Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 16 / 09 / 2019 Время Московское: 121 Человек (а) в сети
 

Читаем ингушский ковер

Этот ковер был соткан в Ингушетии в позапрошлом веке. Сто лет назад его увидел и зарисовал участник этнографической экспедиции, художник Гази-Магомед Даурбеков. Альбом с его рисунками вернулся в Ингушетию лишь недавно — и то по чистой случайности. Его нашел на Измайловском рынке в Москве любитель старины

Гирихан Ахильгов.

Нашел, купил и привез на родину, где местные этнографы попытались расшифровать архаичные узоры. Что из этого получилось — рассказывает этнограф Танзила Дзаурова. Войлочные мифы Вплоть до XX века у ингушей было мифологическое мировоззрение. Люди верили в лесных духов — алмасов, злых духов — тэрымов, в оборотней, чародеев, великанов и чудовищ.

Сюжеты из ингушского нартского эпоса воспринимались и пересказывались как быль. Все эти верования и суеверия передавались не только устно, но и в виде орнамента на мебели, посуде, одежде, орудиях труда, музыкальных инструментах, а чаще всего на войлочных коврах — истингах.

Этот ковер был соткан в Ингушетии в позапрошлом веке. Сто лет назад его увидел и зарисовал участник этнографической экспедиции, художник Гази-Магомед Даурбеков. Альбом с его рисунками вернулся в Ингушетию лишь недавно — и то по чистой случайности. Его нашел на Измайловском рынке в Москве любитель старины Гирихан Ахильгов. Нашел, купил и привез на родину, где местные этнографы попытались расшифровать архаичные узоры. Что из этого получилось — рассказывает этнограф Танзила Дзаурова.

Войлочные мифы

Вплоть до XX века у ингушей было мифологическое мировоззрение. Люди верили в лесных духов — алмасов, злых духов — тэрымов, в оборотней, чародеев, великанов и чудовищ. Сюжеты из ингушского нартского эпоса воспринимались и пересказывались как быль. Все эти верования и суеверия передавались не только устно, но и в виде орнамента на мебели, посуде, одежде, орудиях труда, музыкальных инструментах, а чаще всего на войлочных коврах — истингах.

Наш истинг выполнен в пяти цветах, что редкость для ингушских войлочных ковров (обычно они двух- или четырехцветные). А это значит, что у него было еще четыре близнеца. Дело в том, что мастерицы красили не отдельные элементы орнамента, а весь войлок целиком. Покрасив несколько войлоков в разные цвета, вырезали в них одинаковые узоры и просто переставляли детали.

Ковер украшает довольно сложный орнамент. Ключ к его дешифровке дала нам сама мастерица, со слов которой художник сделал подпись к рисунку: «Да не иссякнет благодать леса!» У ингушей в древности было множество правил поведения в лесу — своего рода «Лесной кодекс». Лес, как и все остальная природа, считался одушевлённым. После появления первых почек он просыпался, оживал, и людям запрещалось ходить по лесу с топором, чтобы не нагонять страх на деревья.

Как и у других древних народов, у ингушей было множество «священных рощ», или «запретных лесов», где проводились религиозные обряды. Люди верили, что даже вырубка кустарника и собирание хвороста там будут жестоко наказаны высшими силами. Единственное, что можно было вынести, — палку, чтобы изготовить новый посох для жреца. И то предварительно следовало задобрить лесного духа жертвоприношениями. Хотя в лесных духов и патронов давно уже никто не верит, бережное отношение к таким рощам сохранялось в сознании старцев до недавнего времени.

— Наш дедушка запрещал нам заходить в рощу на вершине холма, — рассказывает житель села Ляжги Али Точиев. — Но мой старший брат ослушался и пошел туда рубить лес. В тот день он вернулся домой со сломанной рукой. А дед сказал, что предупреждал: любой, кто посягнет на неприкосновенный лес, будет наказан.

В центре ковра — Мировое древо. Этот символ имеет очень глубокие корни и встречается по всему миру. Он показывает, как наши предки представляли себе мир. Образ Древа символизирует два измерения. В одном измерении древо — это время: прошлое (корни) — настоящее (ствол) — будущее (крона с плодами и семенами). Как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить без прошлого. Поэтому в старину для ингушей крайне важно было знать имена 14 своих предков.

Сегодня ингушскому мужчине достаточно знать своих предков до 7-го колена. Ствол — это настоящее. По нему течет сок — жизнь. Он питает будущее — плоды и семена, которыми оно будет размножаться. В другом измерении Мировое древо — это три параллельных мира, взаимодействующих друг с другом: подземный мир Эл — царство мертвых, где умершие живут полноценной жизнью и в курсе всех событий, происходящих в царстве живых; мир, в котором живем мы с вами; и «небесный мир», в котором обитают Верховный бог Дяла и все его помощники — патроны, а также одушевленные Солнце, Луна и звезды.

Среди людей лишь избранные могли перемещаться в тот или иной мир.

На ветвях Мирового древа мастерица изобразила листву и хвою различных деревьев. Каждая порода имела свое сакральное значение и почиталась у древних ингушей за те или иные качества. Сосна, например, наделялась магическими свойствами. Именно из ее древесины вырезали жреческие шесты, на которых из года в год делали насечки и проводили гадательные ритуалы. Беззащитный перед силами природы, человек особенно ценил и восхищался силой, прочностью и живучестью того, что его окружало. Подобно легендарному герою нартского эпоса — богатырю Сеска-Солсе, рожденному из камня, семя сосны из небольшой расщелины в скале может вырасти в огромное дерево. Корни сосны, пропитанные смолой, использовались как факелы, а щепки и кусочки коры — в качестве лучин.

Древесина калины-гордовины во все времена шла на амулеты — обереги от злых духов. Ее клали в люльку, у изголовья кровати, ставили ветку за дверью, считая, что она не пустит в дом оборотней и злых духов. Калина и сейчас востребована у ингушских аксакалов, которые любят сделанные из нее посохи. Груша Дуб, липа, клен и осина также почитались и использовались в хозяйстве и ремеслах.

Но особенно ценилась лесная груша. Ее запрещено было трогать, где бы она ни росла. В лесу все деревья и кустарники, которые росли рядом с лесной грушей, вырубались, чтобы дать ей больше света и простора. Оставляли только молодые деревца лесных груш.

Так постепенно формировалась роща. Знающий человек делал прививки, принося из дальнего леса веточку от дерева хорошего сорта. Точно так же создавались в лесах ореховые и кизиловые рощи. В лесу рядом с Салги, где жила наша мастерица, растет малина, земляника, смородина и множество лечебных трав. Поэтому она и придавала такое значение «благодати леса». Мать-Земля

И, конечно, вся эта благодать появлялась благодаря Матери-Земле. Без ее образа не обходился практически ни один ковер. Символ плодородия в виде стилизованного изображения женщины мы видим в «настоящем», в «Царстве живых». Это центральный мотив многих ковров. Символ Матери-Земли — очень древний, он появился во время зарождения земледелия, когда земля ассоциировалась с женщиной, а плодородие почвы — со способностью женщины воспроизводить жизнь. Чтобы получить хороший урожай, надо было задобрить Мать-Землю, это было главной задачей всей ритуальных действий в религиозных обрядах. Баран По контуру мы видим стилизованное изображение барана.

Баран был очень почитаемым животным у ингушей. Его шерсть — главная составляющая хозяйственной жизни женщин в прошлом, из нее делали домотканое сукно, войлочные ковры, бурки, бешметы, постельные принадлежности. Читайте также Жизнь и еда лучшего фудблогера России Загадки старых фотографий: Человек-копна Лабиринт из шелка и золота Особенно ценилась тушинская овца. Когда хотели подчеркнуть благосостояние человека, указывали, каким количеством тушинских овец он владеет. Ценилась из-за свойств шерсти: длинная и цепкая, она шла на изготовление прочных войлоков. Волокна шерсти тушинской овцы полые, они вбирают в себя влагу и удерживают ее внутри, так что человеку, завернувшемуся в такой войлок, дождь и холод были не страшны. Один из старожилов Салги рассказал нам, что у его отца было 400 голов тушинских овец. Возможно, именно из этой семьи и происходила наша мастерица. Имя этой женщины, к сожалению, не сохранилось. Зато дошло ее послание, взывающее к разуму и милости, чтобы Лесной дух не оставил наш мир навсегда…

Танзила Дзаурова

Это Кавказ:

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Гоcть Ср, 31/05/2017 - 03:13

Сийна ц1и е Танзилаз ювцар.

Абббас с перископом Втр, 30/05/2017 - 22:41

Язык символов и эмблем очень важная часть отражаемая в народном творчестве.
Наука ошибочно считает,что ингуши были язычниками,поклонялись духам и прочему,что было у других народов.
У ингушей никогда не было ЖАНРА Фантастика,и нет ее.
Все что они говорили это было и есть. Нарты это НААРТ,служителей. Портала.сармак это рептилоиды.

АнУхНах это астронавты,Кем это космический корабль,летательный аппарат.просто. От геноцида забыли и спрятали свои знания.
Пора их открывать,хотя бы с ковров.
Тупняк оттает

Парад Втр, 30/05/2017 - 22:09

Интересно а эти Ингушские слова на Английском языке на картинке как это понять, или что кто может это понять?

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры