Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 29 / 02 / 2020 Время Московское: 599 Человек (а) в сети
 

Древняя Ингушетия: скифские украшения, загадочные скелеты и языческие храмы

Больше года назад в Ингушетии начали расширять федеральную трассу «Кавказ». Вскоре стандартные строительные работы переросли в археологическую экспедицию. За год там исследовали целые города (точнее то, что от них осталось — городища), обнаружили скифские курганы, бронзовые украшения и даже загадочные вытянутые черепа.

Впрочем, раскопки не прекращались и в горных районах республики, известных многочисленными памятниками: родовыми башнями и старыми храмами. О самых интересных находках разузнал наш корреспондент.

Одной из самых впечатляющих находок стали курганы, которые, возможно, относятся в эпохе скифов — древнего ираноязычного народа, некогда господствовавшего на территории современного Кавказа. Археологи обнаружили их в сентябре прошлого года неподалеку от города Карабулак. Такие крупные земляные насыпи скифы возводили над погребальными ямами. По словам ученых, на скифское происхождение указывают также и рвы вдоль каменной насыпи по периметру кургана. Впрочем, наибольший интерес представляют даже не сами курганы, а их содержимое: внутри были найдены останки воинов, ритуальные принадлежности, оружие и украшения.

— В двух погребениях впервые на нашей территории обнаружены сложносоставные наборные ремни (к ним подвешивались скифские колчаны для лука), которые первоначально были приняты нами за боевые пояса, — рассказал директор Института археологии Кавказа Бияслан Атабиев, руководивший раскопками в Ингушетии.

Были среди находок и вещи, которые ученые относят уже к кобанской, то есть аборигенной, кавказской культуре. Это жертвенные плиты, наконечники копий и стрел, остатки вооружения, бронзовые гривны, фибулы (металлические застежки для одежды) и керамика. — Обнаружение в пределах одного погребального комплекса артефактов, относящихся к столь разным (кочевническим и оседло-земледельческим) культурам, служит ярким свидетельством межэтнических контактов и связей, — говорит Атабиев. По словам археологов, такой синкретизм говорит о взаимопроникновении на культурном и генетическом уровнях местного кобанского населения и скифского — в период их владычества. Сейчас материал древних воинов отправили на генетическую экспертизу, которая должна подтвердить имеющиеся догадки.

Гамурзиевское городище

Примерно в то же время — осенью 2018 года — строительные работы приостановили и в районе села Гамурзиево. Дело в том, что стройка должна была затронуть очень важный для Ингушетии архитектурный памятник — Гамурзиевское городище. Останки древнего города занимают огромную площадь в междуречье Назранки и Сунжи — более десяти тысяч квадратных метров. Ученые обнаруживают на нем артефакты самых разных эпох: эпохи поздней бронзы (XIII век до н. э.) до периода развитого Средневековья (IX—XI века н.э.).

Последние раскопки оказались невероятно плодотворными. — Нами были найдены фрагменты керамики, женские украшения, костяные и бронзовые шила, каменные ступы для измельчения сельскохозяйственных продуктов, свидетельства охотничьего ремесла, бронзовые наконечники стрел и огромное количество хозяйственных ям с костными останками людей, а также диких и домашних животных, — рассказывает Умалат Гадиев, замдиректора археологического центра Ингушетии.

— Причем некоторые человеческие черепа были сильно деформированы. Подобные погребения случаются в археологической практике крайне редко. Исследователям еще предстоит выяснить, какие народы заселяли Гамурзиевское городище, — это в скором времени должна выявить палео-генетическая ДНК экспертиза. Впрочем, уже сейчас исследователи сходятся во мнении, что древние «гамурзиевцы» были очень изобретательны. Еще две тысячи лет назад у них была собственная система мелиорации — об этом свидетельствует большой оборонительный ров вокруг городища, который служил его жителям не только защитой от нападения, но и средством доставки воды. Ученые полагают, что жизнь в древнем городе прекратилась после нашествия на Кавказ Тамерлана — примерно в конце XIV века. Об этом говорят многочисленные погребения жителей, убитых и наспех захороненных прямо в придомовых хозяйственных ямах и жилищах.

Загадочные деформированные скелеты Наибольший интерес среди находок в Гамурзиевском городище у археологов вызывает скелет с искусственной деформацией черепа и шеи, датируемый IV—VI веками нашей эры — ранних алан или гуннских походов.

Размеры находки и серьга, обнаруженная рядом, склоняют ученых к тому, что останки принадлежат женщине. Любопытно, что ранее археологи уже делали похожие находки: в 1996 году на раскопках экажевского могильника был найден фрагментированный череп человека с подобной искусственной деформацией и остатками тряпичной повязки в области лба.

По мнению Гадиева, основанном на известных исторических примерах, в те времена ребенку с младенчества бинтовали голову, придавая ей вытянутую форму. — Деформация головы могла служить признаком особого статуса в обществе, благородного, привилегированного положения либо принадлежности к каким-либо культам, — считает эксперт. Интересно и место обнаружения скелета: женщина была захоронена не на общем кладбище, а в хозяйственной яме, в которых обычно хранились продовольственные запасы. Изучением скелета займутся сотрудники Института антропологии и этнологии имени М.М. Миклухо-Маклая, которые планируют приехать для этого в Ингушетию из столицы. Археологов заинтересовала и еще одна находка — хорошо сохранившиеся скелеты трех человек: двое взрослых и один подросток. По характеру захоронения (без всяческих обрядов) исследователи сделали вывод, что, скорее всего, люди были убиты в конце XIV века, когда весь северо-кавказский регион оказался под властью золотоордынских полчищ.

Языческий храм в горах: место древних ритуалов

Исторически значимые объекты находятся не только вдоль строящейся трассы «Кавказ». Так, в горном Джейрахском районе на высоте 2000 метров над уровнем моря был выявлен новый, ранее никем не изученный памятник архитектуры — храм языческому богу скотоводства Гала-Ерд. Обнаружил его сотрудник Археологического центра Республики Ингушетия Магомед Гандаров.

О языческом прошлом постройки свидетельствуют найденные в нем кости животных и наконечники стрел. Археологи уверены, что эти артефакты остались в храме с тех времен, когда в нем проводились древние языческие обряды. Сама постройка уцелела лишь частично: сохранилась каменная кладка стен. Предварительно исследователи относят храм к периоду позднего средневековья (XV-XVII века). — Храм очень интересен. Во-первых, из-за расположения. Во-вторых, насколько известно из отрывочных сведений, этот храм был посвящен покровителю скотоводства Гали-Ерд, то есть речь идет о языческом периоде, — поясняет археолог Гадиев. — В честь Гали-Ерд проводились праздники в периоды зимнего и летнего солнцестояния. В них участвовали исключительно мужчины, и это понятно: скотоводство и животноводство считалось исключительно мужским ремеслом. Как правило, во время празднества жрец храма обращался к Солнцу со словами: «О, Золотой Гали-Ерд…» Дальше просились блага, прежде всего, это увеличение численности скота, а потом уже приумножение богатств, защита от природных сил — от града, молний, ветра и т. д. Интересно, что это далеко не единственный здесь храм, расположенный на большой высоте. Высокогорные места культа есть и на горе Столовой, и на Цей-лоам. Делалось это для того, чтобы испытать верующего человека на искренность, говорят ученые.

Древний башенный комплекс (еще один)

— Человек, преодолевая трудности, сложности и поднимаясь на такую высокую, сложную гору, чувствовал необыкновенное удовлетворение от проделанного пути, — пояснил Гадиев.

— Вера через преодоление, скажем так.

Родовые башни — визитная карточка Ингушетии. В таких количествах этих сооружений, строившихся членами одного рода для самооброны, нет ни в одном другом регионе Кавказа. И что удивительно: археологи находят все новые и новые одиночные постройки, а порой даже целые башенные комплексы. Так, в ноябре этого года в труднодоступной местности рядом с поселением Бийре в Джейрахском районе республики нашли еще один древний комплекс с двумя сигнально-сторожевыми башнями.

Одна разрушена почти до основания, от другой уцелела передняя стена — в ней даже осталось небольшое окошко, через которое горцы по веревочной лестнице попадали внутрь. В былые времена высота башен достигала 12−15 метров, обе постройки включали в себя как минимум три яруса. Археологи полагают, что найденные памятники архитектуры старше классических ингушских пирамидальных башен: построили их еще в XIII—XV веках. До сегодняшнего дня в научных источниках они не упоминались.

Есть вероятность, что башни были построены еще в языческую эпоху и «видели» смену вероисповедания у горцев. Ниже по склону было обнаружено столпообразное святилище языческого периода ингушей — силинг. А уже рядом с ним, в 40−45 метрах, были найдены мусульманские погребения с девятью мавзолеями.

Найденные в Бийре сооружения сильно разрушены. Археологами и историками решается вопрос о сохранении Бийринского наследия и включения памятников в Единый государственный реестр.

Источник:etokavkaz.ru

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры