Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 13 / 11 / 2019 Время Московское: 487 Человек (а) в сети
 

Агентство по делам национальностей наладит мир или приведет к новой войне

После создания Миннаца в 90-е годы начались кровавые этнические конфликты. Не повторится ли история сегодня?Нужно ли России только что созданное Федеральное агентство по делам национальностей и для чего?

В девяностые годы подобная структура уже существовала и даже носила статус министерства. Вскоре после ее создания начался осетино-ингушский конфликт, а затем — война в Чечне. И так совпало, что вслед за расформированием этого министерства этнические конфликты в стране прекратились. Полезно ли для национального мира возрождение этой структуры и то, что возглавил ее Игорь Баринов — силовик, прошедший службу в ВДВ и спецназе ФСБ? Об этом «МК» спросил у первого в истории Российской Федерации министра по делам национальностей Валерия ТИШКОВА, верховного атамана Союза казачьих войск России и зарубежья Виктора РАТИЕВА, чьи подопечные теперь попадают и под опеку агентства, и у одного из лидеров ОНФ Михаила СТАРШИНОВА, который едва не возглавил это агентство.

фото: Алексей Меринов
Историк, академик Валерий Тишков стал первым министром РФ по делам национальностей, но спустя всего 7 месяцев попросил об отставке. Почему это произошло, не из-за того ли, что ученый посчитал это министерство ненужным и неэффективным?

— Я думаю, что такое ведомство все-таки необходимо, и его правильно восстановили, — сказал «МК» академик ТИШКОВ. — Кстати, подобные ведомства были и в дореволюционной России, и при советской власти. Только нужно понимать, что такое агентство должно существовать не для развития сепаратизма, а для формирования единого российского народа. Для того чтобы гасить в зародыше национальные и межконфессиональные конфликты.

— Почему вы, став первым министром обновленной России по делам национальностей, так быстро попросились в отставку?

— Президент Борис Николаевич Ельцин и его ближайшая помощница по национальному вопросу Галина Васильевна Старовойтова в то время были сторонниками парада суверенитетов и формирования национальных автономий. А я полагал, что нужно развивать культурную автономию наряду с территориальной. А на территориальном уровне нужно утверждать еще и общероссийскую идентичность. Мою концепцию не одобрили, а вскоре после моего ухода из правительства начались войны в республиках России. Мне было ясно, что Ингушетия и Чечня вспыхнут, если МВД не остановят их милитаризацию, но силовые структуры и правоохранительные органы ничего не предпринимали.

— С чем вы связываете упразднение министерства в начале нулевых годов нового века?

— Оно разбухло. Вместо того чтобы заниматься национальным миром, оно взяло на себя массу других обязанностей: развитие местного самоуправления, контроль за миграцией, проблемы народов севера... Все свалили в кучу, и в результате изначальная задача размылась, а министерство по делам национальностей превратилось в Минрегион. Министр по делам национальностей, но уже без министерства, еще какое-то время оставался в правительстве, но потом был упразднен.

— В вашу пору министерство не смогло предотвратить межнациональные конфликты, а сегодня вновь созданному агентству это по силам?

— В тот короткий период, когда я возглавлял министерство, эти конфликты еще не начались. Я ушел в отставку в октябре 1992 года, за две недели до начала осетино-ингушского конфликта.

Основные задачи вновь созданного агентства сформулированы в указе президента. Это — утверждение общероссийской гражданской идентичности, единства российского народа как гражданской нации и поддержка культурных, религиозных традиций разных народов России, плюс адаптация иностранцев, которые становятся жителями и гражданами нашей страны, новыми этническими группами. Разрешение межэтнических разногласий — такая задача тоже стоит, но для одного агентства она непосильна.

фото: Геннадий Черкасов
— Как вы оцениваете то, что во главу агентства поставлен русский выходец из силовых структур?

— В свое время министерство возглавляли и русский Михайлов, и дагестанец Абдулатипов. Оба хорошо справлялись. А были люди, которые, на мой взгляд, совершенно не справлялись, и от национальности это не зависит. И то, что Баринов — силовик, а не ученый, тоже ни о чем не говорит. У нас и страну возглавляет силовик, а не ученый. А в том, что ученый — не лучший вариант на госслужбе, я убедился на своем опыте. Ученые эффективнее в качестве экспертов.

— Нуждается ли казачье сообщество в кураторстве со стороны Федерального агентства? — об этом «МК» спросил у верховного атамана Союза казачьих войск России и зарубежья, генерала Виктора Ратиева.

— Мы проводим свои круги безо всяких агентств, нет ни одного народа в мире, который так самоорганизуется, как казаки, — ответил казачий генерал РАТИЕВ. — Но пока в России существовало Министерство по делам национальностей, мы с ним очень тесно сотрудничали. А в период, когда его возглавлял Сергей Шахрай, там создали целое управление по казачеству, которое возглавил наш представитель Виктор Мальцев. В трудные годы казачество и государство принесли друг другу много пользы, потому что казаки всегда стояли на защите отечества.

Главное, чтобы в созданном агентстве вопросами казачества стали заниматься сами казаки. Тогда все будет прекрасно. Если же над нами назначат какого-то чиновника, который не знает ни традиций, ни истории казачества, то ничего у него не получится. Такие попытки уже были. Чиновник будет писать свои отчеты, а мы — жить своей жизнью, не обращая на него внимания.

— Агентство уже обращалось к казакам с предложением прислать в аппарат своего представителя?

— Ни ко мне, ни к руководителям других организаций казаков, ни к авторитетным атаманам государство пока не обращалось. Хотя, на мой взгляд, руководителю агентства имело бы смысл пригласить в Москву лидеров казачества, где мы и решим, кого направить на работу в агентство.

Когда появились первые сообщения о создании агентства, начался и парад прогнозов относительно его будущего руководителя, и многие аналитики полагали, что его возглавит член центрального штаба ОНФ Михаил СТАРШИНОВ. Этого не произошло. А о том, как политик оценивает перспективы агентства, его спросил «МК».

— Мне было бы не очень интересно работать в этом агентстве потому, что я не вполне понимаю его задачи. Межнациональные проблемы — лишь следствие пробелов в культуре, образовании, идеологии. Для того чтобы бороться с причинами, а не следствиями, требуется влиять на Министерства культуры, образования, экспозиции музеев... Будет ли такая возможность у главы агентства — большой вопрос.

Михаил Зубов
МКRU
"Московский комсомолец" №26781 от 6 апреля 2015

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

по понятиям Вс, 05/04/2015 - 23:19

« Для человека национальность -и не заслуга,и не вина.
Если в стране утверждают иначе, значит, несчастна эта страна! »
Роберт Рождественский

Гость индус Вс, 05/04/2015 - 23:16

Думаю что русским надо знать русский язык,а ингушами ингушский и войны не будет никогда. Думать надо на своём языке, иначе кирдык! ВотСлово МИР образовано от слов Мозг И РАзум сокращенно. Так что для мира надо подключать мозг и разум.
А ингушами перевести слово качество на ингушский язык. Пока качество на сегодня на уровне " турильг" ....3976

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры