Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 13 / 07 / 2020 Время Московское: 389 Человек (а) в сети
 

Богиня-мать Тушоли

Доктор наук, профессор Марет Цароева в своей работе «Богиня-мать Тушоли» повествует о том, что Тушоли (или Тушол) является ингушской богиней плодородия и плодовитости, занявшей благодаря Баширу Далгату свое достойное место в пантеоне. Она была всеобщей любимицей. Ингуши взывали к ней с особым почтением: Дяла — йо1 Тушоли (Тушоли, дочь Дялы) или Дяла юхь Тушоли (Тушоли, лицо Дялы). Ее именем был назван один из месяцев в году — апрель или Тушоли — бутт.

В апреле богиня посылала своего глашатая, удода или тушоли-кутам, извещавшего людей о наступлении весны и благословлявшего земледельцев на пахотные работы. Женщины ждали с нетерпением прилета этой священной птицы, открывавшей праздник, посвященный любимой богине-матери.

В начале двадцатого века память о Тушоли была еще жива среди ингушей. В течение многих лет функцию жреца в храме богини близ селения Ког в Ингушетии исполнял столетний старец Эльмурза Кутиев. Он поделился в 1921 году с Е. М. Шиллингом, участником экспедиции Н. Ф. Яковлева, своими воспоминаниями о том, как ее чествовали ингуши: «Тушоли имела образ женщины... Про нее говорили: людей мать». Ей молились: «О, от Бога идущая Тушоли... у всего, что дышит на земле, плод, говорят, зависит от тебя: плодов побольше и обильнее дай нам!»

В том же святилище Е. М. Шиллинг нашел медную полумаску, служившую «лицом» идола богини. Покрытая слоем пыли, она покоилась в одной из ниш святилища. Позже она была изучена и описана Е. М. Шиллингом («Культ Тушоли у ингушей»). Этой ценной находкой, пишет Евгений Крупнов, подтверждаются сведения, собранные художником Х. Б. Ахриевым в беседах со стариками о том, что в святилище-элгаце богини некогда стояло ее деревянное изображение.

Даже в 1970-х годах Тушоли не покидала сознание пожилых людей, как поведала Ибрагиму Дахкильгову восьмидесятилетняя Пакош Махаури из Бамута в 1973 году: «До прихода к мелхестинцам ислама они тоже поклонялись богам Тушоли, Цув. Раз в год люди собирались к святилищу Тушоли, где от каждого двора клали овцу, пятак или двугривенный. Тогда это были большие деньги. На празднике веселились, просили благополучия. Богу Цув клали мерку пороха, пулю, деньги, кольца, серьги, ремни и другие ценные вещи. Помню, они лежали в чашах перед Цув, и никто до них не дотрагивался. Если кто-то брал себе что-нибудь из этих вещей, он сходил с ума. Эти дары приносили обычно те, кто отправлялся в путь».

Саит Богатырев, шестидесятилетний житель селения Мужичи в Ингушетии, рассказал также в 1975 году: «Невдалеке от аула Эгикал находится святилище, посвященное богине Тушоли. Люди ее называли «Божья дочь Тушоли». А так называли потому, что она была дочерью самого Дялы. Как я помню, поклонялись богине весною и осенью.

В святилище находилась небольшая, величиною с новорожденного ребенка, серебряная статуэтка Тушоли. Когда приходили праздники, жрец (цай-саг) выносил к собравшимся людям эту статуэтку, и каждый из молящихся дотрагивался до нее. И когда не было праздников, некоторые бесплодные женщины ходили молить себе детей. При засухе таким образом просили дождя.

На том месте, где построено жилище, раньше, говорят, гнездилась птичка «тушол-кутам» — удод. Кто-то разрушил ее гнездо и не успел еще дойти до дома, как в пути ослеп, а удод вновь свил там гнездо. Люди решили, что это место отмечено святостью самой богини Тушоли, и камнями огородили это место.

Некогда недалеко от него в поле трудилась одна женщина. Вдруг она увидела приближающуюся к ней высокую и красивую женщину. Вокруг нее летал удод. Она дала знать, что является божьей дочерью Тушоли и сказала:
«Загадай мне какое-нибудь одно желание, и я тебе его исполню».

А это было время, когда только-только посеяли ячмень, а дождей не было. Поэтому женщина попросила то, о чем в это время мечтала. Она попросила дождя. Сразу же пошел дождь. Богиня исчезла, а удод залетел в свое гнездо. У этой женщины не было детей. Если бы она в тот момент попросила себе детей, богиня бы ей их дала. Вот на том месте и построили святилище для божьей дочери».

Также находим описание празднования божьеликой Тушоли и Мятт-Села, которые справлялись перед самой уборкой и покосами, когда люди воздавали должное богам за ниспосланную им благодать в романе-эпопее Идриса Базоркина «Из тьмы веков», где происходило заклание жертвенного животного и трапеза с потреблением араки и лепешек, предварительно освещенных в нишах храма.

Одним из магических атрибутов Тушоли являлся священный камень — къуобыл кхер, или камень счастья. Этот памятник, имевший 1,65 м высоты, представлял собой четырехгранный столбик, венчаемый снимающейся головкой из песчаника. Когда долго не было дождя, горцы снимали ее и водружали на место только после того, как пойдет дождь. Этот древнейший памятник, символизирующий плодородие, был обнаружен Е. М. Шиллингом в 1921 году у селения Ког Хамхинского общества. Он пользовался особенным почтением у бездетных ингушских женщин. Девять лет спустя, в 1930 году, он был перевезен группой археологов в музей.

Евгений Крупнов пишет: «С риском вызвать возмущение ингушских женщин из близлежащих селений мы с трудом и большими предосторожностями летом 1930 года увезли этот редкий памятник в Ингушский музей краеведения. В настоящее время памятник находится в Чечено-Ингушском музее в Грозном».

Позже подобные каменные изваяния в большом количестве были обнаружены в горной Ингушетии. В других регионах Северного Кавказа они не были известны.

В научном издании «Древности горной Ингушетии» Д. Ю. Чахкиева мы находим описание пяти святилищ Тушоли: Келийское, Когское, в Бархане, Мэлеринский и Шуанский храм-святилище Тушоли.

Келийское святилище находится севернее поселка Кели и северо-западнее селения Ког, на южном склоне горы Цей-Лоам. Постройка полуразрушена, в плане прямоугольная, ориентирована по линии север — юг и ранее располагала двускатно-ступенчатой крышей. Святилище было обнаружено и подвергнуто археологическим раскопкам М. Б. Мужехоевым в 1980 году.

В черте поселка Ког высится сильно поврежденное позднесредневековое святилище-здание Тушоли (Ког-Ерда), имеющее прямоугольное основание и двускатно-ступенчатую крышу. Памятник воздвигнут аккуратно, на известковом растворе. Данная постройка, возведенная в XVII веке, активно функционировала вплоть до ХХ столетия.

Относительно хорошо сохранилось святилище Тушоли на западной окраине селения Бархане, на искусственно устроенной площадке. Оно ориентировано по линии юго-восток — северо-запад. Над дверью отмечается вдавленный в штукатурку отпечаток кисти правой руки мастера-строителя. Внутри постройка поделена аркой на две части: юго-восточную и северо-западную. Во всей постройке взгляд наталкивается на очень тщательную, аккуратную и умелую обработку как всего здания в целом, так и отдельных его частей. Кладка стен полигональная. Возведена постройка на известковом растворе. Облицовка стен и уступов крыши красивого светло-охристого оттенка. Изнутри у стен фиксируется замазка швов кладки. Продольные стены имеют легкий наклон вовнутрь.

Мэлеринский храм-святилище Тушоли находится в 300 метрах западнее боевой башни Меллер, постройка давно разрушена, на сегодняшний день там наблюдаются всего лишь остатки сооружения. Настоящий храм почитался женщинами близлежащих поселений Ляжги, Хамышки, Кошк, которые обычно ежегодно 1 мая совершали здесь пышные жертвоприношения, различные обряды и моления.

Остатки Мэлерийского храма Тушоли

В районе поселка Шоан, в местности Мохде, В. Ф. Миллер в конце XIX века отметил остатки каменного культового здания богини плодородия и деторождения Тушоли, «длиной в 11 шагов и шириной в 6 шагов». В западной стене, близ юго-западного угла сооружения, был устроен сводчатый дверной проем. Археологическим раскопкам данное святилище, относящееся к позднему средневековью, не подвергалось.

После исламизации ингушей культ Тушоли был официально запрещен, но бездетные женщины (особенно жительницы горной Ингушетии) продолжали ходить к любимой богине, прошедшей с ними все лучшие и худшие моменты жизни из глубины веков вплоть до 1930-х годов. Говорят даже, что тропинки, ведущие к элгацу Тушоли и к ее къуобыл кхер, не зарастали травой до самой сталинской депортации 1944 года. Женщины продолжали тайком ходить и просить детей у Великой матери.

Тепло и чувство защищенности, которыми одаривала богиня-мать предков, пробиваются в сердцах современных ингушей из глубины столетий: имя «Тушоли» носит одно из кафе в Назрани. А сами культовые постройки до сих пор привлекают к себе внимание всех тех, кто посещает наше историческое наследие.

Фариза Кариева,

ГКУ «Джейрахско-Ассинский

государственный историко-архитектурный и

природный музей-заповедник»

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры