Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 28 / 03 / 2024 Время Московское: 8718 Человек (а) в сети
 

Даскиев Умар-мулла Экиевич

Исламская цивилиза¬ция богата произведени¬ями и исследованиями великих ученых, фило¬софов и теологов, каж¬дый из которых в свою очередь внес весомый вклад в исламскую науку и культуру. Наши обычаи и права возникали и со¬вершенствовались ты¬сячелетиями. Поэтому они оказались настоль¬ко близкими исламу. Мы должны их свято беречь и

не позволять опошлять никому и ни при каких условиях. Отношение к женщине, как к свя¬той, почитание старших, уважение в семье, осо¬бое отношение к гостю, коллективная взаимопо¬мощь и общественные работы, единство в горе и в праздники, умение быть милосердными и уступчивыми — все эти качества объединя¬ют нас и берегут нашу честь.
В этой статье речь пойдет об известном в нашей республике и за ее пределами богослове Даскиеве Умаре-мулле Экиевиче. Несмотря на то, что жизнь была не¬простой, и хлеб насущ¬ный доставался в поте лица, было в этой жиз¬ни неповторимое живое начало - стремление и возможность познать ценности истинной ре¬лигии. Он выбрал путь проповедника исламских ценностей, стал мул¬лой, которого искренне уважали при жизни и ставили в пример после смерти - до наших дней. Прошло 25 лет с тех пор, как ушел из жизни рели¬гиозный деятель Умар-мулла. По прошествии времени особенно хо¬рошо осознаешь то, что он сделал и что оставил после себя. В данной статье мы попытаем¬ся осветить некоторые страницы его жизненно¬го пути.
Он родился в Джей¬рахском районе в 1910 году в небольшой семье из трех братьев и од¬ной сестры. Умар-мул¬ла в семье был самым младшим. Его отец Эки был очень порядочным и уважаемым человеком в селе. Мать Дзаурова Занка была гостеприим¬ной и доброй женщиной.
Когда Умару было два года, он остался без материнского тепла. Че¬рез некоторое время его дядя Ибрагим взял его к себе на воспитание. Любовь к религиозным знаниям проявились в нем еще в детстве. Ибрагим отдал Умара на учебу в медресе в двенадцатилетнем воз¬расте в с.Ангушт. Там он получил начальные религиозные знания у Чада-муллы Зариева и продолжил учебу у Бара¬хоева Усмана-муллы. В 1933 году они переехали жить в село Ангушт. До высылки 1944 года они жили там, а после воз¬вращения обосновались во вновь образованном селе Новый Редант.
Умар-мулла был спо¬собным муталимом, он с огромным интересом относился к своей ре¬лигиозной учебе, легко запоминал и осваивал знания.
В 1937 году, когда ему исполнилось 27 лет, он женился на Касиевой Баби Исаковне, из села Галашки. Прожили они 51 год. У них было се¬меро детей - три сына и четыре дочки: Магомед, Ахмед, Абдулхамид, Пя¬тимат, Зайнаб, Маржан и Захрат. Старшие Маго¬мед и Пятимат умерли в Казахстане в 1946 году.
По рассказам сына Абдулхамида:
- Умар-мулла был трудолюбивым челове¬ком, любил работать, занимался хозяйством. В семье он постоянно говорил: «Любите друг друга и уважайте своих одноверцев, не говорите даже праведное слово, если из-за этого поссо¬рятся люди». Он также говорил: «Самая лучшая еда та, которую ты до¬был своим трудом». У нас был свой скот, мы все трудились в огороде. По¬мимо религиозного об¬разования, он был также светски образованным и рассматривал любой во¬прос как философ. Мы иногда сутками не виде¬ли его, так как он всегда, несмотря ни на что, был готов помочь людям. Он активно участвовал в примирении кровников, делал все, что разреша¬лось в лучшую сторону. Из-за уважения к Ума¬ру-мулле кровники шли на примирение. Ни один день не проходил без по¬сетителей. К нему прихо¬дили люди со всей Ингу¬шетии и за ее пределов по разным религиозным и бытовым вопросам. К Умару-мулле приезжали богословы из Чечни: Ха¬лим-мулла, Вах-мулла, Саид-Ахмед-мулла, Из¬наур-мулла и многие другие. Он говорил, что среди нашего народа на религиозные вопросы могут дать ответы Му¬цольгов Усман-мулла, Оздоев Махьмад-мул¬ла и Тумгоев Абуязит-мулла. С ним учились известные богословы Евлоев Хусейн-мулла, Оздоев Махьмад-мулла, Муцольгов Усман-мулла, Марзиев Зайнабид-мул¬ла, Шаулиев Асхаб-мул¬ла, Ахриев Ибрагим-мул¬ла, Мусиев Асхаб-мулла, Тумгоев Абуязит-мулла, Эльджаркиев Абдула¬зит-мулла и многие дру¬гие. Все свое свободное время он посвящал ре¬лигиозным наукам. У нас дома хранятся религиоз¬ные стихи на арабском языке, написанные его рукой. Помимо этого, он написал много жейнаш (книг) на разные религи¬озные темы.
Умар-мулла любил поддерживать людей до¬брым словом и делом, наставлять их на пра¬ведный путь. Однажды при входе на кладбище он остановился и сказал: «Не понесет с собой ни¬чего лучшего усопший в могилу, чем доброе сло¬во, сказанное о нем».
На любых похоро¬нах, где он появлялся, люди на время забыва¬ли о трауре из-за любви к нему. Он очень любил меджлисы, где делали зикар (поминания Алла¬ха). Когда он делал бы¬стрый зикар, люди с бла¬гоговением слушали его.
Он ел мало и прово¬дил каждую ночь в бде¬нии, читал Коран, делал сунат-намазы.
В те годы жизнь была тяжелой, особенно для религиозных последо¬вателей. Представители власти преследовали и арестовывали обра¬зованных и достойных людей ингушского наро¬да. В доме Умара не раз проводили обыски.
Еще до высылки в I944 году были слухи, что арестуют всех уче¬ных алимов и отправят в Сибирь. Он и многие другие алимы ушли в горы, чтобы скрыться от советской власти. Вы¬слали весь народ, не щадя детей, женщин и стариков. Через полгода после высылки он нашел свою семью.
Во время ссылки, когда многие выражали надежду на скорое воз¬вращение, Умар-мулла говорил, что надо засе¬ять участки и вырастить урожай. Они жили в Ку¬станайской области, по¬том переехали жить в г. Алма-Ату. На новом ме¬сте Умар-мулла вел ак¬тивную духовную жизнь, как богослов. В то тяже¬лое время он помогал людям чем мог, поддер¬живал их добрым сло¬вом. Он говорил: «Нам всем необходимо быть вместе и трудиться». Его соседями были Има¬гожевы из села Насыр-Корт, Измайловы из с. Экажево и Бексолт Вед¬зижев из села Плиево. Бексолт переехал жить в село, где проживал Умар-мулла, он обучал¬ся у него и стал ученым алимом, известным в ре¬спублике.
Он рассказывал о том, как они собира¬лись у Умара-муллы, где вместе с Абуязитом Льяновым и другими мю¬ридами совершали пят¬ничную молитву, зикар. И поведал одну очень интересную историю. В I8 километрах от места, где жил Бексолт, находи¬лась заправочная база, куда для получения ма¬зута и солярки ежеднев¬но съезжались рабочие из соседних совхозов на конных упряжках.
Однажды, когда Бек¬солт оказался на базе, он встретил там челове¬ка преклонного возраста с короткой бородой. Это был родственник Умара-муллы Эскхе Халухоев. Когда Бексолт заметил в нем кавказца, он по¬дошел, поздоровался и спросил у него, не под¬скажет ли он, как делать намаз по усопшим, так как в их селе из-за от¬сутствия муллы людей хоронят, читая суры «их¬лас», «фалакъ». Старец сказал ему, что не может дать ответа на этот во¬прос. Но если скажешь все интересующие во¬просы, то постараюсь довести их до Умара-муллы. Через полгода в село Бексолта приехал Умар–мулла. Вечером в дом Бексолта постучал¬ся человек. Когда хозяин открыл дверь, он попро¬сил у него разрешения на ночлег. Тот с радо¬стью встретил гостя, ска¬зав, что их дом открыт для тех, кто нуждается в крове. А в то время не спрашивали, кто он и откуда, если он гово¬рил на вайнахском язы¬ке, так как это считалось неэтичным. Бексолт не видел ни разу Умара-муллу, а лишь слышал о нем. Он предложил гостю сделать вечерний намаз и возглавить со¬вершение молитвы. Со¬гласившись, гость произ¬нес азан. Он вспоминал, как после произнесения незнакомцем слов «Ал¬лаху акбар» его охвати¬ло чувство душевной ра¬дости от того, что в его доме появился человек, обладающий знаниями об исламе. После окон¬чания молитвы Бексолт попросил его ответить на вопрос о молитве, со¬вершаемой на похоро¬нах, сообщив, что Халу¬хаев Эскхе, обещавший получить ответ от Ума¬ра-муллы, еще не по¬явился. Гость посмотрел на хозяина и сказал: «Я и есть Умар-мулла». Бек¬солт вскочил от радости и обнял его. Появление в доме столь уважаемо¬го человека было самым счастливым событием в их жизни в период ссыл¬ки.
То, что Умар-мулла незаурядный человек, подтверждало и то, что в день его появления в доме Бексолта Всевыш¬ний одарил их достат¬ком в пище. Благодаря чему у него появилась возможность прочитать священный мовлид, о ко¬тором он мечтал долгий период ссылки: собрать мюридов для соверше¬ния зикара втайне от ор¬ганов НКВД.
Народ его очень лю¬бил и уважал, даже дру¬гие известные муллы того времени прислуши¬вались к его мнению.
Он призывал людей к терпению и непоколе¬бимости в вере и чисто¬те ислама. Умар-мулла Экиевич покинул этот мир в 1988 году 16 июля, оставив после себя яр¬кий свет в духовной жиз¬ни ингушского народа.
В честь Умара-муллы Даскиева названа одна из улиц села Новый Ре¬дант. По указу Главы ре¬спублики Юнус-Бека Евкурова эта улица была благоустроена.
М. БАРАХОЕВ
Сердало

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Чт, 30/01/2014 - 23:03

Это тот самый эки-умар который продал осетинам Редант в Пригородном районе и обманув людей основал этот дурацкий корм-совхоз?!?
Он был слугой сатаны и следовал не ИСЛАМУ а пропагандировал язычество.
Люди должны знать кто есть кто.
И как бы это не было тяжело, необходимо признать непорядочность и лживость этого человека.
И те кто его считают авторитетом - это или заблудшие люди или такие же как и он тараканы.

магич99 Чт, 30/01/2014 - 10:15

баркал сайту МАГАС за такие публикации

Гражданин РФ однако Чт, 30/01/2014 - 08:38

_&_Баркал, за прекрасную статью. Прочитал на одном дыхании... Но похоже что в "Сердало" не одна публикация без упоминания заслуг Евкурова не проходит.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры