Среди живописных уголков Кавказа Ингушетия является жемчужиной и душой этого удивительного древнего края. Особенно это касается горной части Ингушетии
– зоны уникального сосредоточия красивейших природных ландшафтов и творений рук человеческих. Это
своеобразная колыбель ингушской культуры. Здесь на небольшом участке во множестве можно встретить различные памятники седой старины – святилища, храмы, склепы, остатки заградительных стен, следы циклопических сооружений, языческие капища, молитвенные стелы, жилые, сторожевые и боевые башни. Многие из них являются памятниками федерального значения. К ним относятся такие как святилище Маьт-Сели, храм Тхаба-Ерды, башенный аул Эрзи и другие. Однако венцом всего архитектурного многообразия памятников, созданных умелыми руками ингушских зодчих, является, конечно же, боевые башни. Особенно это касается башен с пирамидально-ступенчатыми крышами.
Вся горная полоса Ингушетии – начиная от Дарьяла на западе заканчивая районом Мелхисты на востоке, буквально усеяна подобными памятниками зодчества. Всего таких башен на территории Ингушетии специалистами насчитано около 50. Однако в позднем средневековье их было значительно больше. Так, по некоторым данным, их было немало на территории древнеингушской исторической области Охкарахи - Гвилети, ныне входящей в состав Грузии. Кроме того, известно о 60-ти башнях в районе Ангушта и примыкающих к ней землях. Надо полагать, что в числе этих объектов могли быть и боевые башни с пирамидальным завершением. Также в нашем распоряжении нет данных о районе междуречья Ассы и Гехи, где в средневековье проживали ингушские племена. Есть отдельные упоминания о башнях в районе верховья р. Фортанга. Речь идет о башнях Мерже, Мужген, Хьайхар, Дакйих, Цеча-Ахк и других. Боевые башни были зафиксированы в районе Алкуна, Мужичи, Галашки. Еще Штедер говорил об одиннадцати боевых башен в районе Арштов. По всей видимости, должны были они быть также и в районе Бумата. Таким образом, восстановить точное число боевых башен ингушей с пирамидально-ступенчатым завершением достаточно сложно. Однако большое их число не вызывает сомнений. Мы предполагаем, что в позднем средневековье их могло быть около ста.
В пределах горной Ингушетии отмеченные башни немного различаются по своей типологии. Эти расхождения, конечно, не столь значительны. Однако они есть. Так, в данной зоне можно найти как пятиэтажные, так и шестиэтажные постройки. Есть башни с изображениями крестов на фасадах, есть и с гладкими фасадами, без какой-либо нанесенной орнаментации или декора. Шестиэтажных боевых башен в горах Ингушетии не так много. Это они - самые высокие башни Северного Кавказа. Они засвидетельствованы около с. Эзми, Джейрах, Пхьамат, Лежги, Морч, Карт, Дошхакле, Озиг, Ний. В высоту они достигали до 30 метров и более. Особенно красивы башня Хутиевых (с.Лежги) и Картоевых (с. Кхарт). Они изящны, стройны и монументальны.
Боевые башни с изображениями крестов-голгоф можно встретить в с. Хяни, Лейми, Озиг, Эгикал, Таргим, Пялинг, Ний, Керби, Голи. Было подобное изображение и на боевой башне с.Эзми, еще до 1944 г. украшавшего район Дарьяла и низовья р. Армхи. За пределами горной Ингушетии изображение креста-голгофы встречено лишь на фасаде одной боевой башни в районе Малхисты, в Чечне. Однако территориально, как известно, Малхисты примыкает к горной Ингушетии, что может говорить о культурном влиянии Ингушетии на горные районы современной Чечни в средневековом прошлом.
На ряде ингушских построек можно видеть орнаменты в виде ромбиков. Так подобные изображения украшали фасады боевых башен с пирамидальным завершением с. Карт и Ний. Этот тип декорирования формировался путем тщательной и искусной выборки камней, причем делалось это мастером-архитектором «тIоговзанч» еще во время строительства башен. Практически всегда ромбики размещались под защитными машикулями-балкончиками рассматриваемых строений.
Теперь о более общих характеристиках. Первый этаж («гIат») ингушской боевой башни служил тюрьмой для пленников и хранения сельскохозяйственных припасов. Для этих целей он оборудовался специальными конусовидными каменными «мешками» - отсеками по четырем углам башни («ларам»). Попасть в него можно было только через лаз со второго этажа. Вход в башню обычно располагался на уровне второго этажа и представлял собой сводчатый дверной проем, закрываемый изнутри прочными деревянными ставнями и запираемый на деревянный брус, который вдвигался в толщу стен. (См.История Ингушетии. Магас,2011, с. 125.)
Второй этаж служил жильем для семьи на случай штурма башни. Над ним, так же, как и над верхним этажом, строились каменные перекрытия в виде сомкнутого (четырехстороннего) каменного ложного свода стрельчатого очертания. Специалисты считают, что такое перекрытие, в отличие от деревянного, нельзя было поджечь, если осаждавшие врывались внутрь, а осажденные запирались наверху. Все другие этажи были разделены деревянными перекрытиями, опирающиеся на выступы-ниши и специальные каменные карнизы-полки. Сообщение между этажами осуществлялось через люки, оборудованные в углах башен, по приставным лестницам. Проходы между этажами были расположены в форме зигзага.
Начиная со второго, на каждом этаже имелись световые окна, боевые ниши (бойницы) и смотровые щели (глазки). Устройство бойниц велось таким образом, чтобы по возможности охватить все подступы к башне. На уровне последнего (5-го или 6-го этажа), являвшимся главным обзорным пунктом и одновременно главной боевой площадкой, в средней части каждой из стен устраивались сквозные створчатые ниши – амбразуры. Они прикрывались специальными каменными навесными балкончиками – машикулями («чIерх»). Верхняя часть амбразуры оставалась открытой для наблюдения. (См.История Ингушетии. Магас,2011, с. 125.)
Крыша пирамидально-ступенчатых башен ингушей, обычно состояла из 13-ти или 15-ти сланцевых плит и завершалась крупным конусовидным камнем («дзогал», «тсогал»). Обычная высота последнего от 50 до 70 см.
Ингушские боевые башни поражают своим изяществом и наглядно демонстрируют высокий уровень развития средневековой ингушской архитектуры. Ингушские зодчие славились на всем Кавказе как непревзойденные мастера-строители башен, в том числе и башен с пирамидально-ступенчатым покрытием. Они строили их не только у себя в Ингушетии. За огромную плату они возводили подобные постройки в Грузии и Чечне. Напомним, что в Грузии подобных башен всего несколько, и встречаются они только в северных районах, граничащих с Ингушетией. Предания грузин донесли до нас сведения исторического характера, в которых рассказывается о строительстве в Грузии боевых башен с пирамидально-ступенчатым завершением ингушскими зодчими. То же самое можно сказать и о башнях в Чечне. Так, исследователь кавказского края В.И. Долбежев в 1897 г. записал старинное предание, согласно которой родоначальником и первопоселенцем современного Итум-Калинского района Чечни, был галгаевец Итон. Последний на реке Аргун выстроил на месте поселения целый башенный аул, названный в народе Итон-кхала. (В.И. Долбежев, Архив. иссл. в Терской области, Журнал этнологии Т.19. 1887 г. Берлин Архивный Вестник. Вып. I. Назрань,2004. с.13, перевод с немецкого Б.Д.Газикова).
Еще один факт. Н. Нухажиев и Х. Умхаев в одной из своих монографий приводят в приложении книги работу Н. Яковлева «Проблемы изучения культуры чеченцев и ингушей», изданной в Москве в 1924 г., в которой отмечено нижеследующее: «Во время своей поездки в область Майстой я остановился в маленьком ауле Це-Калу. Местные жители мне сообщили, что эта башня построена при таком-то предке, а мастера для постройки приглашены из Ингушии. Если вы сравните эту башню с ингушскими башнями, то она построена совершенно в том же стиле, купол у нее округлый. В то время как башни, построенные…самими чеченцами…отличаются более грубой и простой формой…». (Н. Нухажиев, Х. Умхаев. В поисках национальной идентичности. Грозный, 2012, с. 590).
Касательно ингушских средневековых построек в горах Чечни и вопроса строительной деятельности ингушских мастеров-строителей в эпоху позднего средневековья, в труде «История Чечни» читаем: «Известный кавказовед Е.И. Крупнов отмечал, что некоторые исследователи, в том числе и он сам, побывавший в 1934 и 1936 гг. в горной Чечне, слышали от жителей, что в Чечне имеются башни, построенные ингушскими мастерами». (История Чечни с древнейших времен до наших дней. Т.I. Грозный, 2008, с. 207). По-видимому, здесь речь идет о башнях Хайбаха и Малхисты, по своим пропорциям приближающиеся к ингушским башням Джейраховского и Ассинского ущелий горной Ингушетии. Общие культурные корни с горноингушскими имеют и башни Майстинской, Галанчожской и Ялхоройской зоны Чечни, которые наряду с соседними ингушскими образуют единый архитектурный кластер.
Говоря о боевых башнях с пирамидально-ступенчатой крышей, являющиеся венцом архитектурно-строительной мысли Кавказа, можно утверждать, что в подавляющем большинстве они встречены в Ингушетии. За ее пределами они встречены в Чечне и горной Грузии, однако лишь в тех районах, которые примыкают к Ингушетии. И в Грузии, и в Чечне их всего несколько, в то время как в горной Ингушетии около 50. Поэтому можно смело говорить, что данные архитектурные сооружения – продукт средневековой ингушской культуры.
Признавая ведущую роль ингушских мастеров-строителей башен в средневековом зодчестве Кавказа, известный кавказовед, доктор исторических наук Е.И. Крупнов в 1960-е гг. писал: "Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо». (Е.И. Крупнов. Средневековая Ингушетия. 2-е издание. Магас, 2008, с.88).
Умалат ГАДИЕВ
Сердало
Комментарии
В Таргиме нет башни с крестом. На башне Бековых есть фигура человека с распростертыми руками (говорят, что это символ весов, и ставился он только на главной башне в селении).
???
на данный момент на территории мелхист окала 50 башен а до войны их было больше 100 и если верить вашему историку Дахкильгову то великий Янд строитель башен был мелхастинцем