Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 15 / 10 / 2019 Время Московское: 95 Человек (а) в сети
 

АРОМАТ СВЕЖЕГО ХЛЕБА

Он напоминает о многих сторонах продовольственного благополучияСовременные цивилизации, в большинстве своем, измеряют продовольственную безопасность своих обществ содержанием потребительской корзины, которая приходится на одного среднестатистического гражданина. Помимо денежной меры этого прожиточного минимума, сегодня учитывается и разнообразие продуктов и предметов, необходимых современному человеку. Существует и сравнение между продуктовыми корзинами различных государств. К примеру, глядя на тех, кто сегодня ест рис (Юго-Восточная Азия) (кукуруза - тот же маис - Америка), пшеница (не только Европа, но и многие страны Евразии), можно было пару лет назад сделать неверные выводы из следующих показателей: «Самая дорогая продуктовая корзина (набор из 39 продуктов): Токио – 747 долл;, Цюрих – 480 долл., Нью-Йорк - 460 долл., Лондон - 330 долл., Москва – 176 долл.». Конечно, все относительно: можно ведь много платить за еду, но много и зарабатывать, либо платить мало, но получать мизер. Что здесь - правильная и точная мера, наилучший вариант, неизвестно.Понятное дело, «мерилом всего», когда необходимость еды неизбежна, выступал отнюдь не человек, как утверждали некоторые философы. Мерилом выступал его величество хлеб, он был практически эквивалентом всех товаров и услуг, которые мог предложить рынок прошлых лет и веков. «Тот продукт, который является главным для человека на месте его проживания». Не обязательно это была привычная продукция из пшеницы или ржи - речь о доминирующем в рационе продукте, где-то это была кукуруза, во многих странах и сегодня - рис. Всем нам хочется, чтобы (основной продукт, эквивалент) хлеб был у всех, и продавался по доступным ценам. Ведь он - важнейшая наша потребность.Выдающийся австро-американский экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих Август фон Хайек в своем труде «Пагубная самонадеянность» (Ошибки социализма) замечает, что даже такой ученый как Альберт Эйнштейн не избежал этого «стремления к справедливости», когда писал о том, что производство ради удовлетворения потребления должно прийти на смену производству ради прибыли. Иными словами, не понимал законов рыночной экономики. Возможно и мы, услышав о росте цен на хлеб (даже на 1 рубль), помня только себя в роли потребителей и забывая о необходимости чужой прибыли, высказываем подобное недопонимание. Однако же человеку свойственно соизмерять свой опыт с реалиями, результатом чего и является тревога, выраженная в словах: «Жизнь дорожает». Заметьте, не абстрактная во многих отношениях продуктовая корзина, а сама ЖИЗНЬ. Попытку не забыть об этом факте, современная экономическая мысль, надо отдать должное, не оставляет. Совершенно закономерно, что ныне существует и теория справедливости - философ Дж. Роле сформулировал два критерия, согласно которым, по его мнению, должно удовлетворять справедливое общество.Во-первых, это принцип равного права всех членов общества на основные свободы. С этим все понятно. Во-вторых, принцип дифференциации, согласно которому относительное экономическое неравенство допустимо, если оно, в целом, способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни наименее состоятельным членам общества. Яснее выражаясь: бедные должны быть социально защищены.И эти доводы, и эти аргументы рыночной экономики (в отношении хлеба и иных продуктов) нам понятны. Непонятно, почему повышение цены на хлеб объясняется повышением налогов на производителей хлебопродукции, ростом цен на закупочном рынке (почти вся мука для хлеба ввозимая). Почему непонятно? Потому что хлеб, являясь стратегически важным продуктом, традиционно находился под опекой государства. И государство всегда датировало этот сегмент продуктовой корзины, долговременно сохраняя на него фиксированную цену. Все остальное можно отдать на откуп рыночным жерновам, только не хлеб. Мы высказывали убеждение в этом еще семь лет назад. Приятно, что сегодня государство держит цену на хлеб на особом контроле, сохраняя его естественную ( ценовую) доступность для всего населения.В Ингушетии с давних времен главную роль играли кукуруза и впоследствии пшеница. Кукурузный чурек до сих пор остается самым вкусным из продуктов, чтобы убедиться в этом, нужно просто небольшое чувство голода. На фоне сегодняшней всеобщей привычки «кушать по причине скуки» - почувствовать этот вкус нам не дано. А дело-то серьезное, полное исторических, причинно-следственных связей. Возьмем ту же российскую историю и ставшие общепризнанными различные концепции о причинах глобальных изменений в отечественной истории.Роль человека здесь, в действительности, была, может быть, второстепенной, на первом было жито - хлеб, кукуруза, рис, плодородные места их произрастания. Продовольственная безопасность нации и государства была главной силой, которая толкала народы и их лидеров к революции, реформам, преобразованиям всего общественно-экономического уклада страны.Писатель Сергей Максимов в своей замечательной книге «Куль хлеба и его похождения», впервые вышедшей в 1873 году, приводит особую историю хлеба, и его роли в истории России. Вот только маленький отрывок этого повествования, написанный неповторимым языком прошлого, который подменен сегодня иной, более сухой по сочности и богатства, речью. Повествование и том, как люди находили когда-то новые просторы для труда хлебороба, и осваивали их в трудных условиях. Это история о человеке и хлебе:«Садясь на плодородные земли, новые пришельцы охотливо продолжали возделывать пашни, получали сильные и роскошные урожаи, всего поесть не могли, кое-что продавали, но большую часть гноили, превращали в ненужную грязь: не было сбыта. Как пламя, не находя себе свободы, тухнет и уничтожается, так и торговая сила, не растрачиваясь по рынкам, останавливалась и умирала. В хлебородных местах не ели хлеба (от изобилия - Я.С.) ...коровы и лошади - в малохлебных люди пухли с голоду и умирали черной смертью. Надо было обменяться и очень просто поправить беду (хотя бы тем, что вместо своего хлеба привезти к себе в безлесные страны дрова и бревна), но не было дорог, не было путей для сбыта. Надо было появиться Петру Великому, полюбить море, всю жизнь искать такое, которое открыло бы путь в чужие земли, и, потерпев неудачи, не упасть духом. Надо было его железную волю и богатырский дух, чтобы свершилось великое чудо.До Петра Россия владела одним Белым морем. Петр три раза ездил туда и своими глазами убедился, что на Белое море надежды плохие: и далеко лежит от хлебной России, и негостеприимно, и холодно, и голодно. Устремился он с горя на мелкое море Азовское, но и там потерпел неудачу. Потерпел его гений неудачу только затем, чтобы собрать все свои силы и добиться моря Балтийского. Здесь-то он и прорубил окно в Европу, построил Петербург, соединил его с хлебной Россией каналами и положил почин нашей хлебной пограничной торговле. Петр установил такое правило: запрещать выпуск хлеба за границу, когда в Московской губернии четверть ржи будет стоить более одного рубля. Этим он спасал своих и до времени сдерживал заграничные отпуски (вывоз). Екатерина Вторая, которая стремилась ему подражать, установила при всех заморских портах запасные магазины для помещения пятой части, удерживаемой при выпуске хлеба за границу, - и поправила дела. Заграничная торговля пошла поживей, особенно в неурожайные годы, выпадавшие на европейские государства. Через Архангельск и Петербург поплыл русский хлеб в Швецию, Норвегию, Голландию и Испанию. Вскоре и Франция с Англией понуждались в нашем хлебе - в пшенице и ржи, особенно в 1770 и 1771 годах, в конце прошлого и в начале нынешнего столетия».Далее говорится о том, что были созданы на морях - Черном и Балтийском города, «все города с огромной хлебной торговлей, все из-за хлеба и для хлеба, в видах отправки его за границу». Это Одесса, Ростов-на-Дону, Таганрог, Мариуполь, Херсон, Бердянск.С. Максимов отмечает: «Заграничная торговля начала быстро расти и достигла обширного развития. Хотя беспрестанные войны в Европе и мешали ей, затрудняя доставку и отправку такого громоздкого товара, как хлеб, хотя с установлением мира европейцы занялись хлебопашеством и разведением картофеля, тем не менее, торговые дела лишь временно были дурны. Вообще же Россия сделалась необходимой для Европы. В Европе увеличивалось население, появился недостаток земли, развивались мануфактуры и в то же время увеличивалось число рук, оторванных от плуга к ткацким станкам, к фабричным и заводским машинам. И все это при том, что ржаная мука до 1847 года не вывозилась в большом количестве по предубеждению иностранцев в том, что хлеб из русской муки тяжел и нездоров и, что пшеничная мука при перевозке морем горкнет и прокисает от обычая наших мельников перед переделом пшеничного зерна смачивать водою, чтобы придать лучший вид. На самых биржах, на местах сделок, успели завестись и крупные шалости на руку торговым людям: разительные колебания цен на хлеб (то упадок их, то возвышение) от сильного влияния биржевых спекуляций, от состояния курса разменных денег, от выходок сильных капиталистов, которые, прибрав в свои руки большие партии хлеба, при новых своих покупках вдруг завышают цены на мелких партиях. Когда последуют их примеру прочие купцы и начнут закупать хлебный товар, мироеды-кулаки начинают выпускать им на руки свои партии, осторожно сдерживая искусственные цены и ловя в паутину, как пауки муху. Опять на биржах колеблются цены, а с ними, в зависимости от них, и прочие товары»...Было бы замечательно, если бы наши историки рассмотрели в своих трудах страницы нашей истории через подобную призму. Она не столь «торжественна», как понятия «исторической необходимости» или «стремление к братству народов» и т.п., но интересна и убедительна, если говорить о стремлении горцев освоить экономическое и географическое (жизненное) пространство. Это ведь свойственно всем народам. В сравнительно недалеком от нас, по историческим меркам, «статистическом» 1913 году ингушские купцы вывозили элитный семенной материал той же кукурузы до Дербента, а затем продавали его в Иран. Выращивали эту кукурузу на землях Пригородного района.Сегодня 2010 год и поразительно, что многие приемы биржевых спекуляций, примерно 150 лет назад, не изменились. Изменились названия участников хлебного рынка и проводимых ими торговых операций. Но хлеб остался все тем же незаменимым, главным продуктом для нас. И это очень важно сознавать, строя любые планы и проекты, связанные с общественным развитием. При нынешних скоростях роста городского населения память силу золотой колос или початок кукурузы, играет важную роль для воспитания человека. Завершая наши размышления о хлебе, вспомним притчу, записанную профессором И.А. Дахкильговым в его прекрасном сборнике «Мифы и легенды вайнахов», называется он «Цена хлеба»:«Некий человек весьма пренебрежительно относился к хлебу кукурузному или пшеничному. Но сам он в остальном был порядочным человеком. Поэтому Всевышний решил не карать его, но проучить.Как-то этому горцу надо было отправиться в далекий путь. Он прихватил с собою чуреков и прочей снеди столько, сколько по его расчетам понадобится. А идти он должен был четырнадцать дней по пустынной местности.Прошел он уже семь дней. Но тут встретилась ему река. Начал он ее переходить, да на середине реки поскользнулся и река унесла его сумку с оставшимися припасами. Перебрался он через реку, сел и стал думать: «Что же делать? Что назад идти, что вперед - все едино. Пойду-ка я вперед».Немного прошел и увидел дерево. Какая-то птица подлетела к нему, повозилась в гнезде и улетела. Горец подумал: «Наверняка в гнезде есть яйца». Взобрался он на дерево и видит: в гнезде лежит кукурузный початок, а в нем осталось всего семь зерен. Взял он початок, спустился на землю и пошел далее.Шел он и в день съедал по одному зерну. Так и дошел. С тех пор понял горец, как ценен хлеб, и чтил его».Цена хлеба, кукурузы, риса - как продуктов, являющихся главными для миллионов людей, всегда будет высока. Но высока она должна быть в плане духовного отношения, как некая нравственная категория. Чтобы мы знали и помнили цену малому и привычному. Когда сообщают о росте цен на хлеб - все люди, богатые и бедные, испытывают тревогу. Потому что хлеб, действительно - всему голова. Страх потерять его, остаться без него - он у нас в крови. Наверное, так и должно быть, есть в этом мудрое основание для правильного отношения к жизни.Я. СУЛТЫГОВСердало

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры