Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 25 / 04 / 2024 Время Московское: 9922 Человек (а) в сети
 

Этнокультурные традиции и история в творчестве Айшат Даурбековой

С Айшат Халитовной Даурбековой нас свела судьба лет 20 назад. 6 июля 2020 года она отметила свой юбилей. Свои поздравления хочу выразить в статье, которую скромно назвала «Этнокультурные традиции и история в творчестве Айшат Даурбековой» и пожелать ей новых творческих успехов!

Родилась Айшат в селе Фадеевка Кустанайской области Казахской ССР в семье Халита Даурбекова.

С мамой художницы — красивой и благородной женщиной — мне удалось пообщаться у них дома в селе Барсуки в 90-х годах. С отцом, к сожалению, нет. Но из рассказов мне известно, что Халит Даурбеков окончил рабфак во Владикавказе, был образованным человеком, знал и общался со многими передовыми людьми своего времени, собирал уникальные поделки и орнаменты ингушей, интересовался историей и культурой. И благодаря именно его участию в Казахстане был создан войлочный ковёр, который сохранился в семье Даурбековых.

После школы Айшат поступила в художественную школу в Грозном, затем — в художественное училище в Краснодаре. Училась она на отделении живописи. Нужно отметить, что талант её был, если верить природе, унаследован от старшего поколения родственников — Гази-Магомеда Даурбекова, с которым её связывает не только кровное, но и духовное родство. Ей приятно вспоминать оценку, данную им юной художнице. Талантливым был отец Айшат — Халит, и ее родные братья.

С первых дней знакомства с ней и её картинами мое внимание привлекла национальная составляющая в работах. Она, как её предшественники и коллеги, известные ингушские художники Х.-Б. Ахриев, Г.-М. Даурбеков, З. Эсмурзиев, Х.-А. Имагожев и другие, является ещё и художником-этнографом. По её работам можно говорить о древней и современной истории народа, трагических страницах жизни и возрождении, о природно-географическом состоянии края, о материальной и духовной культуре, характере народа.

Историко-географическое пространство
Айшат много и плодотворно работает в окрестностях Ингушетии, совершает творческие поездки в горные районы и пишет картины удивительной проникновенности и душевной чистоты. Это такие работы, как «Снег в горах», «Эрзи», «Зима», «Снег на Столовой горе», «Дорога в Армхи», «Осень в горах», «Таргим», «Поток Армхи», «По реке Ассе», «Горный пейзаж», «В горах» и др.

Она любит писать картины на природе. Как-то по пути в горы она увидела позолоченные верхушки гор. «Это было незабываемое зрелище!» — вспоминает она сегодня. И, конечно, она воспроизвела увиденное на своих полотнах. Она безумно любит горы Ингушетии и ее необыкновенную архитектуру. Башни, казалось бы, похожи друг на друга, но это далеко не так. Они индивидуальны, как и отдельные люди, считает она. И появляются полотна с городами и крепостями горной Ингушетии: «Башни в сумерках», «Лейми», «Пуй», «Тхаба-Ерды», «Вовнушки», «Баркин» и др.

Айшат — очень тонкий пейзажист, наделенным особым художественным восприятием природы. И не только. Она воспитана в ингушских традициях и обладает глубокими познаниями в культуре своего народа, как в образе общения и в жизни, так и в искусстве.

Этнография и фольклор в творчестве художницы
Художница интересуется этнографией и фольклором народа и, как творческий человек, много времени уделяет изучению древних сказаний и легенд, мифов и преданий, мужественным образам, на которых воспитывалось не одно поколение людей. Это и образ «Прометея», прикованного к горам Кавказа, который она передала в своих полотнах, и образ гордой «Амазонки», переданный в богатой цветовой гамме.

Особую линию в творчестве художницы составляют сюжетные картины, в которых показаны обряды, торжественные и радостные события в жизни людей. Это и «Свадьба в Эгикале», «Ловзар» и др.

В масштабном многоплановом полотне «Свадьба в Эгикале» Айшат показывает горный край, башенную архитектуру. И это лишь фон, на котором происходит основное событие картины — свадьба. Свадьба, рожденная именно в этих местах, своей глубиной, участием многочисленных родственников и друзей завораживает современников. На ней мы видим тройку лошадей, всадников, которые скачут рядом, и всю процессию в едином порыве и движении.

Картина романтична и в то же время полна мимолетной прелести реальной жизни. А ведь художнику, чтобы ему поверил зритель, нужно знать и вникать во многие вопросы материальной культуры, в том числе мужской и женской одежды, времени и эпохи, снаряжения лошадей и фаэтона, в различные детали. И это уже отдельная, поисковая работа, которую приходится выполнять каждому художнику.

В её картине образы стройных и мужественных джигитов, скромных девушек представлены в богатой цветовой палитре. С большим мастерством ей удалось передать дух и национальный колорит свадебного торжества.

Не скрою, мне было приятно слышать от художницы, что на неё яркое впечатление произвела моя книга «Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей», отрывок из которой она попыталась воспроизвести в картине «Ловзар», и с точностью на память зачитала сюжет из книги.

Страницы истории в полотнах художницы
Айшат Даурбекова глубоко национальна и вместе с народом радуется его успехам, огорчается и страстно переживает за трагические страницы его истории. Художник создает картины, полные гордости, трагедии и боли за свой народ. Это картина «Он не вернулся из боя», написанная к 60-летию Великой Победы, картина «Портрет участника Великой Отечественной Войны Ахмеда Даурбекова», в которой ей удалось запечатлеть мужество в спокойном и достойном образе человека-победителя. Сегодня эта картина находится в основном фонде музея изобразительных искусств Ингушетии.

На картинах о депортации — «Изгнание» и «Черная среда» — показано, как холодным февральским днем изгоняли ингушей, лживо обвиненных в пособничестве фашистской Германии, в то время, когда их отцы и сыновья боролись с фашистами на всех фронтах Великой Отечественной войны. С картины «Изгнание» веет холодом, растерянностью и болью. Художник показывает исторический факт и процесс депортации с гор, когда в морозный холод выгоняли людей из своих домов. И это ей удалось так, что без содрогания невозможно «читать» картину.

В другой картине Айшат Даурбекова показывает, как ранним утром ворвались в дом солдаты и торопят растерянных людей, а за окном уже движется группа изгнанных сельчан в указанном направлении. Сюжет картины впечатляет: больную бабушку обувает внук, дети смотрят с надеждой на солдат, все еще думая, что все это происходит во сне, хозяйка дома с ребенком на руках стоит в оцепенении. И даже при этом, передавая всю боль происходящего, Айшат Даурбекова с точностью передает в картине «Черная среда» интерьер, быт и, самое главное, символ — солярный знак на войлочном ковре, который издревле гласит, что все идет по кругу и неминуемо, эта жестокая акция, направленная на уничтожение народа, потерпит крах, и народ вернется.

Каждая из таких работ проходит через душу и сердце этой молодой женщины. Она плачет душой, и эту боль изливает кистью. И снова трагедия 1992 года, когда из Пригородного района и города Владикавказа поток людей устремился в горы, спасая жизни. И снова кисть в руках художника «плачет» и пишет картину «Дорога жизни. 1992», повествующая о том, как Джейрахское и Ассинское ущелья горной Ингушетии стали дорогой жизни для тех, кто, спасаясь, шел к своим родным, в то время как другие дороги были закрыты для них.

Портретный жанр
Самобытность дарования Айшат Даурбековой проявилась и в портретном жанре. В ее творчестве нашли отражение как образы народных героев, признанных своим мужеством и благородным участием в судьбе — «Уциг Мальсаг», «Бейсар Мочх» и др., так и государственные деятели («Идрис Зязиков»), просветители и писатели («Чах Ахриев», «Салман Озиев с друзьями») и др.

Портрет «Гази-Магомед Даурбеков» она воспроизвела по фотографии художника. Художница акцентирует внимание зрителей на этой незаурядной личности с богатым внутренним миром и многогранным талантом, подчеркивая при этом природную скромность мастера. Тайную грусть и тоску человека, немало повидавшего на своем веку, глубокую печаль, застывшую в темных глазах героя, Айшат сумела передать проникновенно. Эта картина также находится в основных фондах музея изобразительных искусств с 2011 года.

Есть в коллекции ее картин портрет, который несет умиротворение и чувство уверенности в незыблемости традиций — «Нани в ожидании», выполненная в 1995 году. Бабушка сидит к нам спиной, на крыльце, а вдали виднеется село. Лунный свет освещает её благородную фигуру. Дом с верандой, кувшин, две тыквы... Тишина. Присущая художнице исключительная скромность является той основой, которая позволяет ей создавать такие национальные полотна.

Многогранность таланта Айшат Даурбековой
Натюрморты, созданные художницей, полны живописной и эмоциональной экспрессии. Блестяще выполнены натюрморты «Осенний букет», «Ваза с цветами», «Полевые цветы» и др. В настоящее время работает в различных направлениях декоративно-прикладного искусства, совершенствуя свое мастерство в ковроткачестве, декупаже и других видах творчества.

Сегодня она увлеклась живописью, которую пишет шерстью, и снова воспевает Кавказ и свой край. Но, как творческий человек, находящийся в постоянном поиске, она создает не только картины из шерсти, но и различные изделия и уже принимает участие в выставках произведений декоративно-прикладного искусства в республике и за ее пределами. Одна из картин, написанных шерстью — «Полевые цветы», была подарена мне и сегодня находится на выставке в мастерской «Истинг» в Республиканском доме народного творчества Ингушетии в числе изделий из войлока и шерсти.

Как художественный редактор детского журнала «Села1ад», Айшат Даурбекова создает прекрасные образы к рассказам, сказкам и другим детским произведениям и находит отклик в детских сердцах. «Живопись подобна музыке, — говорит Айшат. — Я хочу, чтобы наши дети любили искусство, стремились к нему, ибо оно должно служить прогрессу человечества». Некоторые из ее учеников продолжили обучение в художественных вузах страны. Человек искусства должен воспитывать в себе и других духовные ценности, считает Айшат, и сама в полной мере соответствует этому.

Народный художник Ингушетии, член Союза художников России, постоянная участница многочисленных выставок в республике, регионах, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Её картины хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Ингушетии, в Ингушском государственном музее краеведения имени Т. Мальсагова, в Мемориальном комплексе жертвам репрессий, в частных коллекциях.

Рождение произведения изобразительного искусства — это процесс загадочный, покрытый тайной. Завеса тайны чуть приподнимается в тот момент, когда мы испытываем восторг, глядя на картину, тронувшую струны нашей души.

Айшат Даурбекова — известный художник со своим почерком. Богатая интуиция и любовь к своему народу и искусству подсказывают ей темы, которым она себя всецело отдает и создает уникальные произведения искусства.

Зейнеп Дзарахова

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры