Что такое эссе? Эссе - это небольшая по объему, но требующая серьезной проработки вопроса письменная работа или сочинение на определенную тему. Эссе является очень популярным методом обучения в американском образовании. При этом следует помнить, что академический жанр эссе значительно отличается от того, что понимается под эссе литературным, или от широко распространенных в практике российского образования литературных сочинений. Главное отличие заключается в том, что эссе пишется и оформляется по определенным правилам, а именно:
* Объем эссе не должен превышать 1-2 страниц.
* Необходимо писать коротко и ясно.
* От студента требуется проявить навыки критического мышления чтобы построить и доказать его собственную позицию по определенным проблемам на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.
* Структура эссе включает такие обязательные компонентов, как: введение (суть и обоснование выбора выбранной темы), основную часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала), заключение (обобщения и выводы).
* Во введении рекомендуется давать краткие определения ключевых терминов, но их количество не должно превышать трех-четырех терминов.
* В основной части каждый из параграфов должен быть посвящен рассмотрению одной главной мысли.
* При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы), иначе текст будет считаться плагиатом.
* В заключение показывается практическое значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.
Качество любого эссе зависит от трех составляющих:
* качества исходного материала (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения студента и накопленный опыт по данной проблеме);
* качества обработки исходного материала (систематизация материала, его организация, аргументация и доводы);
* аргументации (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами.
Эссе невозможно написать без предварительного знакомства с первоисточниками или просто списать. Как правило, перед тем, как дать задание учащимся написать эссе, преподаватель рекомендует им познакомиться с несколькими различными первоисточниками, содержащими подчас противоречивые сведения или дополняющими (развивающими) идеи. Такими первоисточниками могут выступать главы из учебников, книги, статьи и разнообразные публикации в Интернете. Важно чтобы среди первоисточников студенты смогли отобрать сами или с помощью учителя 2-3 ключевые статьи или главы из книг, в которых даются концептуальные рамки или теоретическая аргументация, приводятся эмпирические данные, рассматривается и оценивается круг литературы по данной теме.
Эссе, приведенное далее в качестве примера, поможет лучше разобраться в основных принципах написания подобной письменной работы. Различные части эссе по-разному выделены. Основное положение (утверждение) выделено жирным шрифтом, каждый из последующих тезисов - наклонным шрифтом, а каждый из аргументов в поддержку тезиса - подчеркиванием.
Над эссе можно работать индивидуально, в паре, в группе из нескольких человек. Более того, в последнее время в педагогической практике (особенно в связи с появлением современных средств ИКТ) стали появляться формы новые разновидности эссе - устное эссе-презентация (с использованием презентации PowerPoint), а также видео-эссе (устное выступление в жанре эссе, записанное на видеокамеру).
Проверять эссе могут (в зависимости от выбранной методики и формы организации учащихся) как преподаватели, так и студенты. Эссе оцениваются по следующим критериям:
* умение ответить на поставленный вопрос;
* организация ответа;
* умение сфокусироваться при ответе на основной вопрос и не отвлекаться на смежные темы;
* умение использовать аргументацию (доказательства) в противовес риторике (утверждения);
* умение оперировать данными и использовать аналитический материал в описании проблемы;
* умение грамотно изложить разные точки зрения и высказать свою собственную позицию.
При проверке и оценке эссе используются, как правило, следующие вопросы:
* Правильно ли вы студент понял вопрос (тему)?
* Отвечает ли эссе на поставленные вопросы?
* Приведена ли аргументация?
* Подготовлен ли план написания работы в соответствии с этапами аргументации?
* Внимательно ли была прочитана литература по теме?
* Сформулирован ли в каждом параграфе один четкий главный вопрос?
* Представлены ли параграфы в логической последовательности?
* Эффективно ли используются доказательства?
* Правильно ли сделаны ссылки на источники?
* Является ли заключение кратким и относящимся к делу?
* Указано ли практическое значение рассматриваемого в эссе вопроса?
* Нет ли в работе стилистических нарушений?
* Правильно ли составлена библиография первоисточников, на которые есть ссылки в эссе?
Совместная работа над эссе, то есть, когда одно эссе на заданную тему пишет небольшая (3-4 человека) группа учащихся характеризуются следующим:
* совместное написание эссе помогает студентам почувствовать аудиторию и лучше понять, что хотят по данной теме сказать другие люди,
* студенты начинают понимать, что то, что они пишут станет достоянием читателей, общественности, тем самым, повышается уровень ответственности за написанное и качество представленного материала,
* студенты знакомятся с академическим стилем написания текстов и сопутствующими правилами грамотного оформления академического письма,
* студенты практикуются в анализе написанного, т.к., не замечая ошибки в своем эссе, они прекрасно видят все промахи в эссе партнера,
* студенты приучаются обсуждать написанное с другими, оценивать написанное на основе определенных критериев,
* у студентов появляется желание совершенствовать свои навыки написания эссе, глубже освоить этот жанр.
Как правило, групповые эссе используются для организации учебной деятельности учащихся, направленной на углубление знаний по определенной теме, изучаемой в данном курсе. При этом, помимо изучения дополнительных первоисточников и знакомства с вопросами, которые не были раскрыты преподавателем в ходе лекционных или семинарских занятий, в ходе написания групповых эссе учащиеся формируют важные общеучебные умения и навыки, такие как:
* Умение работать в группе над решением поставленной проблемы,
* Умение участвовать в дискуссии, воспринимать чужое мнение, аргументировать и представлять свою точку зрения на проблемы,
* Умение находить компромиссы и принимать групповое решение,
* Навыки совместного использования средств ИКТ (офисные программы, электронная почта, форумы Интернет и пр.),
* Навыки самодисциплины, организованности, умения планировать свое свободное время и проводить групповые встречи.
Преподаватель ставит проблему, для решения которой учащимся нужно проработать значительный объем материала и рекомендованных первоисточников. При этом, материал дается как бы в избытке, и проработать его индивидуально одному студенту довольно сложно. Эта проблема решается лишь в том случае, когда студенты распределяют свои силы, договариваются и тщательно планируют свою совместную деятельность. Каждая малая группа (например, 3-4 человека) договариваются о следующем:
* На этапе сбора и обработки информации - кто работает с ресурсами Интернета, кто прорабатывает и какие именно печатные издания, кто отвечает за сбор полученной информации; кто анализирует информацию - один человек или вся группа, собираясь, обсуждает полученные данные и решает проблему и пр.
* На этапе обсуждения полученных данных - кто сводит все важные факты в единое целое, управляет ли кто-то дискуссией (обсуждением), кто записывает по ходу дискуссии тезисы и аргументы и пр.
* На этапе оформления эссе и передачи его преподавателю - кто и как пишет итоговый вариант эссе, как оно редактируется - одним человеком или всей группой в ходе очного обсуждения, кто представляет электронную версию документа преподавателю (публикует на форуме в Интернете, передает по электронной почте и пр.).
Необходимо заметить, что групповые эссе, безусловно, позволяют многому научиться и способствуют активизации учебной деятельности, однако они подходят и нравятся далеко не всем студентам. Разочарование в этой форме учебной деятельности наступает тогда, когда студенты не могут правильно распределить обязанности и объединить свои интеллектуальные ресурсы для совместной работы над эссе. Совместная работа может быть подменена простым договором о том, кто и в какой последовательности пишет работу один от имени всей группы. В этом случае, качество написания эссе будет сильно зависеть от индивидуальных способностей студента (кто-то из представителей группы напишем очень хорошее эссе, а кто-то с этой работой может не справиться, тем самым, подведя всю группу, т.к. одна оценка ставится на всех), а качество обучения в целом резко снизится. Поэтому, при использовании метода групповых эссе преподавателю необходимо внимательно отслеживать динамику происходящих внутри каждой малой группы сотрудничества процессов и вовремя подключаться для решения возникающих организационных или межличностных проблем, подсказывая учащимся как лучше организовать свою учебную деятельность.
Авторы:
М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева
Комментарии
команда!
Я несколько раз убеждался,что таким образом можно достичь намного большего! Вообще,считаю "командный дух"-панацея для нашей нации.
ладно,я немного отвлекся.
Так вот. можно разделиться на группы!
Вот представьте себе ситуацию!-
Ночь.море.карабль , который сбился с пути. И....караблекрушение!!!!
Есть достоверная информация:
1.все пассажиры незнакомы(некоторые успели познакомиться за время путешествия).
2. есть 4-5 спсательных лодок,в которых по 3-4 человека.
3. есть точная информация,что через 1 час и 30 мин начнеться сильнейший шторм,после которого шансов выжить нет.
4. точно известно что где рядом есть остров,до которого
плыть где то 1 час времени(если грести)
5.если не работает "команда"-сами понимаете-острова не видать.
6.есть 30 мин. чтоб определиться, на основе имеющейся информации(высше),в какую сторону грести!(образно-звезды,кто то помнит карту и т.д.)
7.караблекрушение началось!!!1
8.надо определиться в какую лодку запрыгиваешь! и с кем. времени не так много.
Это -караблекрушение!!!!!! нет вчерашних (ты нагадил в мой гаршок и т.д.).
Я в начале думал,зачем Бомж такие,немного сложные усовия поставил? а потом- ДА! надо немного потрудиться,полазить в инете,пройтись по книжным полкам и т.д. Т.е. немного усердия! и это- хорошо.
команда может придумать и названия!
Интресно,кто выжевет?
....ну или можно поплыть)))