Всякая книга познавательна. И с этой выработанной столетиями точки зрения книга дает знания, в том числе и для их практического применения.
Вышедшая недавно книга Идриса Абадиева
«13 адатов ингушского народа» в этом смысле крайне полезна и насущно необходима каждой ингушской семье. Её можно назвать книгой об утраченном или утрачиваемом.
Наши ученые и раньше объясняли суть традиций и обычаев ингушского народа с точки зрения философии или этнографии, но И. Абадиев написал популярную книгу на популярную тему.
На прямой вопрос своего соплеменника: кто ты по национальности? мы с некоторым недоумением по поводу вопроса можем ответить: «Ингуш!» И в ответе часто звучат уверенность и восклицательный знак. Но в данном случае речь идет не о пресловутой пятой графе, которая прежде присутствовала в нашем паспорте. Речь идёт об обычаях и традициях, которые, кроме, или помимо этой формальной записи в паспорте или анкете, идентифицируют национальность человека в яркой палитре наций и народностей мира.
В век, когда наши имена, одежда, стиль поведения, речь во многом являются заимствованными от ближних и дальних соседей, а нашими остаются только фамилии и та самая декларативная уверенность в национальной принадлежности, книга Идриса Абадиева является прекрасным подспорьем в познании наших обычаев и традиций.
Старшее поколение хорошо помнит кампании, развернутые в стране против этих национальных компонентов на протяжении нескольких десятилетий. Они даже имели свое наименование: «Борьба с пережитками прошлого». К счастью, попытка нивелировать наши традиции и обычаи и подвести их под общесоветский стандарт не имела большого успеха.
Сейчас нет давления с требованием соблюдать навязанные стандарты. Есть другая опасность: под тихим внушением идеологов со стороны и их адептов на местах мы продолжаем утрачивать то, что сумели сохранить в годы партийного диктата. И уже не возмущаемся, а считаем это естественным процессом. В этом и кроется опасность. Разумеется, каждый волен поступать так как считает нужным в соблюдении того или другого обряда или той или иной традиции. Но тогда гордый ответ «Я ингуш!» на тот самый вопрос выглядит крайне сомнительным.
Идрис Абадиев шаг за шагом, доступным и ясным слогом объясняет изначальную суть наших основных традиций и обычаев, умело и доказательно говорит, что их соблюдение не противоречит религии или общечеловеческим нормам общежития. Наоборот, они укрепляют единство и многообразие народа и общества в целом, они позволяют соблюдать и каноны ислама, и общечеловеческие нормы, и идентифицируют человека.
Мы часто в застольях и с трибун любим хвалиться тем, что наши предки были мудрыми. Без сомнения, это так и было. Но как раз они и выработали на протяжении нескольких столетий эти обычаи и традиции и передали нам как самое ценное наследие. И ни один постулат адата не был взят на вооружение по чьей-то персональной или фамильной прихоти. Их вырабатывала сама жизнь, сами условия человеческого общежития.
С годами все обычаи проходят через стадии совершенствования и внесения изменений той или иной эпохой, иной необходимостью, продиктованной жизнью в общении и взаимодействии с другими народами. Это естественный процесс. Но они не могут и не должны терять своей базовой основы, заложенных в них первозданных смыслов и предназначений.
От каких-то обычаев или их национальных составляющих мы отказались под влиянием представителей духовенства, от каких-то нюансов мы отказались под влиянием наших женщин, противостоять которым мало какой мужчина отваживается. О последнем влиянии мы говорим иногда с легкой усмешкой или в виде анекдота. Это для самоуспокоения…
Именно обычаи – адаты являются необходимым атрибутом в жизни народа, делающим его каждого представителя в отдельности и народ в целом тем, кто они есть и кем должны быть – ингушами и ингушским народом.
Нет смысла пересказывать содержание каждой из 13 глав этой полезной и нужной книги И.Абадиева. Хорошо иллюстрированная и достаточным на первое время тиражом изданная книга требует многоразового прочтения, вдумчивого осмысления. Прочитав все или любую главу несчастливого числа книги, любой найдет немало примеров, когда наши близкие, наши знакомые, а если честно признаться, то и мы сами, нарушаем обычаи – адаты.
Каждая глава книги, посвященная одному из адатов, требует отдельного рассмотрения с целью определить, насколько он сохранился и что сделать, чтобы уберечь и уберечься от дальнейшей его девальвации и исчезновения в конечном счете.
Возможно, я не столько говорил о содержании книги или пересказывал ее содержание. Просто изложил мысли, которые навеяла эта очень нужная и интересная книга. Издание должен прочитать каждый сам. И не раз.
Если задуматься (а книга заставляет думать), то в каждой семье, в каждом из нас есть те или иные отклонения от наших традиций и обычаев. Часто нам трудно в этом признаться даже самим себе. Книга И.Абадиева настоятельно просит нас вернуться к нашим традициям и обычаям, многими из которых восхищались и восхищаются соприкасающиеся с нами представители других народов. И которые позволяли проявить лучшие человеческие качества.
Книга И.Абадиева требует семейного прочтения в каждом нашем доме, она должна быть настольной книгой в каждой семье.
Якуб ПАТИЕВ
Последние комментарии
3 недели 10 часов назад
3 недели 10 часов назад
4 недели 1 день назад
4 недели 1 день назад
6 недель 4 дня назад
6 недель 4 дня назад
7 недель 2 дня назад
8 недель 5 дней назад
17 недель 3 дня назад
17 недель 4 дня назад