Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 03 / 2024 Время Московское: 7634 Человек (а) в сети
 

Экономика в Исламе: дух или материя? (Часть II)

Продолжая тему первичности материальных или духовных начал в сознании человека, заметим, что сегодня оснований обвинять людей в гедонизме, пожалуй, нет. Тем не менее, есть существенные различия в акцентах, которые мы расставляем в преследовании материальных или духовных целей, а также той роли, которую отводим моральным и этическим ценностям. Важно при этом учитывать и сферу государственного вмешательства в регулирование человеческого фактора. В то время как материальные цели концентрируются прежде всего на товарах и услугах, присутствие которых способствует физическому комфорту и благосостоянию, духовные цели ориентированы на близость к Богу, обладание душевным спокойствием, внутренним умиротворением, стремление к семейной гармонии и счастью, на воспитание в себе таких качеств, как честность и справедливость, ответственность и богобоязненность. Отличает духовные стремления людей невозможность подвергнуть их количественному или физическому измерению, но согласитесь, так же невозможно измерить и их важность в формировании человеческого благосостояния. Ограниченность ресурсов, чрезмерный акцент на материальные компоненты человеческого счастья могут привести к пренебрежению духовностью: чем шире шаг на пути к богатству, тем менее различимы моральные границы при ходьбе. Мировоззрение просвещения и обычная экономика Мировые религии сходятся во многом на мировоззрении человека; это есть следствие того, что все религии от одного Всевышнего Аллаха, а значит, система ценностей одна, при условии, что сохранялся первоначальный вид Писаний. В Коране об этом ясно сказано (смысл): «О Мухаммад, тебе было сказано то же, что было ниспослано Посланникам до тебя» (сура «Фуссилят», аят 43). Если бы традиционная экономика продолжила своё развитие, следуя истинным особенностям иудейско-христианского мировоззрения, то с большой долей вероятности можно сказать, что между обычной и исламской экономикой могло бы и не быть никакой значительной разницы. Вследствие так называемого Движения Просвещения все интеллектуальные процессы подпали под влияние материалистического и социально-дарвинистского мировоззрения, хотя и не в полной мере. Многие экономисты всё же продолжали придерживаться своих религиозных взглядов, не отказываясь от них, более того, как заметил видный экономист Чарльз Купманс, «царапая экономиста, можно обнаружить моралиста». То есть традиция, а точнее моральная традиция, религиозные убеждения, имела превалирующее значение и не могла полностью уступить место светскому просвещению, которому были присущи нейтральные по содержанию ценности. Конечно, тот факт, что, несмотря на светскость и исключительно материалистические настроения, рыночная система хозяйствования привела к явному процветанию стран Запада, оспорить трудно. Но это лишь верхушка айсберга, а истинное положение вещей, а точнее развязку, мы с вами можем наблюдать и сегодня: Европа переживает не самые лучшие времена. Очевидно, что имевшее когда-то место беспрецедентное процветание не привело к устранению бедности или выполнению общественных потребностей в соответствии с иудейско-христианской системой ценностей, даже в самых богатых странах. Всё так же налицо неравенство в доходах, классовые различия, а экономическая неустойчивость и безработица усугубили и без того сложную ситуацию. Такое положение вещей лишний раз подтверждает, что истинного богатства можно достичь лишь повышая эффективность использования активов, а не раздувая мыльные пузыри. Именно к этому и призывает исламская экономическая модель – деньги могут приносить доход только при условии вложения в реальный сектор производства, где все стороны – и инвестор, и предприятие, и посредник между ними в лице финансовой компании – готовы разделить не только прибыль, но и убытки. Мне хочется привести высказывания английского публициста, философа и историка Томаса Карлейля, который называл экономику «зловещей наукой». В отношении доминирующей в то время доктрины «laissezfaire, laissezpasser» (в пер. с фр. – «позволяйте делать, позволяйте идти»), ставшей лозунгом свободы экономической деятельности, невмешательства в неё государства он выступал категорически против. Он полагал, что «Богатый и Бедный, Управляющий и Управляемый не могут жить долго вместе на основании какого-нибудь такого Закона соединения». Карлейль писал, что «человек имеет в себе душу, отличную от желудка, в каком бы смысле ни брать это слово; что если помянутая душа задыхается и спокойно забыта, то человек и его дела находятся на дурном пути». Вот он, призыв к нравственности, к морали! Невозможно строить благополучное государство, отвергая или умаляя достоинство души отдельно взятого человека, нельзя обеспечить благосостояние общества, не принимая во внимание жизненные ценности и ориентиры гражданина страны. Ислам призывает искать золотую середину, избегать крайностей и во всем следовать правилам. И мы находим подтверждение этому в обычной жизни. Большинство наблюдателей приходят к выводу, что одно только государственное регулирование не может выборочно ликвидировать накопившиеся социально-экономические проблемы. Необходимо призывать людей к тому, чтобы совершать праведные, благие дела, воздерживаться от греховных поступков. Это – то, где моральный подъём общества просто необходим, поскольку без этого путь будет слишком долог и неэффективен. Лауреат Нобелевской премии Амартья Сен справедливо утверждал, что отдаление экономики от этики приведёт к снижению благосостояния как в настоящем, так и на перспективу. И только экономика, ориентированная на мораль и нравственное поведение человека, имеет все шансы стать успешной. Снова и снова хочу повторить, что Ислам, а стало быть, и исламская экономическая модель не отрицают самого факта как присутствия, так и стремления к богатству, – важно то, с каким намерением мы бежим за своей зарплатой и как намерены её потратить. Ислам.ру

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Челентaно Пт, 26/10/2012 - 23:04
Первичные потребности человека материальны. Первая потребность в еде и так далее по возрастающей. Поведение на макроуровне не имеет никого отличия что на Западе что в Исламском мире, что бы влияло на методы регулирования экономики. Человек всегда верен своим потребностям и готов их отстаивать, в отличии от убеждений. Моё мнение - человек потребляет более, чем ему необходимо. Эксплуатация природы текущими темпами, очень скоро поставит человека перед очень жёсткой делемой. Дальнейший путь увы, неясен. -------------- К.Д
Сб, 27/10/2012 - 08:05
Не делема, а дилемма. Если переписываешь, то уж без ошибок. Грамотей ! :-D
Челентaно Сб, 27/10/2012 - 12:59
Кто же меня научит, я же памятник?! [:-}
Сб, 27/10/2012 - 13:02
К тому же - деревянный.
Челентaно Сб, 27/10/2012 - 13:52
:WRITE: Главное что не веник. Дыши не дыши....
Пнд, 29/10/2012 - 16:24
Молодец ! Чувство юмора тебе не занимать.
© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры