Главная Стартовой Избранное Карта Сообщение
Вы гость вход | регистрация 20 / 04 / 2024 Время Московское: 8866 Человек (а) в сети
 

«О ГЛУБОКИХ КОРНЯХ ЯЗЫКА ГАЛГАЯ».

Для анализа нами взят непереводимый речитатив русского песенного наследия, дошедший до наших времен из необозримого далекого прошлого ой ля траля ля траля, траля, траля ля. Нет сомнения в том, что во времена своего зарождения он был понятен дословно всем без всякого толкования. Прошли годы, язык совершенствовался, рождались новые слова, а старые теряли свой смысл, и

ные из них как архаизмы отмирали бесследно, а иные, вошедшие в песенное творчество народа остались вечно жить и звучать в первозданном виде, хотя этимологический смысл утратили навсегда. Аналогично этому явлению в языке нахов живет песенный речитатив: «лейла ялалей, ва лейла яла лей. Сравнивая эти два речитатива двух народов, приходишь к выводу о том, что они ровесники, родились в одно и то же время, одинаково утратили смысловое значение и одинаково продолжают жить в мире песен и напевов. Если многие старинные песни тех архи- далёких времен навсегда забыты обоими народами, а эти речитативы дожили до наших дней, они оба интересны тем, что их возраст уходит вглубь прошлых тысячелетий, в ту далёкую эпоху становления человечества, когда язык ещё был один и был не словарным, а состоял из словотолков которые отличались от современных слов своей удлинённостью. Первочеловек, чтобы назвать свой орган зрения -глаз- должен был сочинить такое толкование как ба-ори-ге-ла са, что значило: «ба-лицо, оро-углубление, гела – видящий, са- душа. При зарождении этносов одновременно забыли длинные словотолки и вместо них запомнили фрагменты словотолков, которые затем стали словами, обозначающими предметы. Так архидревнейший словотолк обозначавший орган зрения и звучавший ба-ори-гела- са распался на слова этносов ба ориг (бариг), гела са (глаз русский ге -са (кёз) тюрские языки. Ухо звучало как са-ла-ухо-ори-геме (гене) что в переводе значит сала - звук, ухо- входит, ори- углубление (пустота гемме- вид места). Итак древнейшие наши предки вместо современного слова ухо имели словотолк са-ла-ухо- ори-ге-ме означавший название органа слуха как место отверстия или пустоты, куда входит звук. Достоинство и недостатки речи из словотолков очень велики. Достоинство величайшее в том, что язык словотолка был сплошной поэзией, люди пели как птицы,

О-да-ино-ора са Пи-я-ти (пять).

Да ова, ве-да-оро, Се - эси- ди (шесть).

Да ори Се-оми (семь).

Че-та-ири. Ово - си-оим (восемь).

Да - ови- ияди (девять).

Да - оси - ияди (десять).

В целом это счёт до десяти, гимн солнцу его движению с восхода и до заката, составленный ещё при расцвете языка словотолка, а затем эти словотолки укоротились и перешли в словарное состояние. Можно задуматься над вопросом, могли ли первобытные люди сразу сочинить слова ряда числительных до десяти? Конечно нет. Это был длительный процесс, который начался в эпоху звукослов и закончился в эпоху расцвета языка словотолка. Жизнь первобытных людей, их безопасность, добывание пищи, их ориентация на местности и многое другое зависало от смены дня и ночи. В условиях отсутствия огня и отсюда ночных светильников приход ночи наводил панический страх на адамитов. Они устраивали свои жилища в кронах больших деревьев. Это были такие гнездилища, выстланные жердями, покрытыми сухой травой и шкурами убитых животных, а сверху устраивали нехитрую кровлю из тех же трав или шкур. Такое жилище, охранялось круглые сутки, чтобы хищные звери не загрызли домочадцев. Не зря во всех языках мира слова обозначающие пару антонимов, добро и зло своим зарождением запечатлели тот страх от наступления ночи и ту радость от наступления дня и восхода солнца. Русскоязычное слово добро родилось в то время, когда солнце называлось коротким словом. Да (отче) Да-ова-оро, что значило отче, Да (солнце) пришел к горизонту растягивая длинные словотолки, это свойство древних сохранилось у некоторых этносов и до наших дней- петь о том что видишь по принципу: «Горы вижу гора пою, лес вижу лес пою». Музыкальность и певучесть словотолков была безупречной, подумайте сами над певучестью текста счета до десяти, восстановленного нами из современных слов этих чисел: Пера- ова-о-да-и-на ра-са (первый, один, рас). Да-ова, ве-да-ора (два,второй) Да- ори (Три) Се да ори (четыре) Да - ова-оро словотолк, составленный из слов Да (солнце)-ова- пришло, оро (на небо или к горизонту). Затем трансформировалось в одно слова Да-оба-оро,

добро что касается антиподу этого слова, то здесь мы имеем словотолк са-оло, где в роли солнца выступает са. в целом словотолк са-оло в переводе значит солнце ушло под землю оло (так в то время называлась земля) Са-оло- значило ночь. Дика, добро на языке нахов.Да-и-га звучал словотолк, что значило Да-солнце и-движение, га-вижу. В целом словотолк гласил: вижу движение солнца». Эти примеры нами приведены для заострения внимания читателя на том, что значило для адамита восход солнца. Все единицы мировых языков начинаются из слов рожденных названием восхода солнца. По ним по этим единицам можно определить зарождение этноса, точно знать в какую эпоху солнца родился тот или иной этнос. Первочеловек изначально назвал два состояния солнца- восход и заход Са-а (ца-ъ) инг и ши-и (два затем родилось третье название положения светила Го-а (ко-ъ) три (инг). В этих трёх словах запечатлено все три положения солнца, которые могли определить адамиты- восход- заход и круг по небу. Само собой разумеется, что остальные семь положений солнца адамиты определяли в очень длительный период по мере того как они осваивали деление на части. Если единица восход солнца- время когда солнце показалось на линии горизонта, то двойка подъем солнца до начала загиба по кругу, три- положение в загибе, четыре предобеденное состояние, пять- апогей подъема, шесть- апогей спуска, семь поворот на спуск, восемь- сам спуск, девять перед заходам и десять сам заход солнца. Примечательно то, что русский вариант восьмого положения солнца слов восемь (ов-осим) в нахском языке соответствует слову слезать с чего либо, например с седла или с арбы. Сравните нахское овоси, овоса. Возьмем любое слово разных этносов обозначающие единицу: охад (арабск). В этом плане большой научный интерес из себя представляет аналогичная пара слов арабского языка Хойри, Шерри. Дело в том, что эти два слова Хойри- добро и Шерри зло сохранились в языке нахов как Хойре-утро Шерри- вечер. Сравните нахское 1ойре- сайре. Нахская аналогия добра и зла дика во, родилась тоже во времена названия солнца именем Да. Древнейшие теонимы Дабога- восточные славяне, Богада- западные славяне и Нахи. До недавнего времени наши предки, да некоторые старики и сейчас всевышнего творца называют именем Богада, что в переводе на русский язык значит Бога- чаша небесная, да- отче, хозяин. Хозяин чаши небесной вот

как назван Всевышний бог нашими общими предками. Если на языке тех же восточных и западных славян, на языке тех же русских и германцев теонимы Дабога и Богада не имеют никакого этимологического объяснения, один (русск яз), аин (немецк), Ван (англ) и (кит), са-а (инг) бир (тюркск). На первый взгляд никакого сходства. Арабское слово ахад роднится с русским один, они составлены с использованием названия солнца «Да» 0-ха-да, о-да-ино, что в переводе соответственно значит к горизонту о, пришел отче Да и к горизонту отче пришел. Просто изначальная перестановка слов в словотолках древности. Языческий бог древних германцев Один (О-да-ино), где о-горизонт да-отче (солнце), ино- пришел. Значит их предки молились восходящему солнцу. На языке нахов макроэтимология этих теонимов понятна- они оба выражают один и тот же смысл – хозяин чаши небесной, сравните выражения на нахском языке: Бога даз даьр хурга- будет то, что сделает хозяин чаши небесной. В «Слове о полку Игореве» русские себя называют Даждьбожьими внуками и не зря. Ведь русский язык его лексика формировалась на основе теонима Дабога. Такие слова как правда, добро, день,да, дай, один, два, девять десять, бог богатый, богатырь, богатство длинный, далекий, даль отец (о-да-еси и многие другие). Можно себе представить, как долго предки русских молились Дабогу если под влиянием этого теонима формировался язык, начиная от слов счета до десяти и кончая такими понятиями как день (Да-ени), (Да-о-ба-ори), в этом плане большой научный интерес из себя представляет слово «Правда» (па-ра-ва-да), словотолк этого слова выдаёт полный этимологический смысл: Пара-ва- да на пару со мною Да- хозяин чаши небесной- солнце. Первочеловек- адамит с самого начала своего появления орентировался по солнцу. Даже само слово ориенте (восток по английски, французски и латыни) своми рождением обязано словотолку ори-енте. Слово ариенте выдает макроэтимологию на языке нахов в значении Ори (утро) енте (куда приходит). Умение ходить на пару с солнцем был удел вождя племени. Вначале человек ходил за тенью. В экваториальных условиях тень в обеденное время исчезала, адамит садился отдыхать. Отдыхал до появления обратной тени, следуя за ней он безошибочно приходил к своей стоянке. Кстати обеденному времени своим рождением обязано и слово обед. Обед (о-ве-да), что по этимологическому смыслу значит о-веда, пришел

к своей точке хозяин неба, о-ве- пришел на- круг, Да (хозяин неба). Аналог этому слову в нахском языке «делкъийге» и клятва Даьла юкъа-т1а, что в переводе значит Да-эл-юка-та, середина, где останавливается отец чаши небесной. Надо особо подчеркнуть, что русское слово юг южная сторона света своими корнями уходят вглубь тысячелетий, когда общие наши предки говорили на едином для человечества языке древнего словотолка. Юкъ- середина чего либо. Сравните дунен юкъ, середина света, арен юкъ- середина простора, юкъ- поясница, хажа-юкъ-лоб и т. д. Как видно из этих примеров древнейшее короткое слово юкъ имеет множество производных слов. В любом языке землян слово обозначающее середину или центр неба родилось изначально от словотолка, толковавшего середину или центр неба. Русское слово середина (са-эри-да-ино) то же родилось по этому же принципу. Первочеловек научился

изначально определять середину по солнцу, которое ежедневно демонстрировало её своим обеденным расположением в центре небесного купола. Изначально небо называлось оро, земля оло, солнце баоло. Это стартовые слова из которых начинала свой длинный разбег лексика всего человечества, которая сегодня насчитывает более шести тысяч этнических языков мира. Всевышний бог всё создавал из единой пары, сочетавшей в себе мужское и женское начало, словесность человеческая в этом не исключение. Первая пара оло (земля) женское начало и оро (небо) мужское начало, баоло (солнце)- приходящее на землю есть детище этих двух родительских начал лексики всего человечества. Оло затем стала сааме-ола, асамела, оляда лятта и т. д. нам интересны синонимы оляда лятта (нахский вариант), лада древнерусский вариант. В старинной русской игравой песне девушек «А мы просо сеяли» земля ещё в то время называлась лада. Лада, ляда, лятта это одно и тоже. Эти слова высвечивают те глубокие единые наши с русскими корни, уходящие в глубь единоязычья всего человечества. И ныне непереводимый речитативы пения: «Ой ля тра-ля-ля (русский вариант) и лейла яла лей ва лейла яла лей (нахский вариант) становятся понятными и раскрывают свою этимологию, если в русском варианте « Ой ля траля-ля» произносить как ляттара ля, что в переводе значит земли благодать. Через раскрытие смысла русской старинной припевки раскрывается доселе непонятный смысл припева нахов:

«лей-ла яла-лей ва лейла яла-лей: Песней « Ойля траля-ля и лейла яла ля» наши общие предки воспевали благодать Земли, дающей им урожай для питания. Если повторять речитатив подряд несколько раз то отчетливо слышатся нахское «ля тта-ра ля», что и передает основной смысл земной благодати. Наука о словотолковом языке высвечивает из глубины тысячелетий такие удивительные тайны бытия первобытных людей, что современной лингвистической науке и во сне не снилось. Древний словотолк распался на отдельные слова, разделившись на части, и, если собрать эти части обратно в том же порядке изначального звучания получается обратно древний словотолк с открытой и ясной макроэтимологией, присущей всем лексемам тех далёких времен. Для ясности возьмём такие слова как халхар (нахский вариант) танец (вариант многих языков) и хоровод (русский вариант кругового танца с пением). Особенности распада древнего словотолка заключаются в том, что он распадался на части так, что конечный слог первой части или буква есть начальный слог или буква второй части, конечный слог второй части или буква есть начальный слог или буква третьей части и.т д. Руководствуясь этим правилом мы попытаемся проникнуть в тайну первозарождения лексемы танец на любом языке. Итак, мы имеем слова халхар, хоровод и танец. Словотолк имел свою особенность-отсутствие стечения согласных, все согласные звуки в нем имели рядом гласный звук. Да кстати, это свойство хорошо сохранилось в старославянском языке. Например современное слово воздух, звучало как во- са-доа-хе. В этом примере мы из современного русского слова с закрытой и непонятной этимологией получили древний словотолк «во-са-доа-хе», что на современном нахском языке значит: «воздух для дыхания». Сравните нахское «Са-доа-хе»- дышать. Наши слова халхар, хоровод и танец для возврата их в состояние древнего словотолка требуют приведение их в звучание свободного слога. Халхар - Ха-оло-аха-оро, хо-ро-вода- ха-оро- ово-ода, танец- да-ана-эса. Пусть читателя не смущает, что мы в третьем слове букву т заменили буквой д. это обыкновенное явление в языке когда с переходит в з, когда д переходит в т и.д. В результате приведения наших слов в состояние свободных слогов мы имеем: ха-оло-аха-оро, ха-оро-во-да, да-она-эси. Первые два слова теперь имеют общие слоги соответственно аха-оро и ха-оро, а второе третье имеют общий

слог «да». Этим самым мы нашли стыковочные узлы, когда то по ним распавшегося словотолка ха –оло-аха-оро во-да-да-ана-эси. И слово танец и сам танец родился в эпоху одноязычья, в эпоху расцвета язык словотолка. Восстановленный нами словотолк гласит ха-оло-аха приход на землю, аха-оро, ход по небу, вода- идет, да- солнце, ана-эси к горизонту. Танец возник, подражая солнцеходу но своё основное этническое направление он взял с эпохи зарождения этносов, которое началось со счета до десяти. Надо отметить, что к счету до десяти человечество шло очень долго, и к эпохе деления первобытного стада на этносы уже были чётко определены десять положений солнце на небе от восхода и до захода. Отдельные роды и племена, которые отделялись от общего стада составляли свой текст счета до десяти, которому соответствовала первобытная пляска-танец в котором танцующий делал различные выпады, соответствующие тому или другому положению солнца, отдельные из низ прекрасно уживаются в танцах современности. Достаточно вспомнить « Танец золотого бога» в исполнении Махмуда Эсамбаева, в котором так наглядно показан восход солнца. Круги танца есть круги солнца, которым подражали наши общие далёкие предки. Общий прогресс человечества начался со счета до десяти. В процессе становления этого счета адамиты научились простым изначальным арифметическим четырём действиям: делению (деление неба на части) умножению, сложению и вычитанию. Отсюда взяли свой старт национальная музыка и танец, которые сопровождали человечество на всём очень долгом пути его истории развития и существования. Десятки раз менялись слова и словотолки определявшие название Земли, Неба и Солнца. В раннюю изначальную эпоху зарождения первобытных людей все эти три мировые величины носили названия соответственно Оло-Земля, Оро-Небо Баола-Солнце. Человеческая словесность своим рождением обязана именно первой паре слов-Оло,Оро. (земля небо). Даже не сведущий читатель заметит, что первоначальное название солнца-баоло производно от оло-земля. Подобно тому как от первопары Адама и Евы народилось человечество, рождались и слова: Баоло первый словотолк и он значил ба- приходящее, оло-земля. В название светила вложен смысл о том, что оно не просто светило, а приходящее на землю. В дальнейшем появилось много синонимов этому слову: ге-оло, видящее землю, се-оло (села),

светящее Гело (дающий видеть), Ге-яры-ло (Дающий приход видимости), сравните с древнерусским Ярыло. Все теонимы мира родились от названия Солнца. Точно так-же, как в предоставлении древних Земля держится на трёх китах старт человеческой лексики взят из этих трёх величин оло (земля), оро (небо) и баоло (солнце). Менялись эпохи, менялся язык, менялись слова, обозначающие эти три величины, но оставались в лексике землян все слова, рожденные когда-то с использованием этих названий. В лексике нахов сохранилось древнейшее слово «Ан»,гладь земли до горизонта Ан-круг если смотрящий смотрит кругом до линии горизонта. Если в русском языке слова: шел, ушёл, пришёл, стол, пол, поле, поляна и многие другие родились от первоосновы «Оло»-(земля), то в нахском ава ола (иди суда), да ма гола (не уходи), гола (локоть, поворот полукруг), вола (приходи) по аналогии все эти слова родились от той же первоосновы «Оло» (земля). Первая лепешка (Оле-пе-си-ка)- русский вариант,олг (оло-иг) нахский ваприант оладьи (оло-и-ди) русский вариант локъам (оло-га-им)- нахский вариант- все эти слова родились при помощи первоосновы Оло (земля). Первочкеловек- адамит первую лепешку, вылепленную из теста в форме круга матери-земли и назвал её использовав ту-же основу оло (земля). По разному звучит слова Корж (русский язык) и олг (нахский язык), однака за основу взят вид земной округлости, которую назвали в русском варианте, использовав древнее название неба Оро (га-оро-са), вижу поднебесье, а в нахском древнее название земли «Оло» (Оли-га).

Ан -это полукруг, если смотрящий видит поверхность земли глядя в одну сторону до горизонта, ана юх – линия горизонта, как край видимой аны. Не только в языке нахов, но и в языках всех народов мира много слов, производных от древней основы ан. В языке нахов ан- простор лежащий до гаризонта, ана-юх линия горизонта сравните ана юхе са белгало яьлча- появление признаков рассвета на горизонте, Ан-гета, топоним возвышенности, откуда видны просторы Назрановских равнин до горизонта, Ан-гуште, название села, откуда произошли ингуш. В русском языке: страна (Са-та-ра-ана), поляна (поле-йа-ана), странствовать, пространство; в русской ономастике много имен, производных от древнейшего слова ан: Степан,Иван, Касьян, Лукъян, Анна, Анастасия, Ангелина, Антон, Антонина, Анжелика, Андрей, Анастас и т.д.

Большой научный интерес из себя представляют названия первых предметов домашнего пользования особенно название посуды.

Первая посуда домашнего пользования была из глины, керамика. Нахское слово посуда- пхег1а (пе-хе-э-г1а) значит сделанная из глины (персть, земля). Такие атрибуты посуды как тарелка (тара-я-эли-га), сковорода (са-эга-ва-оро-да), родились в эпоху языка словотолка. Это прекрасно запечатлено в этих двух названиях, особенно в слове сковорода. Это слово полностью состоит из застывшего словотолка древности, который звучал как са-эга-вара-оро-да, что в переводе значит са- солнце, эга-вара- высший подъем, оро-да-да-в небе. Другими словами сковорода- вид экваториального стояния солнца, соответствующий положению солнца в день весеннего или осеннего равноденствия, чему посвящены древнейшие праздники Навруз, масленица и нахский праздник Берза-азал. Из этого длинного словотолка древности Са-эга-вара-оро-да в языке галгаев запечатлена незначительная часть э-га (Экъа), когда в русском варианте словотолк древности сохранён целиком, конечно из него в процессе перехода в словарное состояние выпали некоторые гласные, но они легко восстонавливаются и словотолк древности звучит в своём первозданном виде Са-эга вара-оро-да, выдавая нам макроэтимологический свой смысл, вложенный в него нашими далёкими общими предками, жившими в эпоху одноязычья всего человечества. В сковородной паре, когда в рабочем состоянии одна накрывается другой, вырисовывается фигура, заключенная меж трёх кругов, из которых средний самый большой, а два крайних, основание и верх одинаковые: Эти три круга аналог трем положениям годичного солнцестояния: зимнего, летнего и апогейного, они соответственно запечатлели времена года 21 декабря, 21 июня и 21 марта. До наших дней дожил обряд выноса сковороды на празднование масленицы, вместе с блинами символизирующими солнце. Почитание солнца запечатлено и в таком женском украшении как серьги галка (нахский вариант). При помощи этих двух современных слов можно восстановить древний словотолк серьга + галка = Са- эри-га-ала-ка, что в переводе значит са-эри- солнце, эри-га-ход, ала-ака- наивысшей подъем. Женская серьга запечатлела одно единственное апогейное стояние солнца на день равноденствия. Если в русском языке древний словотолк Са-эри-га-ала-ака сократясь породил слово

серьга, то в нахском вторая часть гала-ака трансформировалась в аналогичное слово галка (г1алкха). Но это ещё не всё: В нахском языке сохранилось странное словосочетание Цера каьга, что в переводе значит огненная пряжка. Так называется недельный период времени, который наступает после дня равноденствия. В народе говорят, что первые три дня огненная пряжка теплит небеса, вторые три дня- землю и третьи три дня- воду. На самом деле древний словотолк Са-эра-га-эге –ала-лака, запечатлевал весенний апогей и от него произошли слова русские серьга, Сергей и нахское ц1ера к1аьга, к1аьга, галка и производные от них, следовательно и серьги и пряжки и кольца всё это было атрибутикой святости во времена солнцепоклонства. Такая банальная деталь пояса как пряжка в своё время была атрибутом святости как аналог равноденствия, когда солнце своим ходом в зоне экватора делит небо ровно пополам. Пряжка своим видом просто запечатлела это природное явление. Мастер изобретатель нанизал на круг кольца язычок, делящий этот круг пополам, как и солнце в день равноденствия. Однако в археологических находках часто попадаются бляхи с двумя фиксирующими положение пояса язычками. В данном случае отражено два положения солнца, которые соответствуют зимнему и летнему солнцестоянию а кольцо в том и другом случае играет роль небесного круга. Во всех религиях мира посох считается атрибутом святости. Автор этих строк во время путешествия по Венгрии в г. Эстергоме посетил церковь- базилику, в которой хранится посох, обделанный бриллиантами, стоимость, которого приравнивается к стоимости целого города. Священно служители всех религий мира читают свои проповеди с посохом в руке. За что же во всех религиях почитается посох? В нахском названии праздника весеннего равноденствия Берза азал (Ба-эра-са-аса-ле) запечатлено, что солнце «Са» находится в положении аса-ле, т е в апогее. В восточных странах и у нахов посох- аса (1аса), следовательно во время проповеди и архиепископ и мулла держат в руках атрибут святости времён солнцепоклонства. Как правило загнутый верх посоха, ручка оканчивается круглым шариком, продолжение которого маленький конус, символизирующий лучи солнца. Наши с вами общие предки, поклонявшиеся солнцу, в украшениях в форме одежды, в застежках бляшках и т д. старались отражать движение солнца, его расположение в
различные периоды годичного солнцеворота, об этом убедительно говорят и древние праздники, и форма одежды, и украшения и домашняя утварь. Русский шлем, нахская древняя шапка, напоминающая шлем и женский нахский головной убор курхарс, с загнутым вперед как бы рогом с двоящийся концом, под которым находится медная круглая пластинка, изображающая солнце-всё это говорит о том, что предки наши целые схемы солнцеворота превращали в формы одежды, украшений и домашней утвари. Примеров тому очень много: пирамидальная крыша нашей боевой башни, запечатлевает в себе апогей солнца в день равноденствия, она в себе повторяет ту же египетскую пирамиду, символизируя тем самым зимнее, летнее и апогейное солнцестояние в день равноденствия. Арочные куполообразные своды потолков символизируют небесный купол, а наши молельные стелы, обращенные на восход солнца в день равноденствия своим пикообразным видом символизируют, апогей солнца в день равноденствия, углы наших боевых башен вместе с углами пирамидальных крыш направлены строго в сторону восхода солнце в день равноденствия. Галгаевский стол был о трёх ножках, равно как и стул, что символизировало то же самое равноденствие, когда светило оказывалось посередине двух своих стояний зимы и лета галгаевское блюдо, шу, было всегда рассчитано на 5 сотрапезников, что тоже имело свой смысл почитания солнца. Вплоть до выселения в Сибирь и Казахстан 1944 г сохранялся этот обычай 5-ти сотрапезников, когда вокруг, шу, круглой большой деревянной тарелки с соцельной в центре чашечкой для подлива, садились пять сотрапезников не больше и не меньше. Делалось это во время свадеб, похорон, на поминках и т д. тринадцать лет ссылки, вычеркнули этот обычай из жизни народа, как и многое другое. Что же символизировало число 5 в сотрапезниках галгаевского блюда? Конечно же пять положений солнца- два восхода и захода солнца во времена зимнего и летнего солнцестояния и, конечно же, центральный апогей. В этом примере обряда галгаевцев мы с вами стали свидетелями тому, как схема годичного солнцеворота вписалась в обычай наших предков и как долго он просуществовал, вплоть до наших дней. В праздники солнцепоклонства наши предки пекли треугольные и круглые коржики (божолгаш) по количеству соответственно 3 и 1. треугольные 3 и круглый один. Не только в праздничных блинах, но

и на стенах наших башен и склепов мы встречаем треугольники- символы солнцехода, которые отражают те же три положения солнцехода. Головные уборы галгаев как мужской в виде шлема так и женский запечатлели в себе положения святила в различные периоды солнцестояния. Мужской головной убор в виде шлема символизировал апогейное солнцестояние в день равноденствия, этим самым подчёркивая верховенство мужчины над женщиной,

А женский головной убор, Курхарс символизирует боковые отклонения солнца, а их бывает два, отклонение на зимнее стояние и на летнее, что запечатлено двумя противоположно отклоненными концами рогообразно загнутого верха, двоящийся конец которого указывает на круглый диск солнца. Все эти примеры говорят о том, что наши предки свою жизнь строили в гармонии с жизнью самой природы, с движением солнца, свои обычаи и обряды строили подражая самой природе. Мы кякалинцы- говорят галгаи, имея в виду три поселения Таргимской котловины: Таргим Эги-кал и Хамхи. От старожалов гор автор этих строк узнал, что первый луч солнца в день равноденствия бьёт в Эги-кал. В день равноденствия 21 марта 2006г рассвет и восход солнца мы встречали в Эги-кале у стелы с нишей, где молились солнцу наши предки. Первый луч солнца осветил стелу с нишей, которая в этот день освещалась без малейшей тени. Коньки всех башен и склепов были направлены в сторону восхода солнца в день равноденствия. Парад теней всех башен и склепов от лучей восходящего солнца рисовали чудную картину, напоминающую о том, как этому чуду дивились наши предки. В этот день стела моленья наших предков- солнцепоклонников своей пикообразной нишей указывала на точку восхода эг (вспомните наше слово Эггара). В день Эг-га-ала виден наивысший подъем солнца, в честь чего и воздвигнута стела Эг-гаале (Эги-кале). Трезубец символ многих народов. Каькале тоже трезубец, символизирующий три положения солнца и наши топонимы Хамхе, Таргим и Эги-кал соответствуют именно этому явлению природы. Кя-кал трезубец, символизирующий три положения солнца зимнее, летнее и равноденствие. Далеко до возникновения трёх наших поселений сами наши горы, их центральная часть с высоко вознесшими тремя вершинами Цей лоама, называлась Кэ-кале молильные стелы, древние храмы и другие почитаемые священные места наши предки выбирали подчиняясь одной закономерности,

место это должно было соответствовать тому, чтобы оттуда можно было визуально наблюдать одно из трёх положений годичного солнцестояния. В самом деле наш древнейший храм солнцепоклонства Мятц1ели (Мета-са-эли), воздвигнут на горе Мят-лоам, на высоте 3000 м над уровнем моря. Линия арочных проёмов стен этого храма направлена на точку восхода солнца в начале июня месяца 5-6 числа, но не 21 в день летнего солнцестояния, это по той причине, что наши предки встречали светило заранее в точке вхождения в зону летнего стояния- Мета- са- эле. Храм был построен в ту далёкую древность, когда солнце у нас называлось «Са» отсюда и название храма Мятц1ели- Метта- са-эли. Если наши предки встречали солнце в Мятц1ели на подступах к летнему стоянию, то в день летнего солнцестояния они встречали светило в местечке Ткъамашке (Тха-м-1ешке), что в переводе значит Тха, где пребывает. Празднество по этому случаю проводилось две недели спустя после праздника Мятц1ели. В этот день с точки восхода своим первым лучом солнце освещало пещеру, находящуюся в горах над горным нашим аулом Гули. В день празднования Мятц1ели солнце своим первым лучом как бы простреливало все три арочные проёмы храма, и это было для наших предков- солнцепоклонников событием высшей святости, они падали ниц, совершая языческое моленье текъам и просили у солнцебога благополучия, счастья и мирной жизни и т д. подробно эти празднества описаны И. Базоркиным в романе «Из тьмы веков».Примечательно, что на Столовой горе имелись три святилища: Мятц1ели, Меттар Даьли и сусанн-Даьли. Каждое из этих святилищ имели своё конкретное соответствие тому или другому солнцестоянию в течении колендарного года. В упрёк нам всем что мы по сей день не изучили конкретное назначение каждого из этих святилищ. Если нам удалось установить, что главный из этих трёх храмов Мятц1ели посвящен встречи солнца на пути к подступам летнему солнцестоянию, то другие два по логике вещей должны соответствовать летнему и зимнему солнцестоянию. Атребутика солнцепоклонства наших предков в виде треугольников, круга с соответствующими тремя отметинами, столы и стулья о трех ножках и наличие трёх древних храмов в Таргимской котловине (Г1ал- Ерда Алби-Ерда и Тха-гоба Ерды) вместе с тремя главными поселениями (Эги-кал, Таргим и Хамхи), говорит о том, что трезубец (каь-кала) есть

ничто иное как подражание и аналог трем положениям солнца в годичном солнцевороте, которые соответствуют зимнему летнему и апогейному солнцестоянию в день равноденствия. И символ нашей государственности- круг с тремя отметинами тому яркий пример. Каь-кале (Эги-кал Таргим и Хамхи) не только символ исторической прародины наших предков, но и символ древнейшей веры наших предков, почитавших солнце за Г1ал-Ерда- создателя вселенной. (Дунен-Г1ала). По понятиям наших предков вселенная- Дунен г1ала, создателем которого является Г1ала-Ерда (Г1алъерда), а сами себя они назвали Г1алг1а (Г1алий Г1а)- листочек вселенной, некоторые ученые мужи считают, что г1алг1а- это житель башен. Однако нельзя забывать о том, что г1алг1а был г1алг1а и тогда, когда вообще не было башен. Можно было согласиться с этим мнением, если бы другие народы назвали нас жителями башен, подобно тому, как нас назвали ингушами русские, основавшие на нашей земле г. Владикавказ лишь по той причине, что наше село Ангуште было ближайшим селом от этой крепости. Обыватель крепости прихожан из с. Ангуште называл сначала онгушами, а затем уж это слово в русском варианте трансформировалось в ингуши. Этноним ингуши от нарицательного прозвища и поэтому он в ходу только в русском языке, а на родном языке мы Галгаи. Слово «г1а» многозначимое в нашем языке: г1а-шаг, как единица измерения с; древнейшим времен г1а- сновидение, если в русском языке это слово производно от слова сон, то в нашем языке оно не имеет ничего общего с аналогичным словом нашего языка- наб. сравните наше предложение: «Сона набараг1а г1а дейнад», с русским: я во сне увидел сон. Г1а- листочек дерева, г1айба- подушка, слово образовано от г1а айбе, что в переводе г1а-голова, айбе- поднять. Слово г1айба родилось в то архидавнее время, когда голова называлась древним словотолком га-ор-та-оло-ова, от которого произошло и русское слово голова и нахский аналог корта (от га-оро-та), что в буквальном смысле га-видна, оро,-та-над ртом. Что касается русского варианта он тоже от того же словотолка Га-оро-та-оло-ва, га-оло-ова, что в переводе значит, га-вижу, оло-ова идет к закруглению. Значит древний словотолк гласил, что это часть тела над ртом, которая затем округлена. В обоих аналогах 2-х языков часть древнего словтолка га-оро-та-оло-ва «Га» общая. Значит ещё при жизни словотолка он имел синоним

«Га», который и сохранился в галгаевском слове гайба, в аналоге русскому слову подушка с ясной этимологией, что этот предмет кладут под ушко, когда в галгаевском варианте он нужен для подъема головы «Га». Изголовье галгаи называют говге, слово это произошло от га ово-ге, что тоже соответствует древнему слова «Г1а». в этом плане интересны галгаевские слова антонимы г1адвахар и г1айг1а (Родость и горе), которые в своё время тоже произошли от древнего слова «Га», что тогда значило, голова. Язык галгая настолько древен, что многие слова других языков, возникшие ещё во времена одноязычья, объяснимы только при помощи его лексики. Слова возникали как словотолки, выражавшие то или иное явление природы. В этом плане большой интерес представляют из себя слова, обозначающие день, ночь, год. Эти слова на русском языке не имеют этимологического объяснения, хотя когда-то они звучали вполне объяснимо. Русское слово день (Да-ени), и нахский аналог ди (Да-и) возвещали о том, что солнцебог да пришёл, другими словами появилось солнце, наступил день. Русское слово ночь и нахский аналог бийса, нахт (немецк), нихт (англ)- все эти варианты возникли по причине ухода солнца к наступления ночи. Только в нахском варианте бийса (ба-ий-са) названо солнце (са), а в остальных оно как бы замалчмвается по причине табуирования его названия. Нахский вариант ба-ий гласит, что оно удалилось, значит древний словотолк возник в силу описания первобытными ухода солнца с небес. Все три варианта ночи трёх остальных этносов возникли одновременно, когда земная гладь до горизонта называлась односложным древним словом «Ан». Вначале они звучали, как ночь (ано-очи), что в переводе значит внизу за линей горизонта, Нахт (ана-ахте)- уход за ану, нихт (ана-ихте). Фактически этимология последних 2х вариантов одинакова.К сведению читателей в нахском языке линия горизонта и по сей день звучит как ана-юхе (край аны). При помощи нахского древнего слова «Ан» легко расшифровывается макроэтимология исчезнувшего в океане древнего материка Атланта (Ада-ола-ана-та), что в переводе Ад-дуга экватора, ола- земля, ана-та на горизонте. Материк этот согласно макроэтимологии этого топонима лежал на линии экватора, на краю Аны-линии горизонта. Язык галгая- единственный язык в мире, сохраняющий в себе до наших дней словотолки времен Адама и Евы с ясной этимологией, поэтому он применим к расшифровке

тайн языков мира, происшедших в своё время от единого праязыка человечества. Древнее короткое односложное слово ан, которое объяснимо только на языке нахов в своё время имело первостепенное значение в образовании понятийных слов многих языков мира в том числе латыни, русского, немецкого, английского, испанского французского и других языков старого света. Достаточно того примера, что названия всех этих государств произошли от древней основы, вернее от древнего слова «ан», таких как Испания Франция, Германия, Галандия, Скандинавия, Фирляндия Англия и других используя макроэтимологический смысл слова ан, можно расшифровать смысл т.е. макроэтимологию этих вышеперечисленных стран. Например: Германия, герма-ан-ия, что в переводе значит- виден ан, т.е. эта страна равнинная; Франция- фера-ана-ан-сия, что в переводе- страна возвышенной аны и т.д. примечательно, что угол по латыни-ангу-ларис, аналогия в языках английского и французского англе от древнего словотолка ана-ге-ле- вид аны. А вид аны всегда упирается в линию горизонта, образовывая с небесной сферой угол. Значит первый угол, запечатлевшийся в сознании человека- это угол, образованный с стыком земли аны со сферой небес и линией горизонта. Если на языке галгая линия горизонта названа ана юх, то угол, образованный этой линией назван односложным древним словом «Са», что омонимично слову са (свет). Дело в том что и свет и линия рассвета рождаются одновременно с наступлением утра, когда четко вырисовывается на горизонте востока и сам угол и белизна наступающего рассвета. Что касается русского аналога, то здесь в слове угол (у-га-оло), вместо слова ан использовано древнейшее название земной глади-оло. Словотолк у-га-оло гласит конец удаления земли. В нахском варианте гола- поворот или изгиб. Что касается русского слова поворот, то он производно от оро (небо), так как оно тоже состоит из кругов и поворотов, подобно кругам и поворотам земли. К изучению свойств языка нахов мировая наука еще не приступила, но придет время, что это чудо-язык будут изучать ученые мира не из-за любви к нахам, а из-за научного интереса который таит в себе этот загадочный язык.

М. Аушев.

На вопросы возникающие на счет выше указанных статьей можно присылать на Элек.адрес:[email protected] , автор ответит на все вопросы возникающие у читателей по ходу чтения его статьей.

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Комментарии

Тон Втр, 13/01/2015 - 12:42

Название Эги-кал Вы расшифровали. Было бы интересно узнать что означают названия других башенных замков. Есть у вас такие данные?

Bartabos Пнд, 12/01/2015 - 13:58

ЭТО ФИЛОСОФИЯ ИНГУШСКОГО ЯЗЫКА, О НЕЙ ТАКЖЕ ПИШЕТ И Б. КОКУРХОЕВ, ЭТО НАУЧНАЯ СТАТЬЯ, ТЕ КТО НЕ ПОНИМАЕТ СВОЙ ЯЗЫК И НЕ ХОЧЕТ ЕГО ПОЗНАТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЛУБИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ ПУСТЬ МОЛЧИТ! НЕВЕЖДЫ!

Гость06 Пнд, 12/01/2015 - 23:25

Все такие умные.куда это я попал.

Гость06 Пнд, 12/01/2015 - 03:19

Вот чудак.столько времени потратить на такую ерунду.

Башир77 Пнд, 12/01/2015 - 09:10

Убедительно просим присылать Ваши Коментарии на элек.почту автора Элек.адрес:[email protected]
А кто чудак или нет не Вам судить,это научная работа а не ерунда

Гражданин РФ однако Пнд, 12/01/2015 - 00:23

_&_Юго-запад! Ау! Теперь мы знаем кто наших телевизионных дикторов обучает и какому языку! Happy)) Оказывается они на словотолке шпарят!!! Happy))

юго-запад Пнд, 12/01/2015 - 19:05

... словотолк )))

Башир77 Пнд, 12/01/2015 - 09:11

Умничать Мы все мастера

ing86 Вс, 11/01/2015 - 23:03

Муть.. Я - НЕ "шарли эбдо"!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Башир77 Пнд, 12/01/2015 - 09:32

Если у Вас есть вопросы присылайте на электр. почту, а "Муть" это или нет не Вам судить

ing86 Пнд, 12/01/2015 - 12:01

Вот это и есть мой вопрос:"МУТЬ"?

уфф Вс, 11/01/2015 - 21:06

опять ты со своим солцеворотом и водяной мельницей... а-ля нью теори эволюци... <<могли ли ПЕРВОБЫТНЫЕ люди (интересно какими ты их себе представляешь? если ростом под тридцать метров, то правильно) сразу сочинить слова ряда числительных до десяти? Конечно нет>> В этом ты прав, они не сочиняли, словам, числам и названиям их научил их отец Адам, а Адама научил его Создатель, Творец всего. Те кто отвернулся от Аллаха, одичали и стали "первобытными", забыли слова, названия и счет. Вот они-то сочиняли...

Башир77 Пнд, 12/01/2015 - 09:31

Во первых уважаемый не ты а Вы.
Если есть конкретные вопросы пожалуйста присылайте на элек.почту, автор с уважением ответить Вам
а белиберду печатать в комментариях не нужно

ing86 Пнд, 12/01/2015 - 12:05

В ингушском языке нет обращения "ВЫ",уважаемый знаток древнего языка.Какой-то ты неуравновешенный.

Гость06 Втр, 13/01/2015 - 00:57

Но ты же на русском пишешь а не на ингушском )))

Гость индус Вс, 11/01/2015 - 19:34

Незжнаю как русский язык может назвать на букву "А" пару слов, или слово Уздечка перевести как "уз ди дечик", но автор как то обходит времена Валинского столпототворения, и поехавшем у народов речевом центре в мозге, как бы "бешенство коровы" - разжижение мозга на то время. А потом фиксация мозга построр ронними какими то силами (длиноголовых, или дольменов?).
В любом случае,хотябы надо цифровой язык обозначить, прежде чем "ораторию2 объяснять. Китабун Маркумун,или хотябы просто сказать, сколько будет в числе Голубь и Ворон, или слово нил в числах (Нейлос), или соответствие времени слову "Малх",что в ингушском языке, что в еврейском...в общем еще много надо знать....

Башир77 Пнд, 12/01/2015 - 09:45

Если есть конкретные вопросы пожалуйста присылайте на элек.почту, автор с уважением ответить Вам

Башир77 Пнд, 12/01/2015 - 09:34

Если есть конкретные вопросы пожалуйста присылайте на элек.почту, автор с уважением ответить Вам

© 2007-2009
| Реклама | Ссылки | Партнеры