Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 25 / 09 / 2017 Время Московское: 588 Человек (а) в сети
 

Диссертация раздора. Совет муфтиев и РПЦ поспорили о методах крещения инородцев в Российской империи

Разгорелся очередной спор между Советом муфтиев России (СМР) и Романом Силантьевым, который выступает от имени сразу двух серьезных организаций – Всемирного русского народного собора и Центра географии и религии при РПЦ.

Портал «Русская линия» написал, что по отзыву Силантьева была снята с защиты докторская диссертация функционера СМР Дамира Хайретдинова, который несколько лет проработал ректором Московского исламского института. Силантьев  заявил, что «Хайретдинов занимается типичным разжиганием религиозной ненависти, оскорбляя миллионы православных христиан на востоке России – чувашей, татар, якутов и хакасов».

Роман Силантьев известен соей критической позицией в отношении Совета муфтиев России, которые многие наблюдатели относят к негласной конкуренции СМР с РПЦ в московском регионе. Дело в том, что к юрисдикции СМР относится Московская соборная мечеть с ее многотысячной армией прихожан, численно сопоставимой с паствой Храма Христа Спасителя, о чем говорит статистика посещений вышеуказанных храмов в дни религиозных праздников православия и ислама. Однако на сей раз возмущение Силантьева вызвала не активность Совета муфтиев как таковая, а научная работа – диссертация одного из сотрудников СМР по истории татар в эпоху царизма. В частности, тезис Хайретдинова о том, что в империи Романовых «православие насаждалось среди коренных народов восточной части России силой, обманом и деньгами».

Между тем факты, приводимые как раз в русскоязычных источниках, свидетельствуют о том, что проповедь православия неправославным народам и поощрение принятия ими крещения являлись частью государственной политики Российской империи, о возрождении которой сейчас ведется активная дискуссия. О числе новокрещеных отчитывалась Церковь.

Равиль Гайнутдин наградил Дамира Хайретдинова орденом "Аль-Фахр"
Царскими указами крестившиеся освобождались от уголовной ответственности за различные уголовные преступления. (Полное собрание законов Российской империи -1. Том 11,№8792. С.914-915. С.-Пб. 1830).

Каждому новокрещену полагался нагрудный медный крест, рубаха с портами, сермяжный кафтан с шапкой и рукавицами, обувь – чирики с чулками. Всем мужчинам в возрасте свыше 15 лет полагалось денежное вознаграждение -1 рубль 50 копеек. (Указ 11 сентября 1740 года. Полное собрание законов Российской империи -1. Том 11, №8236. С.-254. П.15.  С.-Пб. 1830).

Иногда подобная политика приводила к разного рода забавным казусам. Как хрестоматийный пример можно привести дело нижегородского татарина Абтея Бикеева, которого в 1805 году за кражу товаров на сумму в 2000 рублей приговорили к наказанию кнутом и отдаче в рекруты.  В суде он заявил, что готов принять православие, но только в случае если его освободят от наказания, и что «если принятие веры не избавит его от наказания и отлучения от жилища, то и своего магометанского закона он не оставляет».

В итоге дело было отправлено в Петербург, где его рассматривал Сенат, постановивший, что если Бикеев примет православие, то можно освободить его от телесного наказания, но от сдачи в солдаты не освобождать. Так как он продолжал настаивать на своем, дело, по инициативе губернского прокурора  было возвращено в Сенат, где следы его теряются (Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI  до начала XX вв. Н.Н. 2009. Стр. 348).

С другой стороны склонять к смене религии православных каралось по закону: «А будет кого бусурман какими-нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия». (Полное собрание законов Российской империи, том 1,  Глава XII «Указ за какия вины кому чинити смертная казнь и за какия вины смертию не казнити, а чинити наказание. Статья 24, С.-Пб. 1830,  с. 156).

Кроме этого в разные периоды истории Российской империи ее власти по-разному относились к строительству мечетей и нередко вводили запретительные меры. Так, в 1741 году руководитель «Конторы новокрещенских дел» архимандрит Дмитрий Сеченов известил Синод о случаях перехода в ислам чувашей целыми деревнями и строительстве в них мечетей, и в числе прочего призвал снести все «новопостроенные» мечети.

19 ноября  1742 года по следам этого сообщения Сенат выпустил указ, в котором говорилось: «…Все имеющиеся в Казанской Губернии новопостроенные за запретительными указами мечети…сломать и впредь строить не допущать».

В местах же компактного проживания мусульман «в отдалении от новопросвещенных» мечети  должны были быть взяты на учет и их будущее должно было быть определено губернскими канцеляриями совместно с епархиальными архиреями. Согласно сведениям, изложенным в Сенатском указе от 22 июня 1744 года, по  этому указу  только в Казанской губернии было варварски разрушено 418 мечетей из 536.

По другим источникам, в Сибирской губернии во исполнение этого указа были было снесено 98 из 133 мечетей, в Астраханской — 29 из 40. (данные Указа Сената от 23 августа 1756 г.)

Такая политика чуть не привела к международным осложнениям, которые могли бы бумерангом ударить по христианам, проживающим в Османской империи. В 1756 году власти поняв, что «ежели у них, татар, все мечети их сломать то из того не иное что последовать может, токмо одно им, татарам, в их законе оскорбление… И от того б не могло до разглашения дойти в такие места, где между Магометанами, в других государствах живут люди Греческого исповедания и построены Божьи церкви, и не произошло б какого тем церквам утеснения…» (Полное собрание законов российской империи.Ст.10597, 23 августа 1756, Т.XIV, С.-Пб. 1830).

Положение мусульман несколько изменилось с воцарением Екатерины II (этнической немки), ограничившей на европейский манер вмешательство в дела других конфессий. После принятия 17 июня 1773 года «Указа Синода о терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в разные дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам».

Что же до упомянутого «разжигания ненависти», то в Полном собрании законов Российской империи имеется любопытный документ.  До крещения должна была быть проведена процедура отречения от прежней веры, в которой кроме всего прочего содержались следующие слова: «…Познав всесовершенно, что почитаемый и признаваемый прочими в оном законе состоящими людьми за Пророка и Посланника Божия глаголемы Магомет не есть и никогда же был от Бога посланный, но самый студный и лживый Пророк и предтеча Антихристов також и закон его (Куран или Алкуран названный есть самый же лживый, богомерзкий же и богопротивный  и по таковому моему всесовершенному через проповедь  узнанию  онаго лжепророка  Магомета и его Алкорана отрицаюсь и проклинаю» (Полное собрание законов Российской империи, том 13, №9825, стр. 394).

Данное отречение со всеми его, мягко говор, неполиткорректными формулировками было не просто актом смены веры, но имело силу закона. И кто мешал нерадивому чиновнику заставить незнающего русской грамоты татарина поставить закорючку под этим отречением, а затем рапортовать о «добровольности» приятия крещения?

И напоследок — одно соображение к вопросу об «оскорблении» чувств верующих. В этом деле, по всей видимости, больше пресловутого Совета муфтиев преуспел великий русский писатель – граф Лев Николаевич Толстой, перу которого принадлежит следующая фраза: «… Для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его пророков, вместо того сложного и непонятного в богословии – Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений…” Из письма Е.Е. Векиловой, Ясная Поляна, 15 марта 1909 года. (Полное собрание сочинений Л.Н.Толстого в 90 томах. Том 79. стр.118 государственное издательство художественной литературы, Москва 1955 года).
ИсламNews

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

magoma Пт, 08/09/2017 - 09:51

По мнению Невзорова, диссертация, вызвавшая недовольство РПЦ, представляет собой серьезное историческое исследование, подкрепленное ссылками на источники.  А ее снятие с защиты он объяснил «православной цензурой», распространяющейся на другие религии.

Александр Невзоров:

— Мы видим, что сейчас православная цензура распространяется в том числе на соседние коренные религии. Православные ухитряются осуществлять цензуру очень жестко и вместе с тем очень последовательно. На днях была снята с защиты диссертация ни кого-нибудь, а ректора Московского исламского института, заместителя председателя Совета муфтиев Хайретдинова Дамира.

Это 395 страниц – я ее прочел – очень в определенном смысле этого слова серьезного этнографического, антропологического и религиоведческого материала, очень тяжелого и нудного (как полагается для диссертаций такого толка). Она была снята без объяснений только по той простой причине, что в ней была глава о насильственной христианизации. Там со ссылками на источники, очень деликатно, без какого-то политического пафоса и желания поцапаться с оппонентами было упомянуто о том, как среди этих татар-мишарей силой, обманом, деньгами, насилием насаждалось православие в 18-19 веке. Притом все это — общеизвестные вещи. Там было даже так называемое восстание Батырши, когда люди, оскорбленные на тот момент в своих религиозных чувствах, подняли восстание против того царского режима, который насаждал православие. Мы видим, что эта диссертация снята и пока о ее защите речи не может идти.

Ранее портал «Русская линия» написал, что докторская диссертация сотрудника Совета муфтиев России Дамира Хайретдинова была снята с защиты по отзыву Романа Силантьева, который возглавляет центр географии и религии при РПЦ. Силантьев  заявил, что «Хайретдинов занимается типичным разжиганием религиозной ненависти, оскорбляя миллионы православных христиан на востоке России – чувашей, татар, якутов и хакасов»

Абббас с перископом Пт, 08/09/2017 - 10:24

Невзоров прав,говоря о цензуиррвании.
Ну так ожидается наращивание влияния.
Например Герб РФ.
Согласовывался орёл без корон и крестов.
Бумаги были разосланы по всем регионам.
Все согласились.
Хитроумно ввели штандарт президента и герб с него во власть.
А утвержденный на монеты и деезнаки банка.
Хитроумный ход?
Мы пили спирт " рояль" и улыбались действиям Кирилла.
Двуглавый орёл Византия с Космоса так видна.
Две головы и есть хребты Кавказа.
Нам одели короны и на них кресты ставят)).
Это я вспомнил,когда большой крест ставили в Пятигорске Ермолову.)))
Это азимуты действия в головах.
Поэтому и надо историю Ингушетии связать с ковчегом Ноя!

Абббас с перископом Чт, 07/09/2017 - 20:55

И что теперь делать?
Например код храма ТХАБА Ерды говорит об окончании потопа 11596 году до нашей эры,а православие даёт 7000 лет от сотворения мира!
Сначала потом а потом сотворение мира?
И что делать?
Я верю храму ТХАБА Ерды и дате окончания потопа его. И главе библии ГОЛУЬТ И ВОРОН,который подтверждает код храма ТХАБА Ерды и год окончания потопа!!!
Я экстремист?????
Монах Дионисий ингуш,между прочим!!!
И в туринской плащанице лежал Гарганец!!!?я экстремист?????

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры