Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 14 / 08 / 2018 Время Московское: 553 Человек (а) в сети
 

Ингушетия банановая республика?

Карачай и Ингушетия: Два региона, два пути…

Карачай и Ингушетия, будучи в чем-то схожими, сегодня резко отличаются в плане усердия на пути Ислама. С чем это связано и чем грозит?
_______________

Сходство истории
---------------

И карачаевцы, и ингуши представляют собой примерно сопоставимые друг с другом по численности народы Кавказа. И карачаевцы, и ингуши, приняли Ислам довольно поздно – в XVII-XVIII веке. Однако еще в XIX веке их верования представляли собой сложный набор элементов Христианства, Ислама и дохристианских традиций.

И карачаевцы, и ингуши находились несколько в стороне от основных событий Кавказской войны XIX века, основные очаги которой располагались на территории проживания народов Нагорного Дагестана, чеченцев и черкесов. И карачаевцы, и ингуши в годы Великой Отечественной войны по ложному обвинению в сотрудничестве с фашистской Германией были выселены в Среднюю Азию: Казахстан и Киргизию.

И карачаевцы, и ингуши, вернувшись после депортации, прошли сложный путь национального становления и строительства административной системы своих республик, отделившихся после развала Союза от Ставропольского края и Чечено-Ингушетии. И карачаевцы, и ингуши пережили за этот период бурное религиозное возрождение, когда люди сотнями и тысячами возвращались в лоно Ислама и становились соблюдающими мусульманами.
__________________
Неизбежная радикализация
------------------
К сожалению, новейшая история Ислама по всему миру показала, что бурное возрождение Ислама, особенно в тех регионах, где он до этого подавлялся и уничтожался авторитарными режимами, не обходится без определенной радикализации. Так оно случилось и на Кавказе, где Ислам в течение длительного времени уничтожался советской властью.

Внезапно обретенная религиозная свобода, отсутствие систематизированных знаний об Исламе, а также исторические обиды на власть приводили к тому, что сотни молодых мусульман находили особое упоение в следовании и практиковании наиболее жестких подходов по отношению к неверующим, иноверцам и самой власти. Не обошла подобная радикализация и карачаевцев с ингушами.

Подобная радикализация мусульман обоих народов пришлась на период войны в Чечне и в огромной степени была ею подогреваема. Однако именно на этом этапе в судьбах карачаевского и ингушского мусульманских сообществ начинают наблюдаться довольно заметные различия.
_________________

Появление джамаатов
-----------------

Радикальный карачаевский джамаат, вышедший на тропу войны с властями, сложился намного раньше ингушского, приблизительно в середине 90-х годов. Много карачаевцев, уже будучи последователями жестких подходов, участвовали в первой чеченской войне. А уже после нее и во время второй чеченской войны имена карачаевцев зазвучали на всю Россию, поскольку именно на них возложили ответственность за взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, 2 теракта в московском метро в 2004 году, теракты в Краснодаре, Воронеже, Ставропольском крае и Ростовской области.

Что касается ингушей, то многие из них также принимали участие в первой чеченской войне, однако, в отличие от карачаевцев, не в качестве организованного, мотивированного религиозными идеями джамаата, а в качестве братьев чеченцев по крови, разделявших идеи чеченской национальной независимости.

Появление же радикального ингушского джамаата произошло несколько позднее по сравнению с появлением карачаевского – примерно в начале 2000-х годов. После своего оформления именно как ингушского, данный джамаат большую часть своих нападений и диверсий проводил внутри республики.
___________________

Трагедия ингушей
-------------------
Однако развитие ситуации в обеих республиках в 2000-е годы выявило и вовсе принципиальную разницу в динамике описанных выше процессов. Ингушское радикальное подполье именно в этот период начало все больше становиться самым организованным и опасным противником, как республиканских властей, так и федерального центра.

Республика в этот период, фактически, превратилась в передовую линию фронта, откуда каждый день приходили печальные известия о новых нападениях, покушениях, подрывах, атаках и штурмах. Кроме человеческих жертв, это свидетельствовало еще о более масштабной трагедии, которая разыгрывалась на наших глазах в маленькой Ингушетии.

Ингуши, народ, который столетиями шел к своему становлению и консолидации, на наших глазах переживает кризис идеи национального единения. Он все больше погружается в пучину братоубийственной гражданской войны, что является болью всех мусульман России.
___________________

Отрезвление карачаевцев
-------------------
На фоне ситуации в Ингушетии, карачаевцы неожиданно явили нам совершенно другой пример. Народ, который в середине и конце 90-х годов удивил всю Россию и весь мир непонятно откуда взявшимися радикальными джамаатами, ближе к концу 2000-х годов вновь удивил всех таким же внезапным исчезновением с исторической арены этих же джамаатов.

Карачаево-Черкесия как-то незаметно пропала из криминальных и боевых сводок. Оттуда больше нет новостей об активности подполья. Из бесед с самими карачаевцами выходит, что представители этого джамаата в один момент решили прекратить свою деятельность и исчезнуть из республики, чтобы не ставить ее на грань гражданской войны, а свой народ на грань братоубийственного самоуничтожения.

Сегодня карачаевские мусульмане и люди, пока далекие от религии, демонстрируют готовность совместно решать проблемы народа и республики, стараются воздерживаться от противостояния, обострения существующих проблем и раскола общества по религиозному принципу. Сегодня и мусульмане, и власть в Карачаево-Черкесии, в отличие от Ингушетии, демонстрируют готовность к национальной консолидации и примирению.
________________

Ингушское Сомали
---------------

Описанная выше картина свидетельствует о том, что карачаевцы и ингуши на сегодняшний день демонстрируют совершенно два разных подхода к развитию того, что принято называть исламской активностью. Ингуши, к огромному сожалению, все больше скатываются даже не в афганский, а именно в сомалийский сценарий, когда идет беспощадная братоубийственная война до полного изнеможения народа.

Радикалов не устраивает даже вариант, когда республику возглавил такой человек, как Юнус-Бек Евкуров, в отличие от Мурата Зязикова готовый к диалогу с представителями всех исламских течений в республике, включая и «лесных братьев», человек, демонстрирующий свою готовность резко усилить влияние и роль Ислама в жизни республики.

Нечто схожее мы и наблюдаем сегодня в Сомали, когда группировка «Аш-Шабаб» ведет непримиримую войну с прежним лидером Союза исламских судов Ахмадом Шарифом, ставшим главой государства. К сожалению, в Ингушетии и Сомали, джихад, как предельное усердие, понимается радикалами как предельное усердие в деле усугубления раскола собственного народа и предельного ожесточения и без того кровавой братоубийственной войны.
___________________

Карачаевская Турция
-------------------

При этом совершенно другая картина наблюдается в Карачае. Здесь религиозные лидеры, имамы и проповедники в своем джихаде, как предельном усердии на пути Аллаха, сконцентрировались на повышении эффективности исламского призыва, воспитания и просвещения. Сегодня влияние верующих и соблюдающих мусульман растет в карачаево-черкесском парламенте, правительстве и на уровне местных властей.

Это позволяет карачаевскому обществу, верующим и пока далеким от Ислама решать проблемы народа совместно. Карачаевским мусульманам даже удается находить общий язык с таким лидером республики, как Борис Эбзеев, бывшим членом Конституционного Суда России, который в отличие от Евкурова еще не готов так демонстративно позиционировать себя, как соблюдающего мусульманина, и усиливать роль Ислама в решении проблем республики.

Если искать аналогии карачаевской модели развития ситуации, то она более всего походит на Турцию. Турецкие мусульмане, как известно, в политическом противостоянии с секуляристами сознательно избегают насильственных мер, стараются не допустить гражданской войны, смертельного братоубийственного противостояния, которое было бы на руку только врагам турецкого общества, и исламского мира в целом.
______________
Аюб Ризванов
http://www.islam.ru/pressclub/analitika/qaringdva/

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры