Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 19 / 04 / 2024 Время Московское: 7302 Человек (а) в сети
 

БЛАГОРОДНАЯ МИССИЯ БАДРУДИНА ГОРЧХАНОВА

Старинное ингушское село Плиево славится многими своими достопримечательностями.Оно живописно раскинулось на левом берегу Сунжи, начав отсчет своего существования в далеком 1781 году, и, похоже, где-то тут однажды нашла свое пристанище Муза. Иначе чем объяснить тот факт, что именно отсюда вышли в свое время признанные ингушские мастера художественного слова?

Ахмет Ведзижев, Магомед-Саид Плиев, Амир Плиев – их имена хорошо известны в национальной литературе Северного Кавказа. В таком ярком созвездии таланта и вдохновения сияет и звезда героя моих сегодняшних заметок – самобытного ингушского писателя, поэта и драматурга Бадрудина Горчханова.

В ЭТИ ДНИ Бадрудин Хасултанович отмечает свой 55-летний юбилей. Он родился 31 января 1965 года, и сегодня, без всякого сомнения, относится к числу зрелых и состоявшихся авторов, определивших на каком-то этапе дальнейшее развитие ингушской литературы. Прочно заняв свое место на литературном Олимпе Ингушетии, Бадрудин Горчханов, надо отметить, остается исключительно скромным человеком, а именно это качество – скромность – свойственно настоящему таланту. Ведь совершенная творческая натура, как правило, меньше всего склонна выставлять себя напоказ.

Не так давно, беседуя с Бадрудином Хасултановичем о состоянии современной ингушской драматургии, я вновь обратил внимание на эту черту его характера, а позже поделился своими наблюдениями с коллегой – известным журналистом, заведующей редакционно-издательским отделом Ингушского госуниверситета Альбикой Газгириевой. Оказалось, что наши точки зрения находятся здесь в полном соприкосновении, и уже в продолжение разговора моя собеседница сказала очень важную, на мой взгляд, вещь:

Бадрудин Горчханов – один из тех представителей писательской среды, кто искренне болеет душой за происходящее в литературе, в жизни Ингушетии в целом. Каждый раз, встречаясь с ним, я приятно удивляюсь глубине его мысли, умению отыскивать зерна истины, отделяя их от шелухи повседневности, заевшей нас обыденности. Не зря говорят, что писатель – настоящий писатель! – всегда служит для общества своеобразным духовным маяком.
В своем интервью газете «Сердало» Бадрудин Хасултанович как-то отмечал: «Один из древних высказался так: есть два занятия, которыми может заниматься достойный муж. Первое – совершать такие дела, о коих напишут книги, второе – писать книги о таких делах.

Писатели занимаются вторым. Помимо того, что художественное произведение доставляет эстетическое наслаждение, оно несет еще огромное воспитательное значение. Возьмем, к примеру, роман Идриса Базоркина «Из тьмы веков».

Калой – это идеал ингушского мужчины. Через своего героя писатель высказал основные жизненные ценности так, как их должен понимать настоящий ингуш.

Литература – это широкое отражение жизни народа, его основных духовных движений. Это наш духовный портрет.
Можно написать огромное количество исторических работ. Но история – наука, она суха, как любой анализ. А публицистика слишком политизирована и суетлива, в ней меньше правды, и события не охвачены широко и живо.

Литература, вдобавок, сегодня единственная область, где ингушская письменность чувствует себя как дома.
Романы Идриса Базоркина, Ахмета Бокова, Магомед- Саида Плиева, Саида Чахкиева, рассказы и повести Багаудина Зязикова, Ахмета Ведзижева, поэзия Джемалдина Яндиева, Салмана Озиева, Хамзата Осмиева, Хаджи-Бекара Муталиева, Капитона Чахкиева, Гирихана Гагиева, Али Хашагульгова, других наших писателей и поэтов стали частью культурного самосознания народа, опорой нашего духовного состояния».
ПРОДОЛЖАЯ дело, начатое его блистательными предшественниками по писательскому цеху, Бадрудин Горчханов сумел внести свой вклад в развитие ингушской литературы. Чтобы не быть голословным в этом утверждении, обращусь к исследованию ингушского ученого Танзилы Горчхановой, посвященному истокам и становлению жанра рассказа в ингушской литературе.
Предприняв попытку целостного исследования истории жанра рассказа в ингушской литературе в историко-культурном контексте, она, в частности, отмечает, что в 60-70-х годах прошлого века появляется ряд талантливых писателей, которые приведут ингушскую прозу к новым художественным высотам. Продолжая лучшие традиции, заложенные в ингушской литературе, эти прозаики обращаются в своем творчестве к прошлому и настоящему своего народа, добиваясь максимально правдивого изображения действительности, создания ярких, живых образов.
Говоря непосредственно о творчестве Бадрудина Хасултановича (конец 80-х – 90-е годы), исследователь отмечает его сознательный отход от «нейтрального» стиля времен соцреализма и возвращение к богатству народного языка.

Характерной чертой большинства ингушских рассказов, начиная с 60-х годов, становится психологизм. Интерес к психологизму ведет к усложнению сюжетно-композиционной структуры рассказа, возникновению новых жанровых форм (историко-психологический рассказ, нравственно-психологический рассказ и др.). В таких рассказах усиливается анализ внутреннего мира героя, раскрываются нравственные основы личности современника. Ингушский рассказ больше ориентируется на нравственные, социальные, философские проблемы. В этот период рассказ окончательно освобождается от очерковости и сосредоточивает свое внимание на художественном исследовании проблемы человека, его духовного мира, его связи с окружающим миром, обществом и временем.

ПЕРВОЕ собственное стихотворение Бадрудин Горчханов опубликовал в 1977 году. Оно называлось «Зимний день» и было написано на ингушском языке.

Дебют юного автора (Бадрудин учился тогда в пятом классе Плиевской сельской школы) состоялся в газете «Сердало», которая дала путевку в большую творческую жизнь самым маститым ингушским писателям и поэтам. Время покажет, что эту свою миссию общенациональная газета Ингушетии выполнила и в случае с Б.Х. Горчхановым, но в ту пору он вряд ли мог предположить, какие высоты ждут его впереди.
Биография Бадрудина складывалась как и у большинства его сверстников.

После окончания школы он пошел работать разнорабочим и почти одновременно с этим, в 1984году, поступил на филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета. Правда, проучиться парню довелось не долго – в мае 1986 год его призвали в армию. Срочную службу в Вооруженных силах Бадрудин проходил вдали от родных мест – на космодроме Байконур.

После службы в армии Бадрудин Горчханов продолжил свою учебу в университете, но уже заочно – после второго курса молодому парню предложили работу в школе. Он стал преподавать плиевской детворе ингушский язык и литературу. Так продолжалось с 1988 года по 1993 год.
Осенью 1993 года Б.Х. Горчханов, великолепный знаток ингушского языка, пришел на работу в Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Чаха Ахриева.

Попробовав себе в научной сфере, в последующем Бадрудин Горчханов несколько лет был собственным корреспондентом республиканской газеты «Ингушетия», ярко проявив свой публицистический талант.

Весной 1996 года наступил новый период в его деятельности, связанный с республиканским детским журналом «СелаIад» («Радуга»).

С художественными произведениями Бадрудина читатель хорошо знаком по публикациям в республиканских печатных изданиях, в журнале «Дон», в коллективных сборниках «Дунен дехар», «Баьца тIа тхир», «Хьамсара мукъамаш», «И была весна».

Собственный его сборник, вышедший в 2001 году и ставший одной из вех в творческой жизни признанного художника слова, получил название «МугIарле».

В последующем, спустя шесть лет, увидел свет сборник рассказов и пьес Бадрудина Горчханова «Шолжа йисте». В 2013 году автор издал под одной обложкой свои драматургические находки. Сборник малых форм драматургии «Кагий пьесаш», где мягкий юмор соседствует с острой сатирой, пришелся по душе знатокам и ценителям этого жанра.

Все, кто так или иначе сталкивался с творчеством Б.Х. Горчханова, отмечают своеобразие его художественного стиля, которое выражается в простоте, правдивости и жизненности художественных образов его произведений. В них нет надуманности – автор обращает внимание читателей на те процессы, которые происходят в нашей жизни, творчески осмысливая их и предлагая свои рецепты решения существующих проблем.
Исключительно чуткий, скромный, он всегда ровен в отношениях с людьми, являясь истинным носителем лучших национальных черт ингушского народа.

Своим творчеством он пытается вызвать у читателя интерес к ингушскому языку, а своей главной задачей видит неукоснительное следование принципам добра и справедливости, что, собственно и находит решение в его произведениях.
Бадрудин Горчханов неустанно напоминает, что родной язык – это наше национальное достояние, бесценная сокровищница народа, которую нужно обязательно сохранить для будущих поколений.

В 2007 году под эгидой Российского фонда социально-экономических и интеллектуальных программ вышел первый в новой России сборник рассказов писателей Северного Кавказа «Война длиною в жизнь». Как отмечала критика, это событие опровергло известный тезис о том, что лиры молчат, когда говорят пушки – северокавказская проза явно прибавила к тому времени и глубины, и мастерства. Здесь сыграл свою роль и тот факт, что подросла и возмужала совсем молодая еще недавно интеллигенция, жадно осваивающая открывшиеся ей достижения мировой литературы, блестяще и бережно владеющая не испорченным здесь пока, не потускневшим русским литературным языком.

Среди ингушских писателей, представленных в этом сборнике, оказался и Бадрудин Горчханов. Его рассказ «Дуршлагиада» стал на тот период одним из лучших образцов северокавказской художественной словесности.

В КНИГЕ Якуба Патиева «Сто писателей Ингушетии» отмечается, что активным художественным творчеством Бадрудин Хасултанович начал заниматься с 1982 года. О своем же драматургическом таланте он заявил в начале 90-х. В 1994 году пьеса Б. Горчханова «Рузкъан болх» («Перст судьбы») была признана лучшей в республиканском конкурсе драматургов и оказалась в портфеле Ингушского Государственного драматического театра им. Идриса Базоркина. Этот спектакль потом целое десятилетие не сходил с театральных афиш.
В начале «нулевых» годов из-под пера Бадрудина вышла новая яркая драматургическая работа «Ганз» («Клад»). Зрителю пришлась по душе история о том, как в наше время высокие идеалы подменяются заурядными представлениями о выгоде, а интерес к человеческой личности зависит от наличия богатства. Покинутый всеми главный герой, пустив слух о найденном им кладе, вдруг снова становится таким нужным не только своим близким, но и всем окружающим. И в этом трагедия его жизни, наполненной высоким служением, но никем не оцененной.

Нашла свое воплощение на театральной сцене и пьеса Бадрудина Горчханова «Малхаз и Айза». Эта трагическое повествование о не имевшей никаких шансов, но бесконечно чистой любви кавказских Ромео и Джульетты, разделенных непреодолимыми барьерами сословных различий, перенесла зрителей на два столетия назад.

Однако тема социального неравенства остается животрепещущей и в наши дни, когда власть, богатство и алчность вступают в противоборство с внутренней красотой, достоинством и честью, нередко одерживая верх. Гибель Айзы, предпринявшей отчаянную попытку спасти свою любовь, сравнима с гибелью целого мира, беспощадно уничтоженного теми, кто в слепоте своей и невежестве отринул вековую мудрость гор.
Нельзя не отметить, что Бадрудин является и блестящим сценаристом.

Его тонкая и вдумчивая сценарная работа стоит за выпусками популярного юмористического проекта «Зохк», а в студии «Барт» в 2007 году родился под его началом фильм «Дорога в пропасть».
Член Союза писателей России, директор Ингушского отделения Литературного фонда России, заслуженный работник культуры РИ, в 2018 году Бадрудин Хасултанович был удостоен высокого звания народного писателя Ингушетии.

Его стихи вошли в «Антологию ингушской поэзии», которая увидела свет в Ростове-на-Дону в 2006 году. Автор многих стихов, рассказов, миниатюр, одноактных и многоактных пьес, публицистических статей, он уже с давнего времени не перестает удивлять своим широким творческим диапазоном.

В 2001 году, к примеру, стал победителем сразу в двух номинациях республиканского конкурса молодых и начинающих литераторов «Дошо къоалам» («Золотое перо»), завоевав пальму первенства среди прозаиков и драматургов Ингушетии. С той поры вышли три его разноплановые книги – сборник стихов «Строй», книга рассказов «У Сунжи-реки» и драматургические опыты последних лет, собранные под обложкой сборника «Маленькие пьесы».
К своему нынешнему юбилею Бадрудин Хасултанович Горчханов подошел с завидным багажом и, если можно так выразиться, в прекрасной творческой форме. Стало быть, ингушский читатель еще не раз получит возможность оценить талант признанного писателя, поэта и драматурга, который поставил своей целью сбережение ингушского языка и уже на протяжении многих лет служит этой благородной миссии.

Ахмет ГАЗДИЕВ

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Абббас с перископпом Вс, 02/02/2020 - 09:59

Бадрудин красавчик!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры