили молоко, а через некоторое время снимали слой почвы и смотрели, насколько оно впиталось. Если молоко не впиталось или проникло в почву незначительно, значит, место подходящее. Перед самым началом стройки почву орошали кровью жертвенного барана.

Окончание работ считалось большим праздником, который отмечали всей семьей, принося в жертву быка старше семи лет: считалось, что в этот период мясо более полезное. Цифра 7 вообще имеет большое значение для ингушей.

Еще один интересный факт, который заставляет невольно задуматься – сегодня представители самых крепких тейпов Ингушетии продолжают ухаживать за своими родовыми башнями и даже строят новые по древним технологиям. Многие комплексы реставрируются и за счет республиканского бюджета, а также с привлечением федеральных средств. Именно благодаря этому на сегодняшний день в Ингушетии насчитывается порядка 120 башен – это свидетели эпох. Такое трепетное отношение к своему историческому наследию не может не вызывать уважения. Нам, дагестанцам, в какой-то степени стоит поучиться у наших соседей тому, как сохранять память о предках. Увы, наши башни и иные строения древней архитектуры мало где сохранились. Их камни давно разобраны под постройку жилых домов и иных строений. Нередки в последние годы и случаи, когда камни древних строений разворовываются самым варварским образом. Наглядный тому пример – аул-призрак Гамсутль, откуда относительно недавно были украдены камни, историческая важность которых неоценима.

На перекрестке буйных ветров
Но не только башни – свидетели древности – по сей день «живут» в горах Ингушетии. Сохранились здесь и древние памятники доисламской культуры. Так, чуть поодаль от башен Войнушек находится Тхаба-Ерды, один из главных претендентов на звание самого древнего христианского храма России. Внешне неприметный, расположенный на зеленом холме, с XVIII века он вызывает ожесточенные споры среди ученых. Официально его датируют VIII-IX веками. При этом в храме соседствуют орнаменты VII и XII веков, а рядом с ними, чтобы уж окончательно всех запутать, лежат плиты с грузинскими письменами, начертанными шрифтом конца X века. Вдобавок многие называют Тхаба-Ерды храмом царицы Тамары, которая активно строила в XII веке христианские церкви к северу от Кавказского хребта. Самое интересное, что правы могут быть все ученые одновременно.

Подобно готическим соборам, Тхаба-Ерды возводился и перестраивался сотни лет, а потому храм сегодня словно «слоеный пирог» из пластов культуры разного времени. К тому же недавние раскопки показали, что под ним сохранились останки еще более древнего храма, возможно, появившегося на пару столетий раньше. Конец развитию Тхаба-Ерды положила эпоха монгольского владычества, когда связи с Грузией ослабли, и христианство ушло из Ингушетии.

Но даже отказавшись от христианства, ингуши продолжали испытывать к храму неизменное уважение. Именем Тхаба-Ерды клялись, его камни обрызгивали кровью жертвенных животных, чьи головы прибивали прямо к стенам церкви. Также, по преданиям, уже в средние века здесь заседал Совет старейшин – своеобразный парламент, решавший все важные вопросы жизни ингушского народа. В пору засухи мужчины собирались в храме, снимали папахи и молили Бога о ниспослании дождя.

Сегодня храм не используется ни под какие нужды. Обдуваемый буйными ветрами на вершине холма, он неизменно привлекает к себе внимание туристов и всякого, кто проходит или проезжает мимо.

Анекдоты про тещу не актуальны

Ну и напоследок нашего путешествия по Ингушетии хочется рассказать еще и о людях, о национальных традициях и обычаях. Гостеприимство, уважение младшего к старшим, почитание женщины как матери рода – всем этим нас не удивишь. Это объединяющие особенности культур практически всех народов СКФО. Но, помимо многих общих традиций, есть у каждого народа кавказского что-то свое, уникальное, характерное только для какого-то отдельно взятого этноса. В результате путешествия в Ингушетию было сделано следующее открытие: ингушам нет надобности сочинять анекдоты про тещ. Ведь подавляющее большинство женатых ингушей, по устоявшемуся древнему обычаю, не видятся со своей тещей и не разговаривают с ней даже по телефону.

В адатах горцев или в шариате нет никаких запретов на общение зятя и тещи. Причина этого обычая, вероятно, в том, что он удобен для зятя, который чувствует себя увереннее, когда никто не вмешивается в его семейную жизнь. Теща, конечно, может делать это через дочь, но это другой уровень, да и разговаривать с одной женщиной легче, чем с двумя. Большинство ингушских тещ тоже не против обычая «избегания» встреч с зятем. В тех случаях, когда теща и зять общаются — это всегда ее инициатива. Теща бывает в доме зятя, когда ей хочется, общается с дочерью, внуками. Если у зятя в пределах дома нет возможности избежать встречи, он уходит на время к соседям, родственникам, друзьям.

Древний обычай порой приводит к весьма забавным ситуациям.

«Однажды мой знакомый взял заказ на осуществление внутренних работ одной квартиры. Начал работу, все в разгаре, и тут приходят тесть с тещей. Как оказалось, ни они, ни он не знали, кто хозяин той самой квартиры. В итоге все разбежались мигом. Тесть с тещей нашли нового мастера, а зять больше в том районе и не появлялся», — рассказал нам коллега Павел Цороев.

Однако избегать общения с родителями жены – совершенно не значит проявлять к ним безразличие. Зять обязан чем может помогать своим вторым родителям, но помнить о правиле субординации.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Митрофан Пт, 30/10/2020 - 11:33

Если взять монету эпаз финикийских времён,то любой связи вам проведет экскурсию по рисунку этой монеты.
Там изображена приемопередающая станция сотовой межпланетной станции. 3000 лет назад.
Эпаз- ничего не говорит?

Митрофан Пт, 30/10/2020 - 11:40

Если снять сверху план храма Тхаба Ерды,снять с плана достройку коридора,то увидите корму Ноевого ковсега и высоту храма в 5 метров,а точнее 4,98 метра,Бустумом.
Но для этого надо иметь любопытство.
А рядом фундамент башни сотовой связи. Более поздней,чем 11542 год до нашей эры.
История территории Ингушетия.

Митрофан Пт, 30/10/2020 - 11:55

Есть похожесть того,что с момента первой олимпиады,Грецию как Греция,создавали ингушские жрецы!
Греки и жрец одинаковые буквы даже в латинской алфавите.?Прометей и пармат одно и тоже лицо.?правда,рассказ про пармат более обширнее и с подробностями.
И это не случайно. Анухнах.

Митрофан Пт, 30/10/2020 - 12:26

Дистрофики храма не знали о содержании храма. Но!
Сохраните или это содержание внутри храма.

Митрофан Пт, 30/10/2020 - 12:52

При эвакуации нужных людей через порталы на другие планеты во времена разжижения мозга людей,нарты столкнулись с насадками таких больных,но физически здоровых. Они были негодны к эвакуации и лезли насильно в портал)))) падая в бездну.
Получившие по носу оставили свое ДНК.
Сейчас их дёргает от истории,упоминании тех времён)))).
Гены сильная вещь.
Но историю надо знать!
Долой ядерное оружие с планеты Земля!
Иначе бездна.

Митрофан Пт, 30/10/2020 - 13:54

Какими деньгами расплачивались ингуши с купцами каравана? )))))
Эпазом.

Митрофан Пт, 30/10/2020 - 14:06

Пармат создавал единую формацию греческий народ,в древности. Геракла и остальные герои это клонированные Арьяной ( Афродитой) клоны.
Не зря на фаэтона Геракл с лошадьми с псалтыри на которых виден отчётливо Солярный знак,ездил к царице Аламос за сводом законов для Греции.
Попал в засаду под нынешним Саратовом к девкам.
Но свод законов для Греции получил.
Перевод,что за поясом царицы неверный. Свод законов.
С ингушского не правильный перевод.

Митрофан Пт, 30/10/2020 - 16:39

Интересно,эвакуированные ингуши на каких планетах размещены?
Фаэтона уже нет. На Марсе только подземная жизнь. Наверное где-то на планетах Сириуса,или Везена.
Скоро поговорим с ними на Ингушском языке.
Пока связь на спутанных частицах не сделана на земле и на странах вселенной пока ни бум бум.
А по психической энергии пока путаница.....

Митрофан Пт, 30/10/2020 - 17:35

Зачем ингуши влезли для коррекции древней Греции?
Занимались бы Византией,тем более ,что анухнах считали богами. Чего лезли,клонируя гераалов, и других героев. Передвинув на Олимп,Маат лом...
Храма,Афродита,пармат?
Дело в том ,что Греция была со средним возрастом 23 года.
Значит была под каким-то вирусом типа короновирус и старики вымерли. А они в Греции,под боком Византии. И между усобица между молодыми в Македонии беспредельная. Вот и сделали олимпиаду,мир ,и все остальное...

Митрофан Сб, 31/10/2020 - 09:02

Что такое тысяча лет жизни?
А десять тысяч лет жизни одного человека?
Да ничего перед вечностью!
А Земля сколько живёт?
Да осталось ей 37 тысяч лет вертеться и сгореть на солнце.
Три поколения жизни всего по десять тысяч лет.
Надо уже перебираться на другие планеты,тому кто десять тысяч лет живёт.
Такие сроки дают пирамиды и храм Тхаба Ерды .
А мы кто?
Даже вирус отогнать не можем. Какие планеты?
Ной то тыщу лет жил...
А мы? Чё мы наделали?
Даже мусор триллионами тон насобирали....

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры