Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 24 / 04 / 2024 Время Московское: 6917 Человек (а) в сети
 

В Чечне запретили шиитские ритуалы самоистязания

Группа последователей шиитского ритуала забивания в голову ножей выявлена в Чечне.Кадыров в присутствии журналистов провел профилактическую беседу с самопровозглашенным халифом общины. В чеченском муфтияте верования группы назвали противоречащими исламу. Ученые же недоумевают, как культ религиозного самоистязания проник в Чечню.

В конце января в Интернете появилась видеозапись того, как группа мужчин в одной из стран Ближнего Востока проводит некий обряд. Пяти мужчинам, сидящим на корточках в окружении порядка десятка человек в помещении, сначала металлический чашей, а затем бруском забивают совсем неглубоко в голову ножи. При этом на лицах тех, кому проводят этот обряд, не видно боли, у них нет крови. По окончании обряда все пятеро с торчащими в головах ножами встают с улыбками, их снимают на мобильные телефоны.

Кадыров запретил заниматься религиозной деятельностью в Чечне последователю шиитского ритуала забивания в голову ножей

На видео, распространенном в сети, оказались и чеченцы, что вызвало общественный резонанс в Чечне.

Одним из тех, кто запечатлен на видео с ножом в голове, был московский чеченец Асламбек Зубайраев. С ним 2 февраля встретились Рамзан Кадыров, муфтий Чечни Салах Межиев и другие представители духовенства. Репортаж об этой встрече был показан на телеканале "Грозный".

Асламбек Зубайраев назван лидером группы чеченцев, участвовавших в обряде, - последователей одной из ветвей шиизма, возникшей в Ираке и возглавляемой шейхом Мухаммедом аль Касназани.

На встрече, показанной по чеченскому телевидению, Рамзан Кадыров и чеченские богословы заявили Зубайраеву, который, как оказалось, объявил себя "халифом", что его действия не соответствуют исламу.

"Ты оттуда приехал, воткнув себе в голову нож, чтобы, как ты говоришь, принести благо исламу и чеченскому народу. Порежь себе руку, и если ты состоявшийся халиф, сделай так, чтобы с нее не потекла кровь", - предложил Зубайраеву Кадыров.

Зубайраев на это предложение промолчал. Чеченские богословы однозначно осудили Зубайраева, а Кадыров заявил ему, что он не позволит вводить в заблуждение жителей Чечни и запретил заниматься религиозной деятельностью в Чечне.

"Я не хочу хоронить людей, не хочу, чтобы в Чечне была Сирия", - подчеркнул глава республики.

Зубайраев, несмотря на словесные выпады в его адрес, держался на встрече достаточно уверенно и пытался высказать свою точку зрения. В частности, в ответ на обвинения в том, что он не является знатоком ислама и шариата, не знает арабский язык, он заявил, что этого не знали ни Кунта-хаджи Кишиев, ни сам Пророк Мухаммад, однако тем не менее им обоим было ниспослано божественное откровение. Также он подтвердил, что является представителем шейха Касназани.

В конце беседы Кадыров заявил следующее: "Учи свою семью. Изучай религию… Передай это и своим мюридам, своему халифату. В моем халифате, в этой республике я халиф. Я не признаю… не разрешаю вам этим здесь заниматься, потому что у вас нет знаний. Приедет Касназани, мы дадим ему выступить, проводить беседы, выслушаем его, посадим на телевидение, потому что он знает религию".

В чеченском муфтияте сочли показанный на видео обряд противоречащим нормам ислама.

В чеченском муфтияте считают, что действия Зубайраева и его последователей противоречат нормам ислама.

"Мухаммед Касназани - довольно известная на Ближнем Востоке личность. Раньше он жил в Багдаде, а после начала войны в Ираке перебрался в Иорданию. Среди его последователей есть и шииты, и сунниты. Его адепты проводят различные обряды, которые не имеют никакого отношения к исламу, такие как забивание в голову кинжалов, или протыкание щек и шеи острыми предметами", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель Духовного управления мусульман Чечни.

По его словам, указанные обряды эти люди называют "караматом", то есть чудотворным явлением.

"Последователи этой секты недавно объявились и у нас, а ее глава, проживающий в Москве Асламбек Зубайраев, кстати, имеющий ученую степень кандидата экономических наук, даже объявил себя "халифом", - отметил представитель муфтията.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы статьи "Шиизм", "Суннизм", "Ваххабизм", "Суфизм", "Ислам в России" и "Верования чеченцев".

Он отметил, что в свое время в Чечне уже объявлялся подобный "халиф" - житель селения Автуры Шалинского района Адам Дениев.

"Зубайраев и его группа - это последователи печально известного у нас "халифа Адама", который после завершения первой чеченской войны объявился в республике и сеял смуту. Он тоже собирался творить чудеса, а однажды пообещал воскресить молодого человека из числа своих родственников, чтобы доказать свою избранность. Воскрешение, конечно же, не состоялось, "халиф" просто объяснил, что "умерший отказался возвращаться в грешный мир". Теперь последователи этого "чудотворца" снова у нас объявились", - сказал представитель муфтията.

По его словам, проведение обрядов самоистязания недопустимы с точки зрения мусульманской религии.

"Ислам запрещает человеку наносить себе вред. Это относится и к различным обрядам самоистязания, которые есть у шиитов. В том числе это касается и вбивания ножей в голову и прочих "чудес". Такие вещи просто недопустимы", - подчеркнул представитель муфтията.

Он отметил также, что после появления в Интернете видеозаписи с обрядом забивания ножей в голову к богословам стали поступать многочисленные обращения от верующих.

"Люди поражены происходящим. Они опасаются, что эта секта может получить распространение в республике и требуют не допустить этого", - рассказал представитель муфтията.

Жители Чечни обеспокоены распространением различных религиозных течений

Жители республики также говорят о своем беспокойстве в связи с видео с обрядом вбивания в головы ножей и распространением в республике различных религиозных течений.

"Я смотрел это видео с участием Зубайраева, ничего кроме отвращения оно не вызывает. Как человек, называющий себя мусульманином, тем более достаточно образованный мужчина в возрасте, может участвовать в подобном обряде? Это же явное сектантство. То, что Зубайраев называет "караматом", уже давно распространено на Востоке. Протыкание частей тела острыми предметами это никакое не божественное чудо, а проявление неверия", - считает грозненец Алавди.

"Наша власть и духовенство просто зациклились на борьбе с ваххабизмом, и на этом фоне у нас активно стали распространяться другие религиозные течения. Теперь вот даже шиитская группа возникла. Все они ничуть не лучше радикальных исламистов, поскольку вносят смуту и раздор среди мусульман, и им должно оказываться такое же противодействие", - убежден местный житель Ваха.

"У нас в республике всевозможные течения не особо распространены, власти пока удается держать ситуацию под контролем. Но вот в других местах с этим очень сложно. Мой сын учится в Москве, он рассказывает, что много молодых чеченцев вовлечено в различные секты. Есть, например, так называемые "кораниты", которые утверждают, что они признают только Коран и отрицают хадисы Пророка Мухаммада, считая, что они не могут быть достоверными, так как написаны людьми. Боюсь, что, вернувшись домой, эта молодежь начнет распространять здесь свои убеждения, а это ни к чему хорошему не приведет", - полагает имам мечети в Грозном Муса.

"Во все времена были суфийские группы, которые ратовали за сближение с шиизмом"

В Чечне опасаются крайностей в исповедании ислама как со стороны радикального салафизма, так и со стороны радикального традиционализма, считает замдиректора Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов.

"Ведь и так называемый традиционный ислам тоже может быть радикальным в каких-то практических проявлениях", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Аликбер Аликберов.

Он отметил, что не изучал вероучительные и ритуальные особенности данной конкретной группы, но, добавил эксперт, существуют ответвления суфийских орденов, которые имеют синтез суннитских и шиитских воззрений и практик в своем арсенале.

"Я бы подумал, что это именно такая группа. В истории бывало, что суннитская в основе группа становилась шиитской и наоборот. Например, Сефевиды, восстановившие фактически в 16 веке Персидскую монархию, принадлежали изначально к суннитскому суфийскому братству, а в итоге стали основоположниками шиитского Ирана. В рамках сближения суннитских и шиитских суфийских орденов формировалось братство Ниматуллахи. В период Османской империи, которая была суннитской, тоже были обновленческие суфийские группы, которые ратовали за сближение с шиизмом. Влияние такого направления имело место на Балканах и на Кавказе", - рассказал Аликбер Аликберов.

По его словам, в настоящее время еще существуют суфийские шейхи, идущие этим путем.

"Один из самых известных - это лидер группы братства Накшбандия-Хаккания Низам Кыбрыслы из турецкого Кипра. На его англоязычном сайте чуть ли не на главной странице сказано, что "мы из тех, кто любит Ахли Бейт" (Ахли Бейт - принятое в исламской традиции обозначение семейства пророка Мухаммеда (потомков его дочери Фатимы и зят Али), почитаемого как шиитами, так и суннитами - прим. "Кавказского узла"). Однако теперь в связи с политическим противостоянием в суннитской среде идет полное размежевание с шиизмом. Даже то, что было принято в традиционном суннизме - проявление особой любви к Ахли Бейт, сейчас многими воспринимается как нежелательное влияние шиизма", - подчеркнул Аликбер Аликберов.

С ним частично согласен и директор Фонда "Марджани" Игорь Алексеев. Он отмечает, что в Ираке, в восточной Турции, в отдельных районах Ирана, в основном в регионах, населенных курдами, имеется похожая практика ордена Кадирия со втыканием ножей, хождением по горящим углям и прочим.

"Вообще, действия, напоминающие самоистязания, довольно давняя традиция, распространенная преимущественно в иранском ареале. Причем в различных формах. Например, в северо-восточном Иране - Хорасане, в Средней Азии был такой орден маламатия. Они занимались провоцированием людей в общественных местах. Выходили на публику и вели себя неподобающе, могли даже громко ругать ислам. Их за это били, а они отрабатывали методику быстрого заживления ран", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Алексеев.

Он отметил, что в Египте наблюдал практику ордена Рифаия, которые ходят и лежат на углях, подобно индийским йогам.

"При этом каких-то травм, ожогов они не получают. Это своего рода демонстрация экстраординарных способностей человеческого организма. В оправдание таких практик суфиям служит рассказ Корана о пророке Ибрахиме (Аврааме). Царь Вавилона приказал его сжечь, Ибрахим в огонь вошел, но огонь его не тронул. Концепция такова, что они должны дойти до уровня пророка Ибрахима, чтобы огонь их не жег, кинжал не колол и т. д.", - сообщил эксперт.

Алексеев оговорился, что, возможно, данная практика восходит к доисламскому периоду Ирана, но нынешние кадирийа - это мусульмане-сунниты, и к шиитам формально не относятся.

"Чеченские суфии последователи Кунта-хаджи тоже относятся к ордену кадирийа. Правда, аналогичных практик у них нет, но зато есть танец во время зикра, что не делают никакие другие кадириты, распространенные от Алжира до Китая", - пояснил ученый.
Кунта-хаджи Кишиев родился предположительно в 1830 году в селении Мелч-Хи (по другим данным - в селении Истси-Сув). В 18 лет он совершил хадж в Мекку, тогда же вступил в суфийский орден Кадирия. Последователи Кунта-хаджи Кишиева, к которым относится и глава республики Рамзан Кадыров, считают, что перед наступлением конца света он вместе с Пророком Исой (Иисус Христос) и имамом Махди явится на землю, чтобы низвергнуть Сатану (Даджала), и установить на земле мир и спокойствие. Кунта-хаджи жив, говорят его мюриды, и продолжает совершать добрые дела, особо подчеркивая, что он не умер в ссылке, а скрылся, чтобы в определенный час вернуться назад. Кишиев был основателем зикризма и суфийского ордена на территории Чечни и Ингушетии. В разделе "Персоналии" опубликована биография Кишиева.

Что касается родства с шиитскими концепциями, то в том ответвлении традиционного ислама, кадиритского тариката, что исповедуют в Чечне, по мнению Алексеева, этого не меньше.

"По их воззрениям, Кунта-хаджи не умер, а вознесся живым, перешел в некое состояние, схожее с шиитской идеей "сокрытия имама". Поэтому в Чечне нет преемственности тариката от учителя к ученику в разных поколениях. У всех чеченских кадиритов один учитель - "вечно живой" Кунта-хаджи. Типологически небесное правление Кунта-хаджи и "сокрытый имам" шиитов похожи, хотя невозможно точно сказать - оформилась ли эта идея "прямой теократии" в Чечне под влиянием шиизма или нет", - рассказал Игорь Алексеев.

По его мнению, группа Зубайраева - абсолютно новое явление для Чечни.

"О ней ничего неизвестно ученым и любопытно, конечно, какими путями проникли эти практики в Чечню, и их дальнейшее развитие. Вполне возможно, что эти альтернативные практики пришли в Чечню на волне "глобализации суфизма", - считает Игорь Алексеев.

Что касается Адама Дениева, которого упомянули в чеченском муфтияте в связи с группой Зубайраева, этот человек, по словам ученого, производил впечатление достаточно ортодоксального, традиционного для Чечни мусульманина.

"Адам Дениев развивал какую-то историческую концепцию, но при этом производил впечатление достаточно ортодоксального, традиционного для Чечни мусульманина. Он вряд ли выходил за пределы традиционного чеченского зикра с танцами, никакой экзотики в его практике не было замечено", - полагает Алексеев.

Дениев был приближенным Ахмата Кадырова

Адам Дениев стал известен в конце 80-х годов, когда на съезде Исламской партии возрождения России в Астрахани был избран эмиром мусульман Северного Кавказа, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" политолог Тимур Алхастов.

"Не спрашивайте о репрезентативности этого мероприятия. Так формировались новые политические фигуры, когда, окружив себя десятком-другим сторонников, объявляли себя общероссийскими деятелями. Правда, эмиром он пробыл недолго. Скорее всего, этому посодействовали Джохар Дудаев и Зелимхан Яндарбиев, считавшие действия Дениева и ему подобных деструктивной", – предположил Алхастов.

Лишившись эмирского звания, Адам Дениев отправился в Багдад для обучения теологии. Посетивший в тот период Багдад Джохар Дудаев не преминул подпортить авторитет Дениева, сообщив местным властям о связях религиозного деятеля с российскими спецслужбами, отметил эксперт.

"В 1994 году Адам Дениев вернулся в свое родное село Автуры. И не просто так, а с бумагой, дающей право представлять в России и во всем бывшем СССР одного известного шейха из Ирака. Имея достаточно большие финансы, он организовал группу поддержки, которую он расквартировал в двух заброшенных пионерских лагерях. Его отряд был прекрасно вооружен. Тогда же он сблизился с Русланом Лабазановым (одним из лидеров антидудаевской оппозиции - прим. "Кавказского узла")", – добавил Алхастов.

Затем Дениев организовал свое движение "Адамалла" ("Человечность"), действовавшее под лозунгом "В мире есть три истины – Коран, Конституция России и Адамалла", продолжил политолог.

"Перед первой чеченской войной Дениев продолжал формировать ряды своих сторонников и находил поддержку в определенных федеральных структурах. Считается, что во время первой чеченской войны Дениев был человеком Доку Завгаева (глава пророссийского правительства Чечни в период первой военной кампании - прим. "Кавказского узла"). Однако он вел свою игру, пытаясь расширить с помощью админресурса число своих сторонников и свое влияние в республике", – рассказал Алхастов.

Он также сказал, что между двумя чеченскими войнами, Дениев пытался влиять на московских чеченцев, в прессе были материалы о причастности Дениева к попыткам давления на бизнес. Летом 2000 года он был одним из претендентов на пост полномочного представителя президента России в Чечне, но тогда выбор пал на Ахмата Кадырова как на более авторитетного, влиятельного и предсказуемого человека.

"А Дениев был назначен заместителем Кадырова, в аппарате которого он отвечал за связи со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Также, по некоторым сведениям, Адам поддерживал процесс установления конституционного порядка в Чечне, выявлял пособников боевиков, примирял кровников", – сообщил Алхастов.

Отношения Ахмата Кадырова с Адамом Дениевым были достаточно сложными, особенно с учетом того, что Кадыров проповедовал суфизм традиционного, вайнахского толка, а у Дениева духовным лидером был шейх из Ирака.

"Братство Касназани известно в Ираке своими мистическими церемониями, в ходе которых адепты режут себе язык бритвой, прокалывают иглами щеками, занимаются прочими самоистязаниями. Подобные ритуалы чужды нашим вайнахам. Поэтому духовные ценности, проповедуемые шейхами, подобными Мухаммеду Касназани, в основном не приемлемы у вайнахов и вызывают раскол в обществе", – считает Тимур Алхастов. .

Он также уточнил, что Адам Дениев погиб 12 апреля 2001 года от взрыва заложенной на чердаке мины во время телетрансляции собственной проповеди по сельскому телевидению в его родном селе Автуры.

"Ахмат Кадыров тогда заявил, что смерть его заместителя – заказное убийство, совершённое по приказу экс-президента Чечни Аслана Масхадова", – заключил Алхастов.

Как писал "Кавказский узел", 27 августа 2016 года по итогам исламской конференции "Кто они – последователи сунны?", прошедшей в Грозном, была принята фетва, по которой истинными мусульманами признаются только последователи суфийского тариката. Сторонники салафизма в этой фетве названы опасными сектантами. В фетве говорится, что ее обязаны принять все мусульмане России. Однако 26 ноября 2016 года в ходе своего визита в Саудовскую Аравию Рамзан Кадыров и встречи с наследным принцем королевства Мухаммадом ибн Салманом Аль-Саудом, по информации арабских СМИ, извинился за исламскую конференцию в Грозном и признал, что салафиты не являются сектантами. В ДУМ Чечни информацию об извинениях назвали "абсолютной ложью и неправдой".
С критикой итоговых документов конференции выступили известные религиозные деятели России и арабского мира. Итоги конференции назвали неактуальными для мусульманской общины и в самой Чечне. С критикой итогов грозненской конференции выступили и участники московского мусульманского форума, прошедшего с 18 по 20 октября. О своей непричастности к фетве заявили исламские ученые Али Джифри и Ахмад Тайиб, с именами которых окружение Кадырова связывало авторитетность мероприятия

http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/297496/

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Спецназ ГРУ Сб, 11/02/2017 - 12:55

Вот это правильное решение.

Абббас с перископом Сб, 11/02/2017 - 12:47

К сведению.
У шиитов свое законоположений, называется ШИЭ.У
СУНИТОВ НАЗЫВАЕТСЯ ШАРИЭ.
В них есть некоторые различия.
Эти различия учитывались?
Шариат - законоположений
Есть ШАРИЭ, ШИЭ, АЗЕМИ.

магич99 Сб, 11/02/2017 - 12:21

выселить с республики

Абббас с перископом Сб, 11/02/2017 - 11:26

А что по этому поводу думает Сажи Умалатова ?

magoma Сб, 11/02/2017 - 12:03

она скажет с высоты башенного крана ...

Уточним Вс, 12/02/2017 - 11:31

Она же сварщицей была.

магич99 Вс, 12/02/2017 - 11:49

она и воду-ситро продавала Yes

magoma Сб, 11/02/2017 - 10:38

эти персы есть и в Назрани

харапинец Пнд, 13/02/2017 - 00:36

Сколько можно нас делить,мать вашу,вы что как бараны поддаётесь этим неучам,хамам,бурятам,эфиопам,египтянам тупым итд.итп,у нас есть аддаты от наших предков они схожи с исламом. Первый ислам который принёс к нам Кунтхажи если мы отойдём от этого,нас как баран будут делить эти секты,и управлять объявляя себя новоиспечёнными шейхами и прочею ересью ,и нас будут травить друг против друга как собак,и обогащаться как это было в СССР кайлах течение решала все вопросы ВАЙНАХОВ и нация не развивалась,сейчас чеченцы развиваются космической скоростью.Я рад за наших братьев,дай АЛЛАХ им силы,бороться с этой ересью,с этими новыми шейхами самозванцами,которые хотят одного власти,на крови своего народа. РАМЗАН ДАЛЛА ЭТТО БОКХИЛЛА ХА ЦАННА ДОХАЛ ОТТА,эта нечисть будет лесть из всех щелей,их надо на корьню уничтожать.

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры