Исламская цивилиза¬ция богата произведени¬ями и исследованиями великих ученых, фило¬софов и теологов, каж¬дый из которых в свою очередь внес весомый вклад в исламскую науку и культуру. Наши обычаи и права возникали и со¬вершенствовались ты¬сячелетиями. Поэтому они оказались настоль¬ко близкими исламу. Мы должны их свято беречь и
не позволять опошлять никому и ни при каких условиях. Отношение к женщине, как к свя¬той, почитание старших, уважение в семье, осо¬бое отношение к гостю, коллективная взаимопо¬мощь и общественные работы, единство в горе и в праздники, умение быть милосердными и уступчивыми — все эти качества объединя¬ют нас и берегут нашу честь.
В этой статье речь пойдет об известном в нашей республике и за ее пределами богослове Даскиеве Умаре-мулле Экиевиче. Несмотря на то, что жизнь была не¬простой, и хлеб насущ¬ный доставался в поте лица, было в этой жиз¬ни неповторимое живое начало - стремление и возможность познать ценности истинной ре¬лигии. Он выбрал путь проповедника исламских ценностей, стал мул¬лой, которого искренне уважали при жизни и ставили в пример после смерти - до наших дней. Прошло 25 лет с тех пор, как ушел из жизни рели¬гиозный деятель Умар-мулла. По прошествии времени особенно хо¬рошо осознаешь то, что он сделал и что оставил после себя. В данной статье мы попытаем¬ся осветить некоторые страницы его жизненно¬го пути.
Он родился в Джей¬рахском районе в 1910 году в небольшой семье из трех братьев и од¬ной сестры. Умар-мул¬ла в семье был самым младшим. Его отец Эки был очень порядочным и уважаемым человеком в селе. Мать Дзаурова Занка была гостеприим¬ной и доброй женщиной.
Когда Умару было два года, он остался без материнского тепла. Че¬рез некоторое время его дядя Ибрагим взял его к себе на воспитание. Любовь к религиозным знаниям проявились в нем еще в детстве. Ибрагим отдал Умара на учебу в медресе в двенадцатилетнем воз¬расте в с.Ангушт. Там он получил начальные религиозные знания у Чада-муллы Зариева и продолжил учебу у Бара¬хоева Усмана-муллы. В 1933 году они переехали жить в село Ангушт. До высылки 1944 года они жили там, а после воз¬вращения обосновались во вновь образованном селе Новый Редант.
Умар-мулла был спо¬собным муталимом, он с огромным интересом относился к своей ре¬лигиозной учебе, легко запоминал и осваивал знания.
В 1937 году, когда ему исполнилось 27 лет, он женился на Касиевой Баби Исаковне, из села Галашки. Прожили они 51 год. У них было се¬меро детей - три сына и четыре дочки: Магомед, Ахмед, Абдулхамид, Пя¬тимат, Зайнаб, Маржан и Захрат. Старшие Маго¬мед и Пятимат умерли в Казахстане в 1946 году.
По рассказам сына Абдулхамида:
- Умар-мулла был трудолюбивым челове¬ком, любил работать, занимался хозяйством. В семье он постоянно говорил: «Любите друг друга и уважайте своих одноверцев, не говорите даже праведное слово, если из-за этого поссо¬рятся люди». Он также говорил: «Самая лучшая еда та, которую ты до¬был своим трудом». У нас был свой скот, мы все трудились в огороде. По¬мимо религиозного об¬разования, он был также светски образованным и рассматривал любой во¬прос как философ. Мы иногда сутками не виде¬ли его, так как он всегда, несмотря ни на что, был готов помочь людям. Он активно участвовал в примирении кровников, делал все, что разреша¬лось в лучшую сторону. Из-за уважения к Ума¬ру-мулле кровники шли на примирение. Ни один день не проходил без по¬сетителей. К нему прихо¬дили люди со всей Ингу¬шетии и за ее пределов по разным религиозным и бытовым вопросам. К Умару-мулле приезжали богословы из Чечни: Ха¬лим-мулла, Вах-мулла, Саид-Ахмед-мулла, Из¬наур-мулла и многие другие. Он говорил, что среди нашего народа на религиозные вопросы могут дать ответы Му¬цольгов Усман-мулла, Оздоев Махьмад-мул¬ла и Тумгоев Абуязит-мулла. С ним учились известные богословы Евлоев Хусейн-мулла, Оздоев Махьмад-мулла, Муцольгов Усман-мулла, Марзиев Зайнабид-мул¬ла, Шаулиев Асхаб-мул¬ла, Ахриев Ибрагим-мул¬ла, Мусиев Асхаб-мулла, Тумгоев Абуязит-мулла, Эльджаркиев Абдула¬зит-мулла и многие дру¬гие. Все свое свободное время он посвящал ре¬лигиозным наукам. У нас дома хранятся религиоз¬ные стихи на арабском языке, написанные его рукой. Помимо этого, он написал много жейнаш (книг) на разные религи¬озные темы.
Умар-мулла любил поддерживать людей до¬брым словом и делом, наставлять их на пра¬ведный путь. Однажды при входе на кладбище он остановился и сказал: «Не понесет с собой ни¬чего лучшего усопший в могилу, чем доброе сло¬во, сказанное о нем».
На любых похоро¬нах, где он появлялся, люди на время забыва¬ли о трауре из-за любви к нему. Он очень любил меджлисы, где делали зикар (поминания Алла¬ха). Когда он делал бы¬стрый зикар, люди с бла¬гоговением слушали его.
Он ел мало и прово¬дил каждую ночь в бде¬нии, читал Коран, делал сунат-намазы.
В те годы жизнь была тяжелой, особенно для религиозных последо¬вателей. Представители власти преследовали и арестовывали обра¬зованных и достойных людей ингушского наро¬да. В доме Умара не раз проводили обыски.
Еще до высылки в I944 году были слухи, что арестуют всех уче¬ных алимов и отправят в Сибирь. Он и многие другие алимы ушли в горы, чтобы скрыться от советской власти. Вы¬слали весь народ, не щадя детей, женщин и стариков. Через полгода после высылки он нашел свою семью.
Во время ссылки, когда многие выражали надежду на скорое воз¬вращение, Умар-мулла говорил, что надо засе¬ять участки и вырастить урожай. Они жили в Ку¬станайской области, по¬том переехали жить в г. Алма-Ату. На новом ме¬сте Умар-мулла вел ак¬тивную духовную жизнь, как богослов. В то тяже¬лое время он помогал людям чем мог, поддер¬живал их добрым сло¬вом. Он говорил: «Нам всем необходимо быть вместе и трудиться». Его соседями были Има¬гожевы из села Насыр-Корт, Измайловы из с. Экажево и Бексолт Вед¬зижев из села Плиево. Бексолт переехал жить в село, где проживал Умар-мулла, он обучал¬ся у него и стал ученым алимом, известным в ре¬спублике.
Он рассказывал о том, как они собира¬лись у Умара-муллы, где вместе с Абуязитом Льяновым и другими мю¬ридами совершали пят¬ничную молитву, зикар. И поведал одну очень интересную историю. В I8 километрах от места, где жил Бексолт, находи¬лась заправочная база, куда для получения ма¬зута и солярки ежеднев¬но съезжались рабочие из соседних совхозов на конных упряжках.
Однажды, когда Бек¬солт оказался на базе, он встретил там челове¬ка преклонного возраста с короткой бородой. Это был родственник Умара-муллы Эскхе Халухоев. Когда Бексолт заметил в нем кавказца, он по¬дошел, поздоровался и спросил у него, не под¬скажет ли он, как делать намаз по усопшим, так как в их селе из-за от¬сутствия муллы людей хоронят, читая суры «их¬лас», «фалакъ». Старец сказал ему, что не может дать ответа на этот во¬прос. Но если скажешь все интересующие во¬просы, то постараюсь довести их до Умара-муллы. Через полгода в село Бексолта приехал Умар–мулла. Вечером в дом Бексолта постучал¬ся человек. Когда хозяин открыл дверь, он попро¬сил у него разрешения на ночлег. Тот с радо¬стью встретил гостя, ска¬зав, что их дом открыт для тех, кто нуждается в крове. А в то время не спрашивали, кто он и откуда, если он гово¬рил на вайнахском язы¬ке, так как это считалось неэтичным. Бексолт не видел ни разу Умара-муллу, а лишь слышал о нем. Он предложил гостю сделать вечерний намаз и возглавить со¬вершение молитвы. Со¬гласившись, гость произ¬нес азан. Он вспоминал, как после произнесения незнакомцем слов «Ал¬лаху акбар» его охвати¬ло чувство душевной ра¬дости от того, что в его доме появился человек, обладающий знаниями об исламе. После окон¬чания молитвы Бексолт попросил его ответить на вопрос о молитве, со¬вершаемой на похоро¬нах, сообщив, что Халу¬хаев Эскхе, обещавший получить ответ от Ума¬ра-муллы, еще не по¬явился. Гость посмотрел на хозяина и сказал: «Я и есть Умар-мулла». Бек¬солт вскочил от радости и обнял его. Появление в доме столь уважаемо¬го человека было самым счастливым событием в их жизни в период ссыл¬ки.
То, что Умар-мулла незаурядный человек, подтверждало и то, что в день его появления в доме Бексолта Всевыш¬ний одарил их достат¬ком в пище. Благодаря чему у него появилась возможность прочитать священный мовлид, о ко¬тором он мечтал долгий период ссылки: собрать мюридов для соверше¬ния зикара втайне от ор¬ганов НКВД.
Народ его очень лю¬бил и уважал, даже дру¬гие известные муллы того времени прислуши¬вались к его мнению.
Он призывал людей к терпению и непоколе¬бимости в вере и чисто¬те ислама. Умар-мулла Экиевич покинул этот мир в 1988 году 16 июля, оставив после себя яр¬кий свет в духовной жиз¬ни ингушского народа.
В честь Умара-муллы Даскиева названа одна из улиц села Новый Ре¬дант. По указу Главы ре¬спублики Юнус-Бека Евкурова эта улица была благоустроена.
М. БАРАХОЕВ
Сердало
Комментарии
Это тот самый эки-умар который продал осетинам Редант в Пригородном районе и обманув людей основал этот дурацкий корм-совхоз?!?
Он был слугой сатаны и следовал не ИСЛАМУ а пропагандировал язычество.
Люди должны знать кто есть кто.
И как бы это не было тяжело, необходимо признать непорядочность и лживость этого человека.
И те кто его считают авторитетом - это или заблудшие люди или такие же как и он тараканы.
баркал сайту МАГАС за такие публикации
_&_Баркал, за прекрасную статью. Прочитал на одном дыхании... Но похоже что в "Сердало" не одна публикация без упоминания заслуг Евкурова не проходит.