ПРОЛОГ
“И если не защита Господа одних людей другими, то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминаемо имя Творца[1]”.[2]
БРАТСКИЕ УЗЫ. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РОДСТВО
Нет разумных причин и поводов для того, чтобы люди жили в состоянии вражды, размежевания и разобщенности, постоянно противореча друг другу, игнорируя и не познавая, не признавая друг друга. Следуя правильной логике и здоровым чувствам, далеким от всяких форм эгоизма, мы увидим немалое количество мотивов к сближению людей, множество причин, ведущих к образованию интегрированного общества, с сохранением самобытности всех его участников, где бразды правления отданы не антагонистическим, не шовинистским настроениям, не озлобленности и постоянному поиску врага, а – любви и взаимоуважению. Воспитывая именно такие качества в своих гражданах, любое общество может вести себя к безопасности, спокойствию и к неподдельным идеалам цивилизованности.
Всевышний Творец всего сущего, в заключительном Писании – Священном Коране, обращает пристальное внимание и возвращает рода человеческие и многочисленные национальности, культуры к двум прародителям, Адаму и Еве, указывая людям о “месте встречи”, где переплетаются, укрепляются, и могут стать прочными их братские узы: “О люди! Мы [говорит Господь, указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас (людей) племенами и народами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. Это – Божественный замысел. И ваша “разность и непохожесть” для того], чтобы вы знакомились друг с другом [изучали иностранные для вас языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми].[3] Воистину, самыми великодушными и благородными среди вас [о люди] являются те, кто наиболее набожен[4] [пред Всевышним, Господом миров]. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся”.[5]
И именно то, когда люди идут друг другу навстречу, знакомятся друг с другом, а не пропитываются взаимными противоречиями, антипатией; именно шаг навстречу – основа межчеловеческих отношений. Да, порой, появляются преграды, препятствующие движению именно в этом направлении. “Давка” и “толкотня” в борьбе за “место под солнцем”, положение, должности, корочки, титулы иль материальный достаток часто умерщвляют в людях взаимоуважение, взаимопонимание, ощущение того, что рядом с тобою такой же че-ло-век, лучшее творение Творца, которое, волею Его, вознесено над всем и вся.
Да, люди могут по-разному понимать, что есть истина. По-разному трактовать, что есть добро иль благо, а это приводит к спорам, а порой, и к столкновениям, стычкам меж ними, войнам. А ведь Пророк Мухаммад, как и многие тысячи посланников Божьих до него, говорил: “Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями”.[6]
Один из мусульманских ученых образно и мудро отметил: “Если ты сажаешь в тюрьмы тех, чьи мысли отличаются от твоих, значит в твоей голове вместо разума возведена стена [с колючей проволокой]. Если ты несогласных с тобою лишаешь жизни через повешение, значит в твоей голове за место разума – виселица. Но если же ты обмениваешься мнениями со своим собеседником, в чем-то убеждаешь его, а в чем-то и соглашаешься с ним, тогда в голове твоей разум, выполняющий функции именно разума”.[7]
Несмотря на многие негативные события, предстающие пред нами в повседневной жизни, в мире, важно не забывать о том, что все люди имеют одну природу сотворенности[8] исходя из чего должны строить жизнь на Земле сообща, именно сообща, симметрично, гармонично и согласованно друг с другом. Каждый из нас, независимо от национальности, гражданства, вероисповедания иль мировоззрения, вносит свою лепту в продолжение бытия, строительство жизни и изменение её.
Строя жизнь и изменяя ее в лучшую строну нужно помнить, что (1) любой человек возвышен и выделен пред Господом миров: “Воистину, Мы вознесли (оказали почет, уважение) детей [праотца человечества] Адама! [Мы предоставили людям особое, главенствующее положение в этом мироздании]”;[9] а также – (2) каждый из людей невероятно близок к Творцу: “Мы, и нет сомнений в этом, сотворили людей (род человеческий) и знаем [даже] то, что шепчут людям их души. И Мы ближе к ним (к каждому из людей), чем их шейная артерия. [Мы, говорит Всевышний, ближе к ним, чем они сами к себе]”.[10]
В то же время, не стоит преувеличивать свою значимость иль принижать достоинство других. О пагубности и греховности этого часто упоминается в Коране и хадисах. Например: “Все вы – дети Адама [и Евы]. Адам же сотворен был из земли. Пусть же прекратят люди бравировать своими предками [пусть не возносятся над другими, перечисляя достижения иль подвиги своих родов, племен иль народов], а иначе станут они пред Всевышним [потеряв человеческое лицо, по результату своей гордыни и кичливости за чужие успехи и поступки] даже ниже по значению, чем [к примеру] навозный жук”.[11]
Важно не то, какого цвета твоя кожа, какое у тебя гражданство иль национальность, из какого рода иль тейпа ты происходишь, а важно кто ты сам есть, суть, каковы лично твои нравственные и иные успехи, достижения.
Великий имам ‘Али ибн Абу Талиб (двоюродный брат Пророка) еще более четырнадцати веков назад говорил:
Люди, как скульптурные изваяния (монументы, манекены) равны (много сходств);
Отец их Адам, а мать – Ева.
Матери людей (подобны) сосудам-хранилищам (младенцев),
А для определения знатности происхождения – отцы.
И если есть заслуги у родителей, то дети гордятся (этим),
Хотя, они ведь (дети) – (еще) лишь глина и вода.[12]
Истинные честь и достоинство (заслуги) – у ученых[13] людей,
Они – указатели правильного пути для тех, кто просит их об этом.
Ценность человека в искусных умениях его,[14]
А невежды (кстати) враждебны к носителям знаний.
Посвети себя науке (знаниям, познаниям), и ни на что не променяй это!
(Пойми), люди (массы, толпы) – мертвы, а обладатели знаний (ученые) – живы.[15]
Кстати, вернемся к братству, общечеловеческому родству. Важно уметь отличать сектантское понимание братства от религиозного. Первое: “братья мои – это те, кто думает так же, как и я, а остальные – враги и недруги”. Носителям такого взгляда на жизнь крайне сложно контактировать с другими, теми, кто не похож на них, живет по иным принципам, мыслит иными категориями, кто не разделяет их взгляды и ценности.
Религиозное же понимание братства таково: “все мы люди, вольны в выборе взглядов и поступков. Появления на свет каждого из нас пожелал Творец. Живя в мирской обители, мы проходим чрез Богом определенные для нас испытания, в том числе и посредством друг друга, через наше отношение друг к другу[16].[17] Всем нам возвращаться к Господу миров и каждому отвечать за свои поступки”.
“И в тот День будут воскрешены люди для созерцания своих [мирских] дел и поступков [каждый из людей, когда-либо живших на планете Земля, увидит итоговый результат его веры, слов, дел и поступков]. И кто совершил хоть на вес пылинки добра, [без сомнений] увидит это. А кто совершил хоть на вес пылинки зла, [непременно и без сомнений] также увидит это”.[18]
КОРАНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ МЕЖ НОСИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ИДЕАЛОВ
“Не оскорбляйте тех [богов, божеств, идолов], к которым взывают люди, помимо Аллаха [Господа миров, Единого и Вечного]. [Если же вы проявите бестактность и невежество, оскорбляя святыни других религий и учений], то [приверженцы этих вероисповеданий или философий] начнут оскорблять Господа, с чувством вражды и неприязни, не понимая, что делают. [Вы не учитываете иль забываете о том, что] Мы[19] ведь приукрасили для каждого из народов [или цивилизаций, которые когда-либо были или будут] их дела [предоставив свободу выбора (не заставляя и не принуждая), заложив в природе человека привыкание как к плохому, так и хорошему, как к верному, так и ошибочному. Интеллект, психология и природа человека гибки, восприимчивы]. В последующем все [все представители рода человеческого, независимо от времени пребывания на Земле, независимо от нации, веры, философии или убеждений] будут возвращены к Господу своему [воскреснув после Конца Света для ответа на Божьем Суде] и объявит Он им о тех делах, что они совершали”.[20]
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Кто уверовал во Всевышнего и [истинность, необратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) или молчит!”[21]
Интересно, но лишь сейчас, в эпоху глобальной интеграции и пика межличностных, социальных взаимодействий, такая наука как риторика подошла к некоему подобию тех слов, что проговорил Пророк Мухаммад еще четырнадцать столетий назад. Итак, риторика возводит на пьедестал высокой мысли следующий постулат: “с речью можно обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно. В идеале, каждый человек, который вызывает у вас раздражение, не может быть объектом вашей речи.
Скрыть блок бессознательного невозможно. О чем бы мы ни говорили с другим человеком, хотим мы того или нет, мы одновременно сообщаем ему, как к нему относимся.
Вторая причина, по которой не следует обращаться с речью к людям, к которым мы плохо относимся, носит собственно нравственный характер – по возможности не надо приносить людям зла. Его и без того много и оно в любом случае обернется ответным злом. Во внутренней мотивации обязательно должна быть установка на добрые чувства, которые вы можете донести до людей, вас окружающих.
К собеседнику нужно обращаться как к наместнику Бога на Земле с причитающейся ему мерой любви и уважения”.[22]
Кстати, упомянутое является одним из качеств, через строгую приверженность которым, проповеди пророков и посланников Божьих очень скоро распространялись по Земле и проникали в глубины сознаний и сердец людей.
ЭПИЛОГ
Да, люди разные (национальностями, языками, культурами, воспитанием, эмоциями и характерами, физическими и материальными возможностями), но у этих миллиардов человеческих особей очень даже много общего.
Осознание того, что именно нас единит (образно, мы – жемчужины, в определенной упорядоченности нанизанные на единую нить жизни), помогает нам более продуктивно жить, созидать, и меньше тратить сил на такие, сжигающие все и вся отрицательные эмоции, как озлобленность, навязываемая задавленность иль необоснованное превосходство.
Одним из важных объединяющих факторов является сознательная или подсознательная вера в Бога, Которого мы можем по-разному называть, понимать, но, – и нет сомнений в этом, – все мы, пройдя мирскую обитель, а также загробный мир, вернемся к Нему, Творцу нашему и Создателю. Господь, свят Он и велик, рассудит.
--------------------------------------------------------------------------------
Последние комментарии
4 недели 10 часов назад
4 недели 10 часов назад
5 недель 1 день назад
5 недель 1 день назад
7 недель 4 дня назад
7 недель 4 дня назад
8 недель 2 дня назад
9 недель 5 дней назад
18 недель 3 дня назад
18 недель 4 дня назад