Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 12 / 07 / 2020 Время Московское: 321 Человек (а) в сети
 

О фильме «Мольба» (1967) Тенгиза Абуладзе и не только…

В первый раз я посмотрел этот фильм, являющийся несомненным шедевром мирового значения, так давно, что и не помню, когда точно это было. Фильм оставил яркое впечатление, но какая-то не до конца понятная горечь осталась в сердце. Горечь добавилась и после прочтения поэмы

Важи Пшавела «Гость и хозяин» в переводе Заболоцкого, по которой, а также поэме «Алуда Кетелаури» и создан фильм.

Я был еще совсем юн и глуп; время шло советское и как-то благополучно все забылось в суете дней.
Внимательно и скрупулезно я изучил этот фильм уже в эпоху развитого интернета и осознал, что меня покоробило в те далекие годы.
Впрочем, давайте всё по порядку.
Начнем с поэмы «Гость и Хозяин» Важи Пшавела.
За год до смерти автор говорил, что написал эту поэму по старинному преданию о мужественном хевсуре Звиадаури, попавшем в плен к кистинам после того, как убил одного из них, и бесстрашно встретившем смерть.

Краткое содержание поэмы:
Недалеко от кистинского селения Джарег, (похоже на ингушский Джайрах, но чеченские историки считают, что это Дж1ари Мелхестинского общества, граничащего с Цоринским, жители которого называются дж1архой) в горах встречаются два охотника – кистин Джохола Алхастаидзе и заблудившийся хевсур, назвавшийся вымышленным именем Нунуа.
Кистин тащит убитого тура и предлагает хевсуру половину туши, но тот отказывается. Затем Джохола приглашает его к себе в гости. Их встречает жена Джохолы Агаза, которой хевсур отдает свое оружие. В это время один из жителей узнает злейшего врага селения – Звиадаури и разносит эту весть повсюду. Все жители ждут удобного момента, чтобы схватить Звиадаури и зарезать его на могиле убитого им Дарлы. Подчеркивается, что это является обычаем мусульман-кистин. В дом Джохолы посылают человека, который приносит известие, что непривычный к теплу хевсур лег спать в сенях. Жители, (подразумевается, что все они из рода Джохолы) врываются в дом и связывают Звиадаури, оскорбляя попутно и Джохолу. Джохола, защищая гостя, выхватывает кинжал и убивает одного из родичей, Мусу, но сам также повален на пол и связан.
Звиадаури тащат на родовое кладбище кистин и там пытают, коля кинжалом в шею, требуя, чтобы он перед смертью признал себя слугою убитого им Дарлы. Если он сделает это, то после принесения его в жертву, на том свете, он тоже будет его слугой.
«Пёс будет жертвой басурману» - отвечает Звиадаури на все предложения и умирает непобежденным.

Какие мысли и чувства вызывает у меня эта поэма?
В первую очередь удивляет то, что великий Важа Пшавела, знающий и описывающий быт и природу сурового хевсурского края с микроскопической точностью, имеет только смутные представления об их противниках – кистинах, но всё же описывает их, создавая в своих произведениях ситуации, которых никогда не могло быть. При этом нам тоже следует понимать, что поэма была создана в эпоху смертельной вражды между пшаво-хевсурами и кистинами, как называли грузины жителей ингушских горных обществ, и не могла не нести на себе хоть какой-то её отпечаток.
Мне могут возразить: ведь это художественное произведение и автор имеет право на вымысел.
Но, представьте себе, что в написанном по всем канонам средневековья рыцарском романе отважный и благородный рыцарь, обидевшись на что-то, плюнул в лицо своей даме сердца, или кто-нибудь из чеченских или ингушских писателей написал, что пшавы и хевсуры отличаются нелюбовью к оружию и вину.
Примерно, то же самое есть и в этой поэме.
Подчеркиваю, что наивно и глупо предполагать, что у твоего народа был период, когда все люди были сплошь идеальными и не совершали никаких недостойных поступков. Здесь бывало всё; единичные случаи предательства индивидуумом друга, гостя были возможны, но никогда, ни при каких обстоятельствах не было и не могло быть убийства кровника, находящегося в гостях у соплеменника, целым родом или селением.
При этом в поэме хевсур Звиадаури является личным кровником Джохолы, убийцей его брата, что делает ситуацию еще более невозможной.
Даже в том случае, если бы сам Джохола, узнав кровника после того, как он переступил порог дома, убил его, он был бы неизбежно изгнан родом или селением навсегда, а всё его потомство и последующие поколения несли бы на себе клеймо предательства.

Но совсем уж бестолковыми и смешными выглядят комментарии к поэме:
Кровная месть, убийство за убийство — в обычае у всех горцев. Но зарезать врага на могиле и таким образом принести его в жертву — это обычай горцев-мусульман. Горцы-христиане избегают этого. Если обреченный не дрогнул перед смертью, он не считается принесенным в жертву покойнику. (Примеч. автора.)
Дорогие мусульмане Северного Кавказа! Кто-нибудь из вас когда-либо слышал о таком обычае?

Теперь – о фильме.
Фильм «Мольба»(1967), снят Тенгизом Абуладзе по мотивам поэм Важи Пшавела «Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин». Сюжет второй нам знаком, а первой – хевсур Алуда Кетелаури, убив кистина Муцала, в знак уважения к нему не отрубает ему правую руку, нарушив вековой обычай, за что подвергается осмеянию среди сородичей. Когда же он, вдобавок к этому, приносит в жертву Муцалу быка на месте, священном для каждого хевсура, его со всей семьей изгоняют, сжигают дом, а всё имущество и скот передают в общее владение.
Фильм интересен представленным образом поэта, фигурами Мацила (зла) и прекрасной девушки в белом, олицетворяющей добро, операторской работой, построенной на контрасте черного и белого цвета, и многим другим. Первая часть фильма снималась в Грузии, (не знаю, где именно) а вторая – в окрестностях необитаемого селения Эрзи (историко-архитектурный памятник всероссийского значения).
Во второй части фильма по мотивам «Гостя и хозяина» снималось почти всё взрослое население села Ольгетти, лежащего под Эрзи, на берегу реки Армхи. Из этих колоритных персонажей в живых ныне остался, по-моему, один Хусен Эсмурзиев, да продлит Аллах его годы.
Вряд ли эти старики согласились бы сниматься, ясно осознавая, о чем фильм.
В потрясающих по своему качеству кадрах видно, как принимает омовение перед намазом в ледяной воде Армхи (в преддверии убийства Звиадаури!), как молится на снегу один из стариков с огромным бутафорским кинжалом на поясе, длина которого больше метра и, чтобы не цеплялся за землю, он носит его почти горизонтально. Эта часть фильма полна «ляпов».
Во-первых, мусульмане, собравшиеся на какое-либо мероприятие, никогда не молятся по отдельности, а совершают общую молитву. Похоронная молитва совершается вообще без поклонов. Во-вторых, с какой стати они читают мусульманские молитвы приносимому «в жертву» христианину – хевсуру? Видно, что зрительные эффекты и экзотика оказались важнее подлинности, а потрясающая своей энергией мелодия назмов хорошо дополнила эффектность черно-белых кадров, в которых четко показаны герои-хевсуры и злодеи-кистины.
Я был непосредственным свидетелем съемок фильма «Дети греха» (Грузия-фильм, 1989) и знаю, как это делается. Например, какого-нибудь старика просят прочитать азан, или группу стариков – спеть назм, не объясняя для чего, а потом вставляют все это в фильм, как заблагорассудится. В дальнейшей нашей жизни нужно иметь это в виду.
Для полноты картины режиссер включил в ряды зрителей происходящего и малых детей.
В общем, фильм «Мольба» Тенгиза Абуладзе, как и поэма «Гость и хозяин» по которой снята львиная его доля, это произведения о том, чего не могло быть никогда.
За это я готов положить под топор не только руку, пишущую эти слова, но и голову.
Рамазан ЦУРОВ

«СЕРДАЛО»

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Пт, 17/01/2014 - 10:31

neobrazovanni ti chelovek

Чт, 16/01/2014 - 13:25

смысл этой статьи?

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры