Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 20 / 04 / 2024 Время Московское: 9429 Человек (а) в сети
 

Битва за аланское наследие. Ингуши, карачаевцы,осетины

На Северном Кавказе продолжается конкуренция за историческое прошлое.В конце 2015 года новый импульс получила многолетняя дискуссия о том, какие народы на Северном Кавказе могут претендовать на статус прямых потомков алан и Аланского царства.

Поводом к новому витку дискуссии послужило открытие в Ингушетии въездной арки в город Магас, которая получила более чем символическое название «Аланские ворота». Данное событие не осталось незамеченным в Северном Осетии.
Первый шаг осетин
Мы уже писали ранее о ходе давней дискуссии между тремя народностями Северного Кавказа о том, кому принадлежит аланское наследие – осетинам, ингушам или карачаево-балкарцам.

Напомним, что средневековое царство Алания существовало на Кавказе с начала I тысячелетия до середины XIV века, пока не пало под нашествием монголов. История его возникновения и расцвета занимает умы не только ученых, но и огромного количества общественников, блогеров и активистов Кавказа.
Поскольку считаться наследниками одного из древнейших и могущественных государств Кавказа хочется многим. Оттого, сразу три народа Кавказа – осетины, карачаево-балкарцы и ингуши претендуют на то, чтобы считаться потомками легендарного царства.
Так случилось, что осетинам в этом споре удалось в политическом отношении добиться большего. После краха Советского Союза именно осетины в 1995 году добавили к названию своей республики Северная Осетия слово Алания.
Застолбив за собой аланский бренд и в других культурных и политических нишах, осетинам удалось добиться того, чтобы большая часть россиян начала устойчиво ассоциировать с наследием древних алан именно современных осетин, как потомков древнего ираноязычного народа.
Кто что успел застолбить
Однако, и другие претендующие на аланское наследие народы Кавказа преуспели немало. Так, ингушским властям удалось в 1998 году присвоить новой столице Ингушетии, заложенной четырьмя годами ранее, название – Магас.
Это решение было с дальним историко-политическим прицелом. Поскольку Магас – это название столицы древнего Аланского царства. Так, согласно средневековому автору аль-Масуди «столица царства аланов называется Ма’ас, что означает — благочестие».
Однако, свое слово в этом споре еще суждено было сказать карачаево-балкарцам, проживающим в двух соседних республиках Кавказа – Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
В силу многонационального характера республик их проживания, карачаевцы и балкарцы не могли подобно осетинам и ингушам, проживающим в мононациональных республиках, закрепить за собой аланское наследие политическими решениями.
Однако, свой родной язык карачаевцы и балкарцы между собой весь этот период называли аланским, а самих себя аланами. Тем не менее, это никак не фиксировало в сознании остальных народов Кавказа аланское наследие за карачаево-балкарцами.
Однако, в ноябре 2014 года в Москве на базе Российской академии наук прошла весьма представительная Международная научная конференции "Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа".
По итогам конференции вышло много статей, интервью, передач и сюжетов. Главной целью, ради которой и была созвана эта Конференция, было подтверждение тезиса 1959 года языковеда Умара Алиева об аланском происхождении карачаево-балкарцев.
Реакция Северной Осетии
Что касается политического посыла постройки "Аланских ворот" в Ингушетии, то на открытии арки Юнус-Бек Евкуров отметил: «Новая арка станет визитной карточкой Ингушетии, символом её древней и героической истории», - отметил глава республики Юнус-Бек Евкуров. «Аланские ворота» должны служить напоминанием о славной истории народа, наших предков».
В Северной Осетии реакция на это событие неоднозначная: одни считают, что предпринята очередная попытка переписать историю, другие не видят ничего зазорного в том, что соседи хотят отождествлять себя с предками осетин, - сообщает осетинское радио.
Доктор исторических наук Людвиг Чибиров сообщил, что открытие арки «Аланские ворота» в Ингушетии, на его взгляд, «носит политический, но никак не исторический и тем более научный характер».
С его слов, «кавказские народы схлестнулись в борьбе за исключительное право называться аланами». Карачаевцы, ингуши пытаются отнять алан у осетин, игнорируя мнение мировой академической науки, давно определившейся в вопросе этногенеза осетинского этноса, - считает Чибиров.
Противоположного мнения придерживается первый заместитель председателя осетинского парламента Станислав Кесаев. «Возмущения некоторой части нашего населения по поводу открытия «Аланских ворот» – это продолжение возмущения по поводу названия столицы Магас», - считает он.
«Мы не можем любому народу, в том числе, братскому ингушскому запретить считать, что у него есть право выбирать себе предков. Ингушетия опередила нас с проектом знаменитого «Шелкового пути»…
И организовала туристический маршрут, который начинается в ингушском Магасе, и я хочу нашим патриотам сказать, что, чем говорить, лучше делать. Ура-патриоты должны просто знать, что Родину надо любить не словами, а делами», - заявил Кесаев.
Аланы раздора
Ингушские историки уже долгие годы выстраивают доказательный ряд относительно аланского происхождения своего народа. Так Нурдин Кодзоев вообще пишет, что на древнеингушские племена «этноним аланы начинает распространяться с начала нашей эры».
При этом, в «Истории Ингушетии», изданной в 2011 году, утверждается, что «ингушский народ – один из древнейших народов мира, а корни ингушей восходят к аланам».
Карачаевская и балкарская сторона также приводит большое количество свидетельств того, что именно они являются прямыми потомками древних алан. При этом они ссылаются на такие имена советской науки, как Крупнов, Серафимович, Абаев, Алексеева и т.д.
Более примирительной выглядит версия ряда историков, что в средневековье предки и осетин, и ингушей, и карачаево-балкарцев входили в племенной союз алан, ставший основой формирования влиятельного Аланского царства.
Однако, пока, как справедливо замечает «Осетинское радио», аланы из истории постепенно превращаются в политику, что чревато последствиями. "Аланы сегодня разъединяют Кавказ, становясь объектом спекуляций в руках различных маргиналов. Об этом можно только сожалеть", - сообщает ресурс.
Борис Семенов
Осетинское радио и телевидение

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры