Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 22 / 01 / 2018 Время Московское: 771 Человек (а) в сети
 

Герой новой эпохи

Первыми в стране Героями Советского Союза стали легендарные летчики, участвовавшие в спасении членов экспедиции на ледоколе «Челюскин» в 1934 году. С тех пор звания Героя как символа высшего мужества было удостоено 12772 человека. В годы Великой Отечественной войны родился еще один знак высшей воинской доблести - орден Славы трех степеней. С учетом этого на электронных носителях в стране значится сегодня 16 тыс. героев. Из них свыше 900 героев России. Наш рассказ о первом Герое Российской Федерации генерал-майоре авиации Суламбеке ОСКАНОВЕ.

Первым, официальным Героем России, согласно Указу Президента РФ 1992 года, стал военный летчик 1-го класса, кавалер орденов Красной Звезды и «За службу Родине в ВС СССР» третьей степени, кандидат военных наук, генерал-майор авиации Суламбек Сусаркулович Осканов.

Он родился в 1943 году в селе Плиево, Назрановского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, в многодетной семье. С юных лет, как и все дети горцев, приучался к нелегкому сельскому труду. Там, недалеко от границы сегодняшней Ингушетии и Северной Осетии, он впервые обратил внимание на синеву и хрустальную чистоту кавказского неба, высоко парящего над вершинами орла. Какое величие: все внизу, под ним, а он, как посланец бога, парит над всеми! Зародилась слабая, казалось совсем несбыточная, мечта - посмотреть бы на красоты мира с высоты парящего орла! А потом он увидел разрезающий небо самолет, летевший и быстрее, и намного выше орла.

- Ата! - кричал маленький Суламбек отцу, - смотри, какой быстрый орел!..

- Нет, сынок, это не орел, - ласково погладил сынишку по голове отец, - это летит самолет с человеком в брюхе...

«Самолет? С человеком? Значит, и я мог бы там быть?» - задумчиво рассуждал сам с собой юный Суламбек и, гикнув, пришпорив голыми пятками старенького жеребчика, помчал к стойбищу...

Мечта, однако, осуществилась не сразу. Надо было помогать поднимать многочисленных сестер и братьев, и Суламбек, закончив среднюю школу, уезжает в город Грозный работать на НПЗ (нефтеперегонный завод). Завод в те годы шефствовал над авиаполком ПВО, базировавшимся на аэродроме «Ханкала». Авиамеханики, техники и, конечно же, летчики были частыми гостями молодежи завода, а заводчане, в свою очередь, регулярно посещали авиагарнизон. Боевые, серебряного цвета, стремительные самолеты, красивая форма, золото погон - как тут было устоять, любой чеченец или ингуш за красивую офицерскую форму и скрипящие армейские сапоги коня готов отдать! «Буду и я таким!» - поставил себе задачу Суламбек. На Северном Кавказе был широкий выбор авиаучилищ: Армавирское, Ейское, Краснодарское, но юный комсомольский активист выбирает самое именитое - прославленную «КАЧУ» (Качинское авиаучилище), базировавшееся в Волгограде.

Учился он с упоением и легко. Успешно осваивать летное дело помогали два обстоятельства: глубоко запавшее в душу стремление как можно быстрее подняться в небо и многолетние навыки верховой езды. Да, давно подмечено: ребята-горцы, а также казахи, татары, кто с детства дружит с конем, - отменные пилоты, ведь с самых юных дней они смотрят на землю с высоты 2,5 - 3 м (середина выравнивания глиссады при заходе на посадку) и хорошо схватывают этот главный элемент полета, хорошо набивают на этом глаз, отлично отрабатывают координацию, пребывая в седле и управляя конем. Как способного и отлично летающего выпускника в 1966 году Суламбека оставляют в училище летчиком-инструктором. Трудная, но в то же время почетная обязанность - воспитывать молодых людей, давать им путевку в небо. Он хорошо зарекомендовал себя на учебной летной ниве. Но доля «профессора четырех разворотов» не приносила высокого удовлетворения: душа просила простора и творчества, и Суламбек добивается перевода в строевую часть.

На многих должностях побывал боевой пилот, окончивший Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, а в 1991 году и Военную академию Генерального штаба: и замполитом авиаполка в 16 ВА, и летчиком-инспектором отдела боевой подготовки ВВС, но по-настоящему его талант творца и организатора раскрылся в стенах 4-го Краснознаменного ордена Ленина Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС в Липецке.

Здесь, в храме боевой авиационной науки, С.Осканов в полной мере стал реализовывать свои идеи и взгляды. Когда радикал-демократическая пресса ратовала за разгон Вооруженных Сил, а новорожденные нувориши норовили сплавить на металлолом и продать за рубеж самолетный парк, начальник Центра, наоборот, всеми силами старался поднять престиж отечественной авиации: организовывал показ боевой техники, проводил регулярные демонстрационные полеты, пропагандировал достижения отечественного Авиапрома. Когда пресса травила человека в погонах и шлеме, С. Осканов создал в Липецке первую группу пилотажников экстракласса, которая и явилась прообразом нынешней группы асов «Соколы России» во главе с генерал-майором Александром Харчевским. Это Осканов добился возведения в г. Липецке мемориала летчикам, погибшим при испытании авиатехники и выполнении полетных заданий в мирное время. Прославляя ушедших в вечность, он словно готовил место и для себя...

7 февраля 1992 года генерал-майор Суламбек Осканов выполнял плановый полет на самолете МиГ-29. На 30-й минуте машина вдруг «взбунтовалась» и перестала слушаться рулей. (Как выяснилось впоследствии, из-за отказа узла в системе управления самолета). Пытаясь вернуть самолет в режим управления, пилот перевел машину в режим скольжения. Но истребитель по-прежнему плохо слушался рулей. Почти три долгих минуты длилось противоборство неуправляемого самолета и летчика, пытавшегося спасти боевую машину. Но все оказалось тщетно. Дело усложнилось тяжелыми погодными условиями - многослойная десятибалльная облачность с нижним краем 400 метров. На бешеной скорости, свыше 900 км/час, с большим креном истребитель вывалился из облаков, грозя снести с лица земли оказавшуюся прямо перед ним деревню Комельки. Единственное, что успел сделать в сложившейся ситуации пилот огромным усилием воли, с креном 90 градусов и перегрузкой более 12 крат, - отвернуть в сторону. Но избежать столкновения с грунтом он уже не мог. Взрыв огромной силы прогремел в 18.21. Удар оказался настолько мощным, что надежды на спасение уже не было.

Указом Президента РФ от 11.04.1992 г. за мужество и героизм при исполнении воинского долга генерал-майору Суламбеку Сусаркуловичу Осканову присвоено звание Героя России (посмертно). 8-го января этого года славному патриоту родины, прах которого покоится на родине в селе Плиево, исполнилось бы 66 лет. Давайте помянем отважного пилота, имя которого навсегда останется с нами и со страной, благополучию которой он посвятил свою короткую, но яркую жизнь.

Анатолий Коробов, журнал «Армейский сборник»,

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры